Автор: Тарасова Наталия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад №131 "Ветерок"
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия “Путешествие в дальние страны”.
Раздел: дошкольное образование
Конспект и самоанализ логопедического занятия для детей старшей
группы детского сада “Путешествие в дальние страны”.
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в
самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение
использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных
упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять
словарный запас, обучать согласовывать существительные с
прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и
изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание,
общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать
разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к
занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки
сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать
эмоциональное сочувствие обездоленным.
Виды детской деятельности:
Игровая,
Двигательная,
Коммуникативная.
Материально-техническое оснащение:
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение
собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с
символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах,
коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных
тетрадях).
Ход
I Орг.момент
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то
беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт
во всех этих словах? (Ш)
II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться
красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны
делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются,
зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём
наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом
язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны.
Хотите?
А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту.
Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в
волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы
покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
1. а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
2. идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
3. идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
4. идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть
предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
5. идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка
и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная
кошка” - пальчиковая игра и маски.
6. Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование
притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]).
(На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный
ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем
на других занятиях.
Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации
звука [Ш]
На занятии присутствовали дети старшей группы , со схожими речевыми
нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над
звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и
требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было
построено по технологии игрового обучения. Также были использованы
технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На
занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование
звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих
задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных
упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять
словарный запас, обучать согласовывать существительные с
прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и
изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое
внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать
разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к
занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки
сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать
эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной
литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала
содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту
детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей
(состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные
инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая
помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной
деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов
разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение
дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа
отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были
взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к
занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”.
Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой
моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым
дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко
“Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с
существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”,
для обучению согласовывать существительные с притяжательными
прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему
способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев
стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на
фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько
анализаторов и способствовали развитию высших психических функций
(внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю
создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение
правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в
возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу
способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный
эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была
правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-
гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.