Автор: Булатова Елена Юрьевна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: ГКОУ С(К)Ш
Населённый пункт: г.о.г. Выкса
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникационных навыков у детей
Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы
развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из
самых важных навыков, который стоит привить ребенку – этоумение
общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему
успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические
особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие
между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи
грамотных методик, настойчивости и практики.
По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных
способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные
составляющие навыки коммуникации.
Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно
выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка
общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если
взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок
этого пока делать не умеет.
Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может
быть вызвано одной из двух причин:
физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с
ровесниками, то есть эмоциональные травмы.
Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет
представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он
понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации
ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как
поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных
ситуаций.
Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на
несколько компонентов:
умение адресовать сообщение;
умение привлечь к себе внимание собеседника;
аргументированность сообщения;
доброжелательность;
умение принять точку зрения собеседника;
умение заинтересовать собеседника своим мнением;
активное слушание;
проявлять эмпатию (сопереживать);
разрешать конфликтные ситуации.
Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у
него развитые коммуникативные навыки.
Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ
прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют
им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое
воображение и умение работать в коллективе.
Поэтому наша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые
развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают
неподдельный интерес. Вот некоторые из них.
Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков1
Закончи историю
Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у
детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку
закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако
научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится
размышлять и делать выводы.
Избавление от слов-паразитов
Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм»,
«как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не
перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.
Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма.
Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие
награды, если ему это удастся.
Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а
также очистит речь от мусора.
Что происходит на картинке?
Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои
мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.
Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его
описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У
старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и
что, по их мнению, произойдет позже.
Угадывание эмоций
Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните
читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:
Почему главный герой рассердился?
Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?
Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать
эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники –
именно те, которые понимают чувства других.
5
Импровизация
Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с
которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его
рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите
другую тему и увеличьте время до 3 минут.
Ролевая игра
Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на
возраст ребенка. Карты могут включать:
игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
спор с другом;
быть учителем;
быть напуганным чем-то.
Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на
карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек
зрения, а также понимать людей.
А теперь – несколько советов для родителей, которые помогут повысить
навыки общения ребенка.
Советы родителям
Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет,
насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.
Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень
общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами.
Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны,
задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.
Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то
далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги
актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.
Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка
рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что
зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают
«Нормально» и идут в свою комнату.
Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?».
Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.
Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью –
это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило
дополнять последнюю фразу ребенка.
Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты
очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в
следующий раз?».
Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество
информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому
этот навык нужно развивать с детства.
Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я
бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».
Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые
персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были
моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.
Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно,
чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и
те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей,
сюжета и используемых слов.
Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о
своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные
решения.
Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует
пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше
поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».
Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка
правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.
Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему
ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более
подготовленным к ответам на вопросы.