Автор: Клюшова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 197"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: методическая разработка НОД
Тема: "Защитники Родины"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Защитники Родины»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое
развитие, художественно-эстетическая.
Интеграция видов деятельности:
коммуникативная, игровая, двигательная,
самостоятельная.
Лексическая тема: 23 февраля. День защитников отечества.
Вид занятия:
Интегрированное
занятие.
Формы образовательной деятельности:
непосредственно
-образовательная
деятельность.
Цель:
способствовать
у воспитанников формированию чувств патриотизма, гордости и
уважения к Российской армии; формирование у мальчиков стремления быть
сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
Задачи:
Образовательные задачи:
продолжать расширять,
активизировать
знания и словарь
детей о Защитниках Отечества, о видах войск, о военных профессиях; создать условия для
закрепления навыка целенаправленного восприятия серии картин; способствовать
развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картин по заданному плану.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес у детей к Российской армии;
развивать двигательные умения, воображение, внимание, мышление, речь.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою
армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов,
пробуждать патриотические чувства.
Планируемый результат:
У детей расширятся и систематизируются знания о Российской армии: о видах войск, о
военных профессиях, о военной технике. Сформируются знания о понятии «родная
армия». Научатся правильно образовывать в речи существительные единственного и
множественного числа и образовывать слова с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. У воспитанников повысится чувство патриотизма, гордость и
уважение к Российской армии. У мальчиков появится желание стать защитниками
Родины.
Предварительная работа: беседы на темы: «23 февраля. День защитника
Отечества», «Виды войск, военная техника», «Военные профессии». Чтение рассказов
А. Митяева «Почему Армия всем родная?», «Мешок овсянки», былин «Илья Муромец
и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей». Заучивание стихотворения Е. Благининой
«Шинель». Рассматривание картинок об армии, видах войск и военной техники.
Словарная работа:
«Защитники Отечества», моряк, десантник, танкист, летчик, пограничник.
Методы и приёмы:
словесный – беседа, вопросы, чтение стихотворения, пояснения;
наглядно-демонстрационный - серия сюжетных картин, картинный материал для;
игровой – приглашение в «Школу юного защитника Отечества»;
практический - дидактические игры, строевой марш.
Оборудование: Игрушка- гномик Любознайка; тематический фартук; игры из фетра
для работы с фартуком по теме «23 февраля. День защитника Отечества»;
видеопослание; разрезные картинки (танк, самолет, корабль, пушка); презентации к
игре «Военные профессии»; звездочки зеленого и желтого цвета для рефлексии;
медальки из фетра; ноутбук; телевизор; магнитофон; аудиозапись.
Ход НОД.
1.
Организационный момент.
Дети заходят в группу и проводится игра «Во круг домика хожу».
2.
Сюрпризный момент.
Раздается лай собаки и педагог вносит игрушечного пса.
Воспитатель: Иду я в группу и вижу сидит собака. Грустная такая. Вы знаете, что она
мне рассказала? (Нет)
3.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Его зовут Алый. Его друг, пограничник Кошкин, уехал. Алому поручил
важное задание, отнести карту и донесение в штаб. По дороге Алый попал в сильную
метель, несколько букв, у донесения, от снега испортились. Вот он и прибежал к нам за
помощью.
Дефектолог: Как думаете, поможем Алому? (Да) Тогда рассмотрим карту.
Дефектолог вместе с детьми рассматривают карту и видят на шкафу звездочку с
цифрой 1, как на карте.
Дефектолог: Смотрите, звездочка, как на карте. Посмотрим, что там написано.
Дефектолог снимает звездочку и читает, что там написано.
Дефектолог: Ребята, за каждое выполненое задания на звездочке, мы получаем по
одной букве для донесения. Итак, первое задание.
Задание №1: Назовите последний звук в фамилии друга Алого. (Кошкин) Звук «Н», на
письме обозначается буквой…
Дети: Буквой Н.
Дефектолог: Вот буква Н. Смотрим, где она должна быть в донесении. Задание №1 и
буква тоже первая. Будем крепить буквы по порядку.
Дети рассматривают донесение и определяют, что эта буква стоит
над первой цифрой и крепят её.
Дефектолог: Смотрим на карту. Ищем звездочку с цифрой 2.
Дети видят звездочку на «Книжном уголке».
Дефектолог снимает звездочку и читает следующее задание.
Дефектолог: К числовому домику идите, кому, что нужно для службы найдите.
Игра «Кому, что нужно для службы».
Дети с педагогом подходят к числовому домику, на котором прикреплены картинки
военных: танкист, моряк, летчик, пограничник, десантник. На столе лежат картинки
предметов и военной техники: шлем летчика, самолет, шлем танкиста, танк, биноколь,
собака, парашют, берет, корабль, бескозырка.
