Автор: Родионова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Петушок"
Населённый пункт: п.Линда (Линдовский с/с), г. Бор, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Многофункциональная магнитная игра
Раздел: дошкольное образование
Выполнила: воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида
«Петушок» п. Линда Борского района Нижегородской области
Родионова Светлана Евгеньевна
Многофункциональная магнитная игра.
С самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все
происходящее вокруг. На 2-3 году жизни дети учатся выделять, цвет, форму и
величину как особые признаки предметов. Играя, ребенок знакомится с
окружающим его миром, получает представление о различных предметах и
явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать,
сравнивать, обобщать. Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие
детской активности, свободный выбор предметного материала только
стимулирует ребёнка к открытиям. Развивающие дидактические игры
занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление
малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению
характерных признаков предметов (величину, форму, цвет, различать их, а
также устанавливать простейшие взаимосвязи).
Я предлагаю вам познакомиться с «Многофункциональной магнитной
игрой», на создание которой натолкнула моя дочь. Мы купили магнитную
мозаику из геометрических фигур, придумали разнообразные варианты
заданий.
Из чего состоит игра: магнитные геометрические фигуры разного
размера и цвета, магнитная доска с бортиком размера 30 на 40см, карточки-
задания.
Далее я предлагаю вам несколько вариантов дидактических игр.
«Наряди матрёшку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по цвету, соотнесению фигур по форме методом
наложения. Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры:
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические
фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут
закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Варианты игры:
«Наряди матрешку цветными фигурками», «Наряди матрешку фигурками
одного цвета», «Наряди матрешку самостоятельно».
«Украсим кораблик»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по цвету, соотнесению фигур по форме методом
наложения. Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры:
Ребёнок берёт кораблик и методом наложения выкладывает геометрические
фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут
закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Варианты игры такие же, как в игре «Наряди матрешку», можно
предложить украсить фигурами одной формы и разные по цвету.
«Цветные окошки»
Цель: Учить детей запоминать геометрическую фигуру «квадрат». Обучать
соотнесению фигур по форме и цвету методом наложения. Развивать мелкую
моторику рук.
Описание игры:
Ребёнок берёт домик и методом наложения выкладывает геометрические
фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут
закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
«Большой и маленький домик»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по цвету, соотнесению фигур по форме методом
наложения. Закреплять понятия «большой и маленький». Развивать мелкую
моторику рук.
Описание игры:
Ребёнок методом наложения выкладывает геометрические фигуры по
контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты
геометрическими фигурами нужного цвета.
Варианты игры: домики разные по величине и одинаковые по цвету.
Домики разные по величине и разные по цвету. Самостоятельно придумать
большой и маленький дома.
«Выложи узор»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по форме и цвету методом наложения. Развивать мелкую
моторику рук. Формировать умение выкладывать узор самостоятельно.
Описание игры:
Ребёнок методом наложения выкладывает геометрические фигуры по
контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты
геометрическими фигурами нужного цвета.
Варианты игры: Узор из фигур одной формы и разного цвета. Узор из фигур
одного цвета и разной формы. Узор выполняется самостоятельно.
«Выложи картинку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по цвету, соотнесению фигур по форме методом
наложения. Развивать мелкую моторику рук, умение соотносить предметы
нашего окружения с геометрическими фигурами.
Описание игры:
Ребёнок методом наложения выкладывает геометрические фигуры по
контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты
геометрическими фигурами нужного цвета и формы.
«Собери по цвету»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать
группировке фигур по цвету. Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры: сказка о том, как жители 4-х цветных королевств вышли
погулять, перепутались и заблудились. Необходимо помочь фигуркам найти
своё королевство нужного цвета.
Игра считается законченной, если все фигурки найдут своё королевство
нужного цвета.
ВАРИАНТЫ ДРУГИХ ИГР:
«ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Учить детей запоминать геометрические фигуры, понятия «один-
много».
Описание игры: Игра проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на
магнитной доске геометрические фигуры одну и много, закрепляет цвет.
Потом предлагает детям по показу найти и расположить фигуры.
«ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг,
квадрат, треугольник), развивать умение называть цвет фигуры,
Описание игры: Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с
геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала
воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы
фигур детям и по своему показу просит показать ребенка.
«РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ
ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг,
треугольник, квадрат), но разной величины.
Описание игры: У каждого фигуры круга, треугольника, квадрата разной
величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу
подобрать свои геометрические фигуры.
«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Описание игры: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит,
что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем
воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку,
показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие геометрические
фигуры. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы.
Сначала воспитатель сам показывает, как нужно выкладывать бусы, а потом
предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой
фигуры, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,
затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его
в первую очередь привлекают большие фигуры. Затем кукле показывают,
какие получились бусы.
«КРУГ, КВАДРАТ»
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять кругов и квадратов одного цвета.
Описание игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры,
произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это
– квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную
тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим
местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это?
(Квадрат) и т.п.».
Магнитные геометрические фигуры мы используем в самостоятельной
творческой деятельности, придумываем разные фигуры на большой белой
доске.
Магнитную доску можно использовать и как основание для макетов.
Желаю всем творческих успехов.