Автор: Хисамова Марина Лазаревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, пгт Аксубаево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Логопедические игры на прогулке"
Раздел: дошкольное образование
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ
В июне логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Коррекционная работа
продолжается и вне занятий в кабинете, перемещаясь на прогулку. Летом на воздухе легко
проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и
автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой
моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.
На прогулке игры и упражнения могут проводиться индивидуально или объединяя детей в
малые подгруппы по дефекту речи.
Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает
разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику,
ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.
Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как
для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений,
отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед.
Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других
звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети
подбрасывают мяч, когда услышат гласный.
Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводится игра «Разноцветные
мячики». Красный - гласный, синий — согласный.
Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка».
Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это
начальный звук нового.
В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова.
Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.
Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое
другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча
«Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и
согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? —
Летят, щебечут.)
Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают
интерес у детей.
В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом:
песком, глиной, мелкими камешками.
Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют
развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей.
Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в
коррекционной работе.
Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков
написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из
глины.
Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и
полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми ин-
тересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
Игры с мячом,
направленные на развитие мелкой моторики
Комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших
мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не
выскальзывают из рук.
Мячик сильно
посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимей мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
Игры с мячом,
направленные на развитие ориентировки в пространстве
Комплекс «Фокусник»
Рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».
Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.
Непринужденная игра поможет им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая
это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Ловко мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
Из – под кисти на покой.
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из – за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник, какой!
Игра «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие
быстроты реакции, точности движения.
Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь
мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Логопед: Раз, два, три –
Справа (слева, прямо) мяч,
смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства,
развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячики или шарики.
Ход игры:
Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому
по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда
надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве
(справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.
Ход игры:
Дети выполняют задания по инструкции логопеда.
Логопед:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо),
развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков.
Ход игры:
По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных
направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Логопед:
От ворот - поворот
Вправо и наоборот.
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания,
словесного обозначения действия.
Ход игры:
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч,
говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше.
Саша, лови!»
Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие
моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры:
Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу.
Логопед предлагает ребенку следующие задания:
Какой обруч находится слева (справа)?
Стукни три раза мячом в левый обруч.
Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
Стукни мячом два раза перед собой и четыре
раза в правый обруч.
Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре
раза перед собой.
Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель игры: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи.
Ход игры:
Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти
дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду,
В каждый обруч попаду.
Возможны варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти
дорожку туда и обратно; пройди дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.
Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д.
Игра «Бросаемся слогами».
Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему, а другой должен
добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и
произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.
Игра «Назови слово».
Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать
слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион;
оно - солнышко.
Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.
Игра "Скажи наоборот"
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово,
противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя
мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
(ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО …
МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ …
ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ …
ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Литература:
1.
Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи,
мелкой ручной и общей моторики. СПб:КАРО,2004.96с
2.
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных
образовательных учреждений./ сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.