Автор: Нуртдинова Гулия Мингалимовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Конспект НООД
Тема: "Лесные чудеса"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательная деятельность с детьми
средней группы «Лесные чудеса»
Цель:
В
проце ссе
познавательной
деятельно сти
у т оч н и т ь ,
конкретизировать и расширить знания детей о лесе.
Задачи:
Воспитывать
бережное
отношение
к
природе.
Способствовать
развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Развивать
диалогическую
речь
детей.
Учить
отвечать
полным
ответом
на
вопрос
воспитателя,
согласовывать
слова
в
предложении,
образовывать
форму
множественного
числа
существительных
в
родительном
и
винительном
падежах
,
активизировать в речи прилагательные.
Развивать
фразовую
речь,
слуховое
внимание,
память.
Формировать умение выделять и правильно произносить звук «с».
Знакомить
детей
со
свойствами
дерева
с
помощью
опытов,
экспериментов: плавает, горит, ломается.
Материал:
Запись «Звуки леса»
Деревянные изделия, веточки, камни
Емкость с водой
Муляжи грибов и ягод
Загадки
Предварительная работа
Показ иллюстраций с изображением лесного ландшафта, беседа с
детьми
о
лесе,
рассказы
из
личного
опыта
детей,
показ
иллюстраций
грибов
и
ягод,
беседа
с
детьми
о
правильном
поведении в лесу.
Словарная работа
Использование
слов-антонимов:
легкий-тяжелый,
съедобный
-
несъедобный;
ломается,
горит;
расширение
активного
словаря
детей за счет употребления в речи прилагательных: лес- еловый,
сосновый, березовый – березовая роща, дубовый- дубрава.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель держит в руках лист бумаги, имитируя кору дерева,
скатанный в трубочку и завязанный веревочками с шишками.
Воспитатель: Ребята, мне пришло необычное письмо. Интересно
от кого оно? Как вы думаете?
Дети: Наверно от белочки.
Воспитатель: Как вы догадались, что это от белочки?
Дети: Оно с шишками, а шишки любят белки.
Воспитатель: Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо.
«Я приглашаю вас в гости к себе домой, хочу показать и рассказать
о своем доме. Белочка Искорка». А где дом у белочки?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Отправимся в небольшое путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Закрыли глаза. Раз, два, три…(звучит запись «Звуки
леса»)
Белочка: Здравствуйте, ребята! Куда вы попали, как вы думаете?
Дети: В лес.
Белочка: Правильно, здесь поют птицы, слышен шум деревьев.
Давайте присядем на лесную полянку и поговорим о моем доме-
лесе. Что такое лес? Какой бывает лес? Какую пользу от леса
получают люди. Так как вы думаете, что такое лес?
Дети: Это много деревьев.
Белочка: Это много деревьев, растущих рядом друг с другом. Лес
бывает смешанным- рядом растут разные деревья. А когда рядом
растет много берез, как называется такой лес?
Дети: Березовый лес.
Белочка: Лес называется березовый или березовая роща. Лес, где
растут дубы?
Дети: Дубовый лес.
Белочка: Дубовый лес или дубрава. Где растут ели? Где растут
сосны?
Дети: Еловый лес. Сосновый лес.
Белочка: Сосновый лес или сосновый бор. Произнесите слово
«лес», какой звук слышится в конце слова?
Дети: Звук «с».
Белочка: Произнесем все вместе звук «с» сначала громко, а потом
тихо. Дети произносят звук «с» громко, затем тихо. Воспитатель
просит нескольких детей индивидуально произнести звук «с». А я
знаю чистоговорку со звуком «с»: « Са-са-са в лесу бегает лиса »,
«Ес-ес-ес
у
нас
еловый
лес».
Запомнили?
Давайте
вместе
ее
произнесем. Повторяют вместе и индивидуально. Мы сказали в
лесу много деревьев, а как сказать одно…
Дети: Дерево.
Белочка: Одно дерево, много деревьев, деревья. Ребята, про какое
дерево можно сказать: «И зимой и летом одним цветом»?
Дети: Елка.
Белочка: А про деревья можно так сказать?
Дети: Нет.
Белочка: Какими же бывают деревья в разное время года?
Дети:
Зимой
деревья
стоят
голые,
без
листьев.
Весной
–
появляются зеленые листочки. Летом на деревьях много зеленых
листьев. Осенью листья желтеют и опадают.
Белочка: Для меня лес- это дом. Для чего вам нужен лес?
Дети: Ходить в лес отдыхать.
Белочка:
Вы
ходите
в
лес
отдыхать,
послушать
пение
птиц,
насладиться красотой леса и цветов. Используем запись звуков
леса как фон. Давайте и мы свами прогуляемся по лесу. Подул
слабый
ветер,
и
мы
слышим,
как
тихонько
шумят
листья
на
деревьях. Покажите, как они шумят.
Дети: ш-ш-ш-ш(тихо)
Белочка: Ветер сильнее подул, листья зашумели громче. Как они
шумят?
Дети: ш-ш-ш-ш(громко)
Белочка: Посмотрите, под ногами лежат упавшие веточки. Когда
на них наступаешь, они хрустят. Покажите, как они хрустят (хр-
хр-хр). Как вы думаете, почему они издают такой хруст?
Дети: Потому что они ломаются.
Белочка:
Поднимите
их
(дети
поднимают
лежащие
на
полу
веточки). Попробуйте сломать. Сломались?
Дети: Да
Белочка: Значит, ветки у дерева легко ломаются, они хрупкие, а
при сильном ветре могут ломаться толстые ветки и даже сами
деревья. Пойдемте гулять дальше по лесу.
Физминутка
Мы отправились в поход.
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Ребятишки шли, шли
И грибочки нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
Дальше вдруг открылась речка,
Ее надо переплыть.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз- это брас, одной рукой - это кроль.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Белочка: Мы подошли к речке. Посмотрите сколько камней на
берегу. Бросьте в воду камешки. Какой звук услышали? Повторите
его (бульк-бульк). Что с камушком случилось?
Дети: Он утонул.
Белочка: Теперь поднимите и бросьте в воду деревянные палочки.
Что мы видим?
Дети: Они плавают.
Белочка: Правильно, палочки плавают, не тонут. Дерево не тонет,
а камни тонут, значит, что легче дерево или камень?
Дети: Дерево легче.
Белочка: Где люди используют это свойство дерева?
Дети: Люди строят лодки, корабли.
Белочка: Ребята, возле речки бывает прохладно. Как в лесу можно
согреться?
Дети: Разжечь костер?
Белочка: Из чего будем разжигать костер?
Дети: Из веток, дров.
Белочка:
Из
сухих
веток
огонь
разгорится
быстрее.
Давайте
соберем веточки и разожжем костер. Воспитатель поджигает на
керамическом подносе ветки. Что мы видим?
Дети: Они горят.
Белочка: Значит, дерево горит. Как горит огонь. Покажите. Дети
имитируют движение огня в костре. Согрелись?
Дети: Согрелись.
Белочка: Перед уходом из леса, что нужно сделать с костром?
Дети: Потушить его.
Воспитатель тушит огонь водой.
Белочка: Для чего нужно обязательно потушить костер?
Дети: Чтобы не было пожара в лесу.
Белочка: Правильно, чтобы не сгорели деревья и не пострадали
звери. Теперь я хочу вам показать, что еще дает лес человеку?
Для этого отгадайте загадку.
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся.
Дети: Гриб.
Белочка: Посмотрите сколько растет грибов на полянке, давайте
соберем. Я засушу их себе на зиму. В лесу много разных грибов,
отгадайте мои загадки про грибы. (загадывает о грибах загадку;
дети отгадывают).
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу.
(опята)
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички
Называются (лисички)
Не спорю- не белый
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(подберезовик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки. (мухомор)
Белочка: Какие могут быть грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Белочка: Какой гриб здесь несъедобный?
Дети: Мухомор.
Белочка: Что еще пастет в лесу кроме грибов?
Дети: Ягоды.
Белочка загадывает загадки, дети отгадывают, показывают муляжи
ягод.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчелы и медведи.
(малина)
Я капелька на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Белочка: Я хочу подарить вам шишки. Из них можно сделать
разные поделки.
Дети: Спасибо.
Белочка: А теперь вам пора возвращаться обратно в детский сад.
До свидания! Закройте глаза, раз, два, три, четыре, пять снова в
группе вы опять.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу, понравилась прогулка
по лесу? Да вы не с пустыми руками вернулись, что это?
Дети: Белочка подарила шишки для поделок.
Воспитатель: Вы много узнали о лесе, о свойствах дерева, а что
можно сделать из дерева?
Дети: Построить дом, игрушки, мебель, посуду.
Воспитатель: Посмотрите, какие предметы из дерева находятся в
группе. Принесите их. Воспитатель называет ребенка по имени, он
приносит деревянный предмет.
Воспитатель:
Теперь
давайте
вспомним,
что
дает
нам
лес
и
свойства дерева.
Дети
в
игровой
форме
перечисляют.
Ребенок
движениями
показывает, дети называют.
Дети: В
лесу
собираем
грибы,
ягоды.
Дерево
горит,
плавает,
ломается.
Из
дерева
можно
построить
дом,
сделать
игрушки,
мебель, посуду.
Воспитатель: Лес наше богатство. Нужно беречь его, правильно
вести себя в лесу. От чего надо беречь лес? Как вести себя в лесу?
Дети: Лес нужно беречь от пожара. В лесу разговаривать тихо, не
кричать, не пугать зверей и птиц.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.