Напоминание

«Адаптация детей раннего возраста в детском саду»


Автор: Лаптева Нина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР Д/с №72
Населённый пункт: г. Магнитогорска
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Адаптация детей раннего возраста в

детском саду»

Лаптева Н.Б.

Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

Лаптева Н. Б.- воспитатель МДОУ ЦРР д/с №72 г. Магнитогорска

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и

остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и

практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем

возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую,

подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное

учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной

обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо.

Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые

требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое

помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.

В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи,

малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается

соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические.

Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет

процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и

его здоровья.

Проблему адаптации детей раннего возраста постоянно изучали и

продолжают изучать многие педагоги, такие как Эльконин Д. Б., Заводчикова

О. Г., Ватутина Н. Д., Аксарина Н. М. и многие другие.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста

профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и

тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок,

бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему,

пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом

месте, пока не приживается.

Заводчикова определяет ребенка в период адаптации – как живую модель

стрессового состояния. Он находится в состоянии срыва динамического

стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов).

Стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы

организма. Кто-то бурно плачет, кто-то становится агрессивным, а кто-то

сжимается и тихо страдает.

Дети, которые первый раз приходят в детский, очень эмоциональны и

впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

В связи с этим в нашем детским саду была разработана система, с учётом

требований ФГОС, по адаптации детей, поступивших в детский сад.

Основной целью системы является, ранняя социализация детей,

позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.

Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться

делать с помощью взрослых. Поэтому перед нами стояли основные

задачи адаптационного периода:

-охрана психического и физического здоровья детей;

- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития

ребенка.

В основе своих занятий мы использовали сказки, потешки, стишки, это

развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его,

способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят

быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают

образы животных, играя в сказку. На занятиях мы использовали музыкальное

сопровождение, как терапевтическое средство успокоения. Ежедневно в

своей работе мы использовали пальчиковые игры, их систематическое

использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и

внимания.

В течении дня находили время, чтобы доставить детям радость,

выполняя упражнения: потянулись как кошечка, позевали, поваляться как

неваляшки, поползать как змейка, без помощи рук. К тому же это очень

важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Родителям

предлагаем рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений

проводимых в домашних условиях, советуем литературу, консультируем

родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.

Когда дети уже начинают привыкать, мы уже используем

дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.

На наш взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются

робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.

Облегчить их душевное состояние, поднять настроение

можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают

согласованности и координации движений.

1)«Собирание сокровищ».

2)«Кто в кулачке?».

3)«Игра с кистями рук».

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего,

но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут

расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

1)«Покатаемся на лошадке».

2)«Игра