Напоминание

Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении с художественной литературой и развитии речи


Автор: Исакова Валентина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении с художественной литературой и развитии речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного

детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к

выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит

овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и

позволяет привлечь и удержать внимание детей. Использование

символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и

усвоения

материала,

формирует

приёмы

работы

с

памятью.

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать

полученные

знания.

Модели

помогают

рассматривать

и

описывать

объекты

в

определенной

последовательности,

по

плану,

обучая

тем

самым

логике

рассматривания и рассказывания.

В календарно-тематическом планировании средней группы ДОУ,в

образовательных

областях:познавательное

и

речевое

развитие,используются наглядные дидактические пособия:

Математический

планшет,БлокиДьенеша,ПалочкиКюизенера,Сложи

узор.Но

хочется

обратить внимание на работу с заместителями в образовательной

области- речевое развитие и ознакомление с художественной

литературой.

В

качестве

заместителей

удобно

использовать

бумажные

кружки,

квадратики,

полоски,

различающиеся

по

цвету,

величине

и

форме.

Заместители нужны для пересказа и обыгрывания сказки.

При этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно

использовать заместители.

При пересказе сказки «Теремок» можно предложить детям использовать

для моделирования заместители - круги разного цвета

и договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки.

Затем детям задаются вопросы.

-Как называется сказка, которую они слышали?

-Кто первым увидел теремок?

-Мышка. Какая? (серенькая)

-Кто прибежал в теремок после мышки?

-Лягушка. Какая? (зелёная). Почему?

-После лягушки?

-Зайчик. Какой? (белый, пушистый)

-После зайчика?

-Лисичка. Какая? (рыжая, пушистая)

-После лисички?

-Волк. Какой?(серый, волчок-серый бочок)

-После волка?

-Медведь. Какой? (косолапый, коричневый)

Таким образом, ребёнок сам составляет и рассказывает сказку, заменив её

персонажей на заместители по цвету.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» можно выбрать заместители по

величине.На экране интерактивной доски-картинка «рукавичка».У детей

фланелеграфы, семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители

ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска -

это мышка, полоска побольше - лягушка, ещё побольше-зайчик,побольше

зайчика-лиса,побольше лисы-волк,побольше волка-кабан,самая большая -

медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает

наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание

полосок от самой маленькой до самой большой).

Пересказ по сказке «Два жадных медвежонка» проводится на

интерактивной доске. Для моделирования выбраны заместители по форме.

Большой коричневый кружок (старая медведица), два маленьких

коричневых кружка (два медвежонка), большой оранжевый кружок

(лиса),жёлтый квадрат(сыр).

Первый ребёнок выбирает нужные заместители и рассказывает первый

эпизод сказки, показывая всё происходящее на заместителях.

-Что за семья жила в густом лесу?

-Что велела медвежатам мама медведица, когда они отправились

путешествовать?

Аналогично пересказываются второй и третий эпизоды. Желательно

обратить внимание детей на то, что сыр имеет не такую форму, как другие

заместители, так как это не герой сказки, а предмет ( в терминологии детей -

еда).

-Из- за чего поссорились братья медвежата?

-Разделили сыр?

-Помогла лиса медвежатам?

-Что досталось голодным медвежатам?

-Остались они довольны?

Таким образом, дети пересказывают отдельные эпизоды сказки, используя

заместители по форме.

Использование наглядного моделирования заметно облегчает детям

овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы

четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные

модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку

определять главные структурные компоненты текста при пересказах.



В раздел образования




Яндекс.Метрика