Задание №2: Нам нужно разложить картинки предметов, которые нужны военным для
службы.
Дети берут на столе картинки и крепят к военным, которые расположены
на числовом домике в столбик.
Дефектолог спрашивает у детей по ходу игры, как называется человек, который служит
в этих войсках.
Дефектолог: Назовите, военные профессии. А теперь, какая техника им нужна для
несения службы. А вот и следующая буква Ш. Крепим её над цифрой 2.
Дети в донесении крепят букву Ш над второй цифрой.
Дефектолог: Смотрим на карту. Ищем звездочку с цифрой 3.
Дети видят звездочку около «Коррекционного уголка».
Дефектолог: Дальше пройдите, прошлое и настоящее найдите.
Игра «Прошлое и настоящее».
Дети подходят к столу и видят большие картинки: богатыря и современного солдата.
Ниже лежат предметные картинки с оружием и одеждой: шлем, кольчуга, меч, щит,
стрелы с луком, автомат, пистолет, каска, граната, военная форма.
Задание №3: Нам нужно разложить картинки, на которых изображены оружие и
одежда богатырей и современного российского воина. То, что относится к прошлому,
кладем богатырю, а то, что есть сейчас у военных – солдату.
Дети берут на столе картинки, кладут их богатырю или солдату.
Дефектолог спрашивает у детей по ходу игры, как называется оружие или одежда.
Дефектолог: Назовите, что было у богатырей? А что сейчас есть в армии? Молодцы!
Смотрите, буква И. Крепим её над цифрой 3.
Дети в донесении крепят букву над третьей цифрой.
Дефектолог: Смотрим на карту. Ищем звездочку с цифрой 4.
Дети видят звездочку на окне.
Дефектолог: На стульчики скорей пройдите, рассказ Алого перескажите.
Дети подходят к столам и становятся за стульчиками.
Дефектолог: Равняйсь, смирно. Раз, два, на стульчики присесть пора. Правильно
стульчики установили, руки полочкой положили, спинки прямо друзья, смотреть на
картинки давно пора.
Задание №4.
Дефектолог: Алый вам приготовил картинки, по которым вы составите рассказ и
узнаете, какая история произошла однажды с ними на границе.
Дефектолог крепит на доску картинки, рассматривает и обсуждает вместе с детьми.
- Кого вы видите на первой картинке? (Пограничника Кошкина и Алого.)
- Куда они направляются? (Они вышли на охрану границы, в дозор. Дозор – это
обход, осмотр участка земли от нарушителей)
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы? (Своему верному другу Алому.)
- К кому привели следы? (К нарушителю границы.)
- Что в руках у нарушителя? (Пистолет.)
- Как по-другому можно об этом сказать? (Нарушитель вооружен.)
- Рассмотрите вторую картину. Что вы можете сказать об Алом? Почему он такой
злой?
- Что сделал нарушитель, когда Алый напал на него? (Испугался и уронил пистолет.)
- Как можно назвать пограничника и Алого, какие они? (Храбрые, отважные, смелые,
бесстрашные, настоящие защитники Родины.)
- Если все защитники будут такими, то какой будет наша Родина? (Могучей, богатой,
прекрасной.)
Дефектолог: Для того чтобы получился хороший рассказ, нужно рассказать сначала о
том, куда направились Алый и пограничник. Затем о том, что они увидели (показать
на рисунок 1) и как поступили (показать на рисунок 2). Закончить рассказ нужно тем,
какую пользу они принесли Родине (показывает на рисунок 3). Послушайте мой
рассказ.
«Границу нашей Родины охраняют пограничники.
Однажды в дозор вышли солдат Кошкин и его верный друг - пес Алый. Вдруг
пограничник заметил свежие следы. Он показал их Алому. Алый тут же отправился по
следам.
Вскоре пограничник и Алый увидели нарушителя границы. Он был вооружен, а
увидев пограничника и Алого, направил на них пистолет. Алый весь напрягся и напал
на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет.
Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке»
Дефектолог просит детей самостоятельно составить рассказ.
Дефектолог: Кто пойдет рассказывать рассказ? Иди Кирилл.
Рассказ составляют два ребенка.
Дефектолог: Какие интересные рассказы получились. Понравились тебе Алый?
Педагог гладит Алого по спине и видит букву О.
Дефектолог: Вот следующая буква О, крепим её над цифрой 4. Смотрим в карту и
звездочка под цифрой 5.
Дети видят звездочку с цифрой 5 за спиной Алого.
Педагог проводит физкультминутку.
Задание №5.
Дефектолог: Детям снова нужно встать и не много поиграть. Физминутку проведем,
букву новую найдем. Приготовились маршировать, все движенья выполнять.
Тропинки лесные, Маршируют.
Пахучие травы.
