Автор: Гусманова Жемис Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Ленинская школа - интернат"
Населённый пункт: г.Ленинск, Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, и их родителями по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни"
Раздел: дошкольное образование
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, и их родителями
по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Молодежь счастлива тем,
что у нее есть будущее
Н.В. Гоголь.
В современном обществе, которое уверено, что
научно-технический
прогресс полностью разрешит проблемы цивилизации, произошло разрушение
нравственных ориентиров молодежи , складывающихся веками, что постепенно
приводит к уничтожению духовной сферы человека, к кризису личности.
Следствием
этого
стало
состояние
неудовлетворенности
жизнью
среди
подрастающего поколения в погоне за обогащением, красивой жизнью, легкой
наживой, которые нам постоянно навязывают с экранов телевизоров, сети
интернет. Молодежь оказывается зомбированной
на дорогих автомашинах,
красивой одежде, огромных денежных состояниях. Но когда ребенок оказывается
один на один с трудной жизненной ситуацией, все его мечты рушатся в один миг, и
он не готов справиться самостоятельно с возникшей проблемой. И молодежь
обращается к алкоголю, наркотикам и другим видам асоциального поведения. И в
большинстве случаев проблемой являются не наркотики, а факторы социального
характера: нарушение семейных и родственных связей, традиций, здоровых
отношений в среде сверстников и в обществе в целом. Вот почему перед школой
встала первостепенная задача усилить воспитание в области здоровья не только
физического, но и психического, духовного.
На мой взгляд, процесс воспитания детей в области здоровья не может быть
кратковременным курсом или одноразовым мероприятием. Это длительный,
последовательный,
систематический
процесс,
осуществляемый
всем
педагогическим коллективом. И начинать его надо как можно раньше, уже на
уровне начального звена. Несколько лет в школах преподается курс «Основы
здорового образа жизни», который на каждом этапе обучения ребенка помогает
осознать важность и ценность своего здоровья и здорового образа жизни.
Подрастающему поколению приходится жить в условиях разрушенной природы,
загрязненного воздуха, отравленной воды и почвы и нужно уметь организовывать
свою жизнь так, чтобы свести к минимуму их вредное влияние на организм.
На этапе начальной школы
дети получают навыки в области своего
здоровья.
Личная
гигиена
рассматривается
как
необходимое
условие
существование человека, не соблюдение гигиенических норм и правил – это путь
распространения инфекционных заболеваний. На этом же этапе дети получают
информацию о разрушительном влиянии на организм человека алкоголя, никотина,
наркотиков.
Так же необходимым условием формирования навыков
ЗОЖ
является изучение влияния окружающей среды на организм человека. Педагог
обращает внимание на негативное отношение человека к природе: загрязненные
улицы, уничтоженные деревья, разрушенные газоны и т.д. И рассматривается
необходимость спасать природу, для этого проводятся классные часы, уроки-
нравственности, экскурсии, в школе и классах размещаются лозунги: «Погибнет
природа – погибнет человек», «Спасая природу – спасаешь своё здоровье», «Твоё
здоровье зависит от здоровья природы» и т.д.
Так из класса в класс расширяется объем учебного материала, направленного
на воспитание в области здоровья и формирования у детей привычек здорового
образа
жизни.
Первостепенная
задача
педагога,
создать
и
развить
здоровьесберегающее пространство вокруг детей.
Наряду с физическим здоровьем, здоровье психическое играет не менее
важную роль в жизни ребенка. На современном этапе развития общества на школу
возложена одна из важнейших обязанностей – это воспитание социально
ориентированной личности, полностью готовой к самостоятельной жизни. Выйдя
из стен школы, молодые люди
должны чувствовать себя уверенными,
благополучными, способными реализовать свой собственный потенциал в том или
ином направлении, легко справляться со стрессовыми ситуациями, продуктивно
работать и создавать крепкие семьи.
Но работа школы в направлении здоровой гармонически развитой личности
возможна только при условии оказания активной помощи со стороны родителей.
Закон “Об образовании” (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей
на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные
учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную
деятельность.
Тесная связь школы с семьей – это великая сила, помогающая понять личность
ребенка, мир его увлечений, склонности к тем или иным поступкам, возможно
негативным, чтобы вовремя их предотвратить. Все родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми, но правильно ответить на простой вопрос: «Как
это сделать?», порой, не могут. Здесь на помощь приходит школа. В школе
традиционно выстроена система, помогающая родителям правильно организовать
образ жизни своего ребенка. Эта система направлена на положительную динамику
физического
состояния
детей,
снижение
хронических
заболеваний,
уровня
тревожности
и
агрессии,
что
мы
очень
часто
наблюдаем
в
связи
с
компьютеризацией нашей жизни, формирование у ребенка умений выстраивать
отношения со сверстниками, родителями, людьми и т.д. Самая большая хитрость
семьи – это умение так организовать жизнь своего ребенка, чтобы он сам проявлял
инициативу, брал ответственность на себя, находил ответ на волнующий его
вопрос.
Вспомните ответственного некрасовского "мужичка с ноготка", на шестом
году серьёзно заявлявшего: "Семья-то большая. Да два человека всего мужиков-то:
отец мой да я". Создание благоприятного морального климата в семье,
доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь,
вот та основа, которая является фундаментом для построения физически крепкого,
психически здорового, эмоционально устойчивого организма.
Только при таком гармоничном взаимодействии семьи и школы, где
абсолютной ценностью является ребенок и его здоровье, возможно повышение
качества и уровня жизни, общей культуры поведения населения нашей страны, а
это залог политической стабильности и экономического прогресса государства.