Напоминание

Логопедическое обследование


Автор: Смирнова Лариса Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ППМС-центр Яльчикского района
Населённый пункт: село Яльчики
Наименование материала: Обследование речи чувашскоязычных детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема: Логопедическое обследование
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обследование речи чувашскоязычных детей с ограниченными возможностями

здоровья

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются

задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с

особенностями

его

психического

и

физического

развития,

возможностями

и

способностями.

До недавнего времени термин «дети с Ограниченными Возможностями Здоровья» не

употреблялся. О том, что обучение детей с ОВЗ должно рассматриваться как важная и

неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в

силу Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями

здоровья, в том числе и детей-инвалидов. Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш

особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи,

мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с

ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.

Являясь матерью ребенка с детским церебральным параличом и работая с

«особенными» детьми, понимаю, что это ОСОБЕННЫЕ дети. У них свой мир, свое

понимание всего того, на что другие люди смотрят обыкновенно. А главная задача в

работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в

этом мире. Хорошо развитая речь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

является важным условием успешной социализации в обществе. Роль игры в воспитании

и обучении таких детей очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать,

улучшать, развивать речь ребёнка.

Для того, чтобы оказывать квалифицированную

помощь детям со столь разными и тяжелыми нарушениями, мне, как учителю-логопеду

необходимо владеть и грамотно использовать в работе современные технологии. Вот

некоторые из них:

игровые технологии;

технологии биоэнергопластики;

развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических

упражнений);

технологии наглядного моделирования;

информационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью

общепринятых проверенных временем технологий, новые способы взаимодействия

педагога и ребенка, новые стимулы для учителя-логопеда.

За 22 года логопедического стажа для меня исправление нарушений речи у

чувашскоязычных детей стало одним из приоритетных направлений в моей работе.

Интернет богат практическим материалом, но на русском языке. Фонетика, фонематика,

лексика и грамматика чувашского языка существенно отличается от русского:

дополнительные чувашские буквы и звуки

ё: =: \: .

;

отсутствие родов;

наличие послелогов и отсутствие предлогов;

при уменьшительной форме в чувашском языке не изменяется само слово, а

добавляется лишь слово «

п.ч.к»

;

при изменении слова с единственного числа на множественное добавляется лишь

окончание «–сем»;

при

согласовании

имен

существительных

с

числительными,

имена

существительные не меняются

( п.р патак: ик. патак: утмёл пил.к патак ???)

;

в чувашском языке нет приставочных глаголов (улетает-прилетает...);

при назывании ласково прибавляются аффиксы -

=.м: -ём: -.м

.

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, который ежедневно слышит родной

чувашский язык от своего окружения, легче воспринимать и выражать свои мысли на

родном ему языке. Дефицит практического материала для логопеда на чувашском языке

позволило мне разработать собственную технологию по преодолению недоразвития

речи для детей, говорящих на чувашском языке, который включает в себя:

Альбом для обследования речи чувашскоязычных детей «

Шкул =улне =итмен

ачасен пуплевне тишкерни»

+ речевая карта к альбому;

Игры и пособия по автоматизации и дифференциации звуков на чувашском языке;

Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков на чувашском

языке;

Переводы нескольких логопедических пособий русских авторов на родной язык.

Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей

«

Шкул =улне

=итмен ачасен пуплевне тишкермелли логопеди альбом.»

представляет собой

иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи

чувашскоязычных детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет). Он

состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического слуха и

фонематических функций; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя

речи; связной речи. При составлении альбома учтены особенности чувашского языка.

Весь материал этапа обследования подобран на родном чувашском языке. К альбому

составлена и приложена речевая карта.

1. Обследование звукопроизношения.

Для проведения обследования звукопроизношения в альбоме подобраны

иллюстрации с проблемными звуками речи указанного возраста (с, з, сь,

=

, ц, ш, ж, л,

ль, р, рь, й, к, кь, г, х, хь). Подбор материала обследования проводился в соответствии

с существующими методиками известных авторов Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой.

Для исследования каждого проблемного звука отводится одна страница с

иллюстративным материалом, где звук находится в различных позициях: начале,

середине и конце слов.

При подборе картинок для обследования звукопроизношения предпочтение

отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста.

2.

Обследование фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и

фонематических представлений.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических

процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Задание 2.1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Задание 2.2. Дифференциация слов.

Задание 2.3. Выделение заданного звука из слов.

Задание 2.4. Выделение ударного гласного в начале слова.

Задание 2.5. Определение первого звука в словах.

Задание 2.6. Определение последнего звука в словах.

Задание 2.7. Определение последовательности звуков в слове.

Задание 2.8. Определение количества звуков в слове.

Задание 2.9. Составление слова из последовательно названных звуков.

Задание 2.10. Называние картинок, в названиях которых есть заданный звук

(«У», «К»).

Задание 2.11. Подбор слов с заданным звуком («А» или «М»).

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и

выполнить соответствующее задание, которое находится в начале раздела. Результаты

выполнения фиксируются в речевой карте.

3.

Обследование слоговой структуры слова.

В

основу обследования слоговой структуры слов положена методика

А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с

различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.

Задание 3.1. Слова.

Задание 3.2. Предложения.

В заданиях детям предлагается самостоятельно называть все картинки,

расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить

слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов,

стечение согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения.

4. Обследование словаря.

В 4 части представлен материал, который позволяет провести качественный и

количественный анализ словарного состава языка каждого обследованного

ребенка. Для этого используется

прием называния предметов, действий и

качеств, обобщать понятия.

Имена существительные.

Задания 4.1. – 4.2. Назвать поочередно предметы каждой группы и подобрать к

ним обобщающее слово.

Задание 4.3. Называние детенышей животных и птиц.

Задание 4.4. Называние форм.

Задание 4.5. Называние частей предмета, частей тела.

Задание 4.6. Называние профессий

Глаголы.

Задание 4.7.

Употребление глаголов при ответах на вопросы. Называние

характерное действие по предъявленному предмету. Называние близкие по

значению слова-действия (

=ыхать

,

=.лет

,

т.рлет

).

Имена прилагательные.

Задание 4.8. Название цвета.

Задание 4.9.

Антонимы. Подобрать к картинке слово с противоположным

значением. Логопед сначала приводит пример выполнения:

пысёк – п.ч.к?

Затем ребенок выполняет самостоятельно задания логопеда, подбирает слова с

противоположным значением.

5.

Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи

и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются

традиционные в логопедии приемы обследования.

5.1. Словоизменение.

Задание 5.1.1. Название картинок в единственном и множественном числе.

Задание 5.1.2. Изменение существительных по падежам.

Задание 5.1.3. Изменение существительных с помощью аффиксов

– ём: - .м:

- =.м

.

Задание 5.1.4. Образование глаголов совершенного вида.

5.2. Словообразование.

Задание. Словообразование при помощи аффиксов

-=ё: -=.: - лёх: - л.х?

5.3. «Послелоги»

Задание. Употребление предложно-падежных конструкций («послелогов»).

6.

Связная речь.

Задание 6.1. Составить рассказ по сюжетной картинке «

Пулё=ё» (

«Рыболов»).

Задание 6.2. Составить рассказ по серии картинок

«Йытё =ури юлташсем

тупни»

(«Как щенок нашел друзей»).

Задание 6.3. Составить пересказ текста «

Жучка

».

При проведении логопедического обследования детей с ограниченными возможностями

здоровья для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка

соблюдаются следующие условия:

· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального

контакта с ребенком;

· чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

· предъявление заданий в игровой форме;

· экономичность предъявляемого материала;

· учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

· учет работоспособности ребенка;

· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень

большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если

ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Работая с детьми,

имеющими отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой

победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ,

очень преданны своей работе и исполняют свой долг от всего чистого сердца.

Список использованной литературы:

1.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г. «Диагностика нарушений речи у детей и

организация

логопедической

работы

в

условиях

дошкольного

образовательного учреждения».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

2.

Волкова И.И., мультимедийная презентация «Обследование экспрессивной

речи»

3.

Ильякова Н.Е. «Как щенок нашел друзей».-М.: ГНОМ и Д, 2006.

4.

Иншакова О.Б. «Альбом логопеда».-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.

5.

Интернет-ресурсы



В раздел образования




Яндекс.Метрика