За тёмным оврагом Останавливаются, закрывают глаза ладонями.
Простор полевой. Разводят руки в стороны.
Вечерней порою Прикладывают воображаемый биноколь к
В дозор от заставы, глазам выполняют повороты.
Идет пограничник Маршируют.
Страны часовой.
Дефектолог: Какие молодцы! Вот другая буква Й. Над цифрой 5 её креплю.
Дефектолог крепит букву Й в донесение.
Воспитатель: На карту смотрю, звездочку с цифрой 6 нахожу.
Воспитатель снимает звездочку с цифрой 6 с мольберта и читает задание.
Задание №6.
Воспитатель: Охранять границу – важно! Пограничников зовут. С верным псом они
отважно Службу Родине несут.
Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают
вражеские войска, когда переходят границу- являются защитниками нашего
Отечества. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто –
то перешел границу, быстрым и ловким, чтобы найти нарушителя, сильным,
выносливым, чтобы суметь задержать его. Должен уметь стрелять, ведь приходится
врага преследовать и вступать с ним в борьбу.
Давайте внимательно рассмотрим пограничника и расскажем о нем.
(У пограничника пятнистая форма, чтобы его не было заметно. У него
есть автомат, бинокль, сумка – планшет, кинжал.)
Воспитатель: Какие молодцы! Вот другая буква К. Над цифрой 6 её креплю.
Воспитатель крепит букву К в донесение.
Задание №7.
Воспитатель: На карту смотрю, звездочку с цифрой 7 нахожу.
Воспитатель снимает звездочку с цифрой 7 с мольберта и читает задание.
«Застава, в ружье!»
- Ребята! Посмотрите, застава где служит пограничник Кошкин и пес Алый в опасности!
Границу никто не охраняет. Нужно срочно исправить положение. Давайте мы с вами
отправим на заставу взвод пограничников. Мы нарисуем пограничников необычным
способом.
Пошаговое описание работы:
1. Берем трафарет и прикладываем его к альбомному листу. Чтобы
рисунок получился - трафарет не должен двигаться во время работы;
2. Далее нам понадобится гуашь зеленого и черного цвета. Рисовать мы
будем с помощью ватных палочек. Макаем ватную палочку в гуашь и
методом «тычка» начинаем рисовать комбинезон пограничника;
3. Таким же образом рисуем сапоги только одним цветом - черным;
4. Убираем трафарет и переходим к рисованию головы карандашом;
5.Рисуем лицо нашего пограничника;
6.Теперь гуашью зеленого цвета нарисуем головной убор – кепку.
Воспитатель: Какие молодцы! Взвод пограничников на охрану государственной
границы, стройся!
(Ребята выходят по одному и прикрепляют свои рисунки к доске)
Воспитатель:Вот другая буква А. Над цифрой 7 её креплю.
Воспитатель крепит букву А в донесение.
Воспитатель: Ребята! Вот что было написано в донесении – НАШИ ВОЙСКА! Алый, мы
справились с заданием?
(Пес дает отрицательный ответ)
Воспитатель: Как же так, ведь мы прочитали донесение? Ребята, смотрите на
карте восемь звездочек. Что же нам делать? Алый, ты же у нас служишь на
границе? Помоги нам найти восьмую звездочку. След, Алый, след!
(Пес ведет ребят к аквариуму, там стоит шкатулка с сюрпризом со звездочкой
под цифрой «8»)
«Ты в шкатулку загляни и сюрприз там найди»
Детям вручаются именные медальки.
Ребята, за каждое выполненое задания на звездочке, мы получаем по одной букве
для донесения. Итак, первое задание.
Задание №1: Назовите последний звук в фамилии друга Алого. (Кошкин) Звук «Н»,
на письме обозначается буквой…
К числовому домику идите, кому, что нужно для службы найдите.
Задание №2: Нам нужно разложить картинки предметов, которые нужны военным
для службы.
- Дальше пройдите, прошлое и настоящее найдите.
Задание №3: Нам нужно разложить картинки, на которых изображены оружие и
одежда богатырей и современного российского воина. То, что относится к
прошлому, кладем богатырю, а то, что есть сейчас у военных – солдату.
На стульчики скорей пройдите, рассказ Алого перескажите.
- Равняйсь, смирно. Раз, два, на стульчики присесть пора. Правильно стульчики
установили, руки полочкой положили, спинки прямо друзья, смотреть на картинки
давно пора.
Задание №4. Алый вам приготовил картинки, по которым вы составите рассказ и
узнаете, какая история произошла однажды с ними на границе.
Задание №5. Детям снова нужно встать и не много поиграть. Физминутку
проведем, букву новую найдем. Приготовились маршировать, все движенья
выполнять.
Задание №6. Охранять границу – важно! Пограничников зовут. С верным псом они
отважно Службу Родине несут.