Автор: Титаренко Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 177»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль эмоций в формировании и развитии выразительной речи младших школьников
Раздел: начальное образование
Роль эмоций в формировании и развитии выразительной речи младших
школьников
Современный этап развития общества характеризуется
требованием новых подходов к
обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня общество нуждается в образованной и
культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и
целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа -
задача первостепенной важности - Хранилищем народной культуры является язык народа.
В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения
детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью.
Окружающий мир отражается
в
маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка,
умение пользоваться
его выразительными
средствами,
стилистическим многообразием
является
самым верным средством и
самой надежной рекомендацией для каждого человека в
его
общественной жизни и творческой деятельности.
Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не
потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном
развитии их речи.
Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и
связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания,
говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания
может породить трудности в овладении письмом, а некачественное
чтение –
отразиться на
правописании.
Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе
подражания, другими только в ходе специального обучения.
Выразительное чтение предполагает обучение правильному произношению слов при чтении,
развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка
умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от
громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи
высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной
артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией
(темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения). Развитие речи детей является одной
из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших
школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем
учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным
участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная
система работы по
развитию связной речи учащихся выделяет в
качестве основной задачу
формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное
высказывание в устной и письменной форме.
Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции
детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения,
показать красоту и
богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе.
Выразительное чтение - неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает
огромное влияние на общее развитие учащихся.
Как много умеет в этой жизни маленькое человеческое слово! Оно, как волшебник, может
быть добрым и злым. Недаром народные пословицы подмечают:
То же слово, да не так бы молвить.
Доброе слово дороже богатства.
Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.
Доброе слово и кошке приятно.
Сказал - как топором отрубил.
В чем же: заключается сила слова? Может быть, стоит внимательнее прислушиваться к их
звучанию, постараться заглянуть в разные словари и узнать сведения об их значении, рождении,
изменениях.
Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее
прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и
сознательнее
дальнейшая
работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям
эстетическую радость, раскрывая благородство
нравственного
облика героя, вызывая глубокие
эмоциональные
переживания -
«упражнения в
нравственном чувствовании», как
называл их
К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение
учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении
раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами, размышлять над
текстом и находить верные интонации.
Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не
просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем
слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются
придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально,
с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень
любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с
предложением.
Через школу и
уроки чтения проходят все, а вот привычка к
чтению художественной
литературы и вкус возникают не у каждого. Почему? Ведь в арсенале учителя сейчас большое
количество хороших учебных книг по чтению! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить: а что
же главное на уроке чтения? Одни считают, что главное - знание. Обширное, прочное. И это верно,
но, с другой стороны, надо от знаний идти к чувствам - это главное! Отсюда и задача уроков чтения
- вызвать в душе учеников отклик, определенные
чувства, без которых невозможно глубокое
восприятие жизни и ее понимания. А ведь искусство надо воспринимать душой.
Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, нужно убедиться: понял ли он
тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил
автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил
ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.
Эмоциональное отношение детей к героям произведения – важный фактор нравственного
воспитания. Пережитое младшими школьниками чувство симпатии или отвращения к
герою
сохраняется надолго. Нередко для усиления эмоционального воздействия на детей используется
метод сравнения и противопоставления.
Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя
включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя,
определять это состояние, соотнести с его поступком, проникнуться сочувствием, симпатией или
антипатией к нему, то есть умение определять свое отношение, отношение автора, а затем решать,
какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.
В работе над выразительностью
речи необходимо уделять большое внимание средствам
речевой выразительности - это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и
высота голоса. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его
свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок.
При работе над развитием выразительного чтения необходимо выяснить жанр произведения.
Это важно потому, что каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка - напевности,
медленного типа чтения; лирические стихотворения - задушевности; гражданская поэзия - четкости,
торжественности
звучания; басни - особого разговорного жанра с выделением
специфической
структуры басни.
Обучая младших школьников выразительному чтению,
педагог тем
самым проводит
определенную воспитательная работу, побуждая детей мысленно жить
вместе с
героями
произведения:
радоваться и возмущаться, гордиться и
ненавидеть, наслаждаться и
поддаваться
печали. Такая работа дает положительные результаты уже в первом классе. Дети не стесняются
читать выразительно, они хотят выступать перед публикой.
Эмоциональная отзывчивость дает школьнику развитие и формирование духовно-нравственной
стороны, обогащение индивидуального опыта эмоционально-эстетических,
гуманистических и
этических суждений, отношение к людям и природе. Чтение художественной литературы развивает
их эмоциональную активность, позволяя удовлетворять
эстетические потребности учащихся в
общении в прекрасным. Формируются такие качества личности как, анализ связанный с сутью
взаимоотношений,
сопереживание,
осознание собственного желания проявлять эмоциональный
отклик – являющийся составной частью эмоциональной отзывчивости. При работе с литературными
художественными
произведениями
могут использоваться
различные методы и приемы работы.
Важное место отводится выразительности чтения и качеству подачи текста. Именно через качество
подачи литературных текстов, дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок,
поэтичность образов, позиции
автора к
описываемым событиям, жанровое своеобразие
произведения.
Чтение - предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться
в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его
мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с
удовольствием
будут читать художественную, научную, энциклопедическую литературу, будут
успешно учиться по всем предметам.