Напоминание

Работа с одаренными детьми в школе


Автор: Леонова Наталья Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ школа с.Анучино
Населённый пункт: с.Анучино
Наименование материала: Одаренные дети
Тема: Работа с одаренными детьми в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Вот уже второй год целях обеспечения развития общего образования

во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный

государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС

лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества

планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств

личности,

отвечающих

требованиям

современного

общества;

учёт

индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их индивидуального

развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных

мотивов.

На сегодняшний день в полную силу идет работа над реализацией

основной образовательной программы начального общего образования,

являющейся фундаментом для дальнейшего продвижения новых стандартов.

Основная образовательная программа образовательного учреждения -

это неотъемлемый компонент ФГОС. Она содержит в себе девять разделов,

среди которых важное место занимает программа коррекционной работы.

Данная программа состоит из двух компонентов - работа с детьми с

ограниченными возможностями и работа с одаренными детьми. В обоих

случаях,

образовательный

процесс

и

его

направления

должны

корректироваться в соответствии с потребностями детей данных категорий.

В случае с одаренными детьми - в сторону расширения, усложнения,

систематизации.

В соответствии с рабочей концепцией одаренности, разработанной

по заказу Министерства образования Российской Федерации, в содержании

программ для одаренных детей следует использовать такие подходы, как

ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Согласно Концепции одаренность является системным качеством,

характеризующим

психику

ребенка

в

целом.

При

этом

именно

направленность личности,

система ее ценностей определяют, как будет

реализовано «индивидуальное дарование». Такое видение данного вопроса

расходится

с

привычным

представлением

об

одаренности.

Зачастую

одаренность трактуется именно как высокий уровень развития конкретных

способностей ребенка.

Таким образом, гуманистическая направленность Концепции ставит на

первое место задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

Важно помнить, что именно на этих детей общество в первую очередь

возлагает

надежду

на

решение

актуальных

проблем

современной

цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания

общества. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей -

поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Понимание одаренности как системного качества предполагает

рассмотрение личностного развития как основополагающую цель работы с

одаренными детьми. Однако следует иметь в виду, что системообразующим

компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание

условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в

качестве центральной задачи личностного развития.

В

целом,

конкретные

цели

обучения

одаренных

учащихся

определяются с учетом качественной специфики определенного вида

одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. В

качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью

выделяются следующие:

развитие духовно-нравственных основ личности одаренного

ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а

то, какое применение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и

раскрытие

самобытности

и

индивидуального

своеобразия

его

возможностей);

обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого

уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого

уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с

индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут

оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех

учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как

естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации

воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных

предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных

качеств,

как

целеустремленность,

настойчивость,

ответственность,

альтруизм, дружелюбие, сочувствие и

сопереживание,

позитивная

самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

В национальной программе «Наша новая школа» утверждается, что

одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть

выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а

также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо

создать

как

специальную

систему

поддержки

уже

сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для

проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и

выявления достижений одаренных детей.

Учитывая феномен одаренности, его своеобразие и многообразие,

организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует

предварительного ответа на следующие вопросы:

1)

с каким видом одаренности мы имеем дело

2)

в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой,

потенциальной;

3)

какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:

развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь;

проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и

мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных

учреждений и т.д.;

4)

какой

тип

образовательного

учреждения

целесообразно

использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми

гимназию,

общеобразовательную

массовую

школу,

учреждение

дополнительного образования и т.д.

Важно подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность

получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально

возможного

для

него

уровня

развития.

Именно

поэтому

проблема

дифференциации обучения, коррекции учебного процесса особенно актуальна

для одарённых детей.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его

нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться,

самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит

давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого

ребенка

трудно

воспитывать

терпение,

усидчивость.

Проблема

одаренности

состоит из проблемы выявления, обучения и развития

одаренных детей.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие

их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая

любознательность и исследовательская активность.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая

основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их

отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение

широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой

словарный

запас,

сопровождающийся

сложными

синтаксическими

конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с

удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова,

должные,

по

их

мнению,

выражать

их

собственные

понятия

и

воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации

умственных способностей.

Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности

именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом

интеллекта.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга

по видам одаренности.

Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных

школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в

области художественного творчества и исполнительского мастерства в

музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро

овладевают

основополагающими

понятиями,

легко

запоминают

и

сохраняют

информацию.

Высокоразвитые

способности

переработки

информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Творческая одаренность.

Прежде

всего,

продолжаются

споры

о

самой

необходимости

выделения

этого

вида

одаренности.

Суть

разногласий

состоит

в

следующем.

Одни

специалисты

полагают,

что

творчество

является

неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть

представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи

отстаивают правомерность существования творческой одаренности как

отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью

нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их

выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у

учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и

авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора;

отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

Социальная одаренность.

Это

исключительная

способность

устанавливать

зрелые,

конструктивные

взаимоотношения

с

другими

людьми.

Социальная

одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких

областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать,

ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом,

социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности

охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью

установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти

особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую

одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений

социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в

которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше

среднего;

умение

принимать

решения;

способность

иметь

дело

с

абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными

ограничениями;

ощущение

цели,

направления

движения;

гибкость;

чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость;

энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные

виды

одаренности

проявляются

по-разному

и

встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости

от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Существуют следующие проблемы одаренных детей:

Проблемы одарённых детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что

учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка.

Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что

учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и

неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования,

не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты

идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей

характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная

жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей

степени, чем для среднего ребёнка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и

социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и

играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться

лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей

характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не

достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе

связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём,

чем они занимаются. Они критически относятся к собственным

достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной

неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой

завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают

переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила,

которая приводит к высоким достижениям.

9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более

восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи,

они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к

окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает

слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя

окружающими.

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной

любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко

монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это

вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда

такого внимания.

11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной

терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном

развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими

презрение или нетерпение.

Основной формой организации учебного процесса в школах остается

урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным

разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию

работы. Широкое распространение получили групповые формы работы,

различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся

в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они

позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени

утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат

развитию творческой инициативы.

Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке

учащихся к олимпиадам, проводятся следующие виды деятельности:

1. Предметные недели, являющиеся важным фактором,

влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых

способностей. На протяжении многих лет в нашей школе ежегодно

проводятся предметные недели. При подготовке к предметным неделям

становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать

что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке

мероприятий. В рамках предметных недель проводятся конкурсы,

викторины, мероприятия.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему

индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Большое значение необходимо уделять проектной деятельности.

4. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.

5. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

6.Участие в районных турах предметных олимпиад.

Презентация об олимпиадах

Кто-то

сказал:

«Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов

конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».

На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует

определённые требования к личности педагога:

Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа,

тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует

инноваций.

В

Федеральном

компоненте

государственного

стандарта

отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и

проведении

учебно-исследовательской

работы”;

творческое

решение

учебных и практических задач; создание собственных произведений,

проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими

словами,

от

школы

ждут

не

"нашпигованных”

знаниями

выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и

применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных

программах обучения. Именно дети с высоким интеллектом больше всего

нуждаются в “своем” учителе.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.

Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей.

Наиболее

существенным

фактором

успешности

работы

учителя

является глобальная личностная характеристика — система взглядов и

убеждений, в которой большую значимость имеют представления о

самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.

Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном

общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для

одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей

деятельности

должно

отвечать

следующим

характеристикам:

он

разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает

теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет

учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает

личность;

способствует

формированию

положительной

самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и

работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов

высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Одну из важнейших характеристик учителя, работающего с

одаренными детьми составляет мотивация, позитивная Я-концепция.

Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает

чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не

может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя

можно выделить зрелость,

успешный опыт педагогической работы,

эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.

Не менее важна и профессиональная компетенция педагога, обучающего

одаренных детей, основанная на его личностной готовности к работе с

одаренными

детьми,

специальной

теоретической

подготовке,

тесно

увязанной с опытом практической работы.

В дополнение к этому он должен обладать такими качествами,

которые существенны в общении с любым школьником. Учитель

должен:

— разбираться в психологических особенностях детей, учитывать их

потребности и интересы;

— быть доброжелательным и чутким;

— уметь строить обучение в соответствии с результатами

диагностического обследования ребенка;

— быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать

обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

— быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и

хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

— иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг

интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

— обладать чувством юмора;

— быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению

специальных знаний;

— проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

— стимулировать когнитивные способности учащихся.

Не случайно все настойчивее звучат требования к изменению

содержания традиционного урока в сторону его развивающей составляющей,

использования новых образовательных технологий, современных способов

обучения, о чем заявляется в ФГОСах. Пройдет три года, и Новый стандарт

шагнет в основную школу, а подготовка к нему, к работе с одаренными

детьми должна начинаться уже сегодня.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что забота о развитии

одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры,

социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного

ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Разминка:

Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств,

которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те

свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не

нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному

руководителю.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы –

нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую

незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!



В раздел образования




Яндекс.Метрика