Напоминание

Роль эмоций в формировании и развитии выразительной речи младших школьников


Автор: Титаренко Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 177»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль эмоций в формировании и развитии выразительной речи младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Роль эмоций в формировании и развитии выразительной речи младших

школьников

Современный этап развития общества характеризуется

требованием новых подходов к

обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня общество нуждается в образованной и

культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и

целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа -

задача первостепенной важности - Хранилищем народной культуры является язык народа.

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения

детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью.

Окружающий мир отражается

в

маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка,

умение пользоваться

его выразительными

средствами,

стилистическим многообразием

является

самым верным средством и

самой надежной рекомендацией для каждого человека в

его

общественной жизни и творческой деятельности.

Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не

потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном

развитии их речи.

Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и

связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания,

говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания

может породить трудности в овладении письмом, а некачественное

чтение –

отразиться на

правописании.

Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе

подражания, другими только в ходе специального обучения.

Выразительное чтение предполагает обучение правильному произношению слов при чтении,

развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка

умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от

громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи

высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной

артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией

(темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения). Развитие речи детей является одной

из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших

школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем

учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным

участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная

система работы по

развитию связной речи учащихся выделяет в

качестве основной задачу

формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное

высказывание в устной и письменной форме.

Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции

детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения,

показать красоту и

богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе.

Выразительное чтение - неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает

огромное влияние на общее развитие учащихся.

Как много умеет в этой жизни маленькое человеческое слово! Оно, как волшебник, может

быть добрым и злым. Недаром народные пословицы подмечают:

То же слово, да не так бы молвить.

Доброе слово дороже богатства.

Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.

Доброе слово и кошке приятно.

Сказал - как топором отрубил.

В чем же: заключается сила слова? Может быть, стоит внимательнее прислушиваться к их

звучанию, постараться заглянуть в разные словари и узнать сведения об их значении, рождении,

изменениях.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее

прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и

сознательнее

дальнейшая

работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям

эстетическую радость, раскрывая благородство

нравственного

облика героя, вызывая глубокие

эмоциональные

переживания -

«упражнения в

нравственном чувствовании», как

называл их

К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение

учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении

раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами, размышлять над

текстом и находить верные интонации.

Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не

просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем

слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются

придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально,

с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень

любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с

предложением.

Через школу и

уроки чтения проходят все, а вот привычка к

чтению художественной

литературы и вкус возникают не у каждого. Почему? Ведь в арсенале учителя сейчас большое

количество хороших учебных книг по чтению! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить: а что

же главное на уроке чтения? Одни считают, что главное - знание. Обширное, прочное. И это верно,

но, с другой стороны, надо от знаний идти к чувствам - это главное! Отсюда и задача уроков чтения

- вызвать в душе учеников отклик, определенные

чувства, без которых невозможно глубокое

восприятие жизни и ее понимания. А ведь искусство надо воспринимать душой.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, нужно убедиться: понял ли он

тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил

автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил

ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.

Эмоциональное отношение детей к героям произведения – важный фактор нравственного

воспитания. Пережитое младшими школьниками чувство симпатии или отвращения к

герою

сохраняется надолго. Нередко для усиления эмоционального воздействия на детей используется

метод сравнения и противопоставления.

Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя

включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя,

определять это состояние, соотнести с его поступком, проникнуться сочувствием, симпатией или

антипатией к нему, то есть умение определять свое отношение, отношение автора, а затем решать,

какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

В работе над выразительностью

речи необходимо уделять большое внимание средствам

речевой выразительности - это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и

высота голоса. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его

свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок.

При работе над развитием выразительного чтения необходимо выяснить жанр произведения.

Это важно потому, что каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка - напевности,

медленного типа чтения; лирические стихотворения - задушевности; гражданская поэзия - четкости,

торжественности

звучания; басни - особого разговорного жанра с выделением

специфической

структуры басни.

Обучая младших школьников выразительному чтению,

педагог тем

самым проводит

определенную воспитательная работу, побуждая детей мысленно жить

вместе с

героями

произведения:

радоваться и возмущаться, гордиться и

ненавидеть, наслаждаться и

поддаваться

печали. Такая работа дает положительные результаты уже в первом классе. Дети не стесняются

читать выразительно, они хотят выступать перед публикой.

Эмоциональная отзывчивость дает школьнику развитие и формирование духовно-нравственной

стороны, обогащение индивидуального опыта эмоционально-эстетических,

гуманистических и

этических суждений, отношение к людям и природе. Чтение художественной литературы развивает

их эмоциональную активность, позволяя удовлетворять

эстетические потребности учащихся в

общении в прекрасным. Формируются такие качества личности как, анализ связанный с сутью

взаимоотношений,

сопереживание,

осознание собственного желания проявлять эмоциональный

отклик – являющийся составной частью эмоциональной отзывчивости. При работе с литературными

художественными

произведениями

могут использоваться

различные методы и приемы работы.

Важное место отводится выразительности чтения и качеству подачи текста. Именно через качество

подачи литературных текстов, дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок,

поэтичность образов, позиции

автора к

описываемым событиям, жанровое своеобразие

произведения.

Чтение - предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться

в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его

мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с

удовольствием

будут читать художественную, научную, энциклопедическую литературу, будут

успешно учиться по всем предметам.



В раздел образования




Яндекс.Метрика