Напоминание

"Логопедические игры на прогулке"


Автор: Хисамова Марина Лазаревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, пгт Аксубаево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Логопедические игры на прогулке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

В июне логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Коррекционная работа

продолжается и вне занятий в кабинете, перемещаясь на прогулку. Летом на воздухе легко

проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и

автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой

моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.

На прогулке игры и упражнения могут проводиться индивидуально или объединяя детей в

малые подгруппы по дефекту речи.

Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает

разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику,

ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как

для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений,

отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед.

Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других

звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети

подбрасывают мяч, когда услышат гласный.

Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводится игра «Разноцветные

мячики». Красный - гласный, синий — согласный.

Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка».

Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это

начальный звук нового.

В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова.

Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.

Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое

другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча

«Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и

согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? —

Летят, щебечут.)

Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают

интерес у детей.

В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом:

песком, глиной, мелкими камешками.

Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют

развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.

Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в

коррекционной работе.

Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков

написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из

глины.

Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и

полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми ин-

тересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Игры с мячом,

направленные на развитие мелкой моторики

Комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших

мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не

выскальзывают из рук.

Мячик сильно

посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимей мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой –

Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

Игры с мячом,

направленные на развитие ориентировки в пространстве

Комплекс «Фокусник»

Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

Непринужденная игра поможет им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая

это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

Ловко мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из – под кисти на покой.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из – за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник, какой!

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие

быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь

мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Логопед: Раз, два, три –

Справа (слева, прямо) мяч,

смотри!

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства,

развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячики или шарики.

Ход игры:

Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому

по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда

надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве

(справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.

Ход игры:

Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо),

развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.

Ход игры:

По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных

направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Логопед:

От ворот - поворот

Вправо и наоборот.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания,

словесного обозначения действия.

Ход игры:

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч,

говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше.

Саша, лови!»

Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие

моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры:

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу.

Логопед предлагает ребенку следующие задания:

Какой обруч находится слева (справа)?

Стукни три раза мячом в левый обруч.

Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

Стукни мячом два раза перед собой и четыре

раза в правый обруч.

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре

раза перед собой.

Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель игры: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи.

Ход игры:

Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти

дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

Возможны варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти

дорожку туда и обратно; пройди дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.

Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д.

Игра «Бросаемся слогами».

Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему, а другой должен

добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.

- Са - …молёт; …поги; … мовар.

- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и

произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Игра «Назови слово».

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.

Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать

слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион;

оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Игра "Скажи наоборот"

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово,

противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя

мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ

(ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО …

МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ …

ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ …

ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Литература:

1.

Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи,

мелкой ручной и общей моторики. СПб:КАРО,2004.96с

2.

Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных

образовательных учреждений./ сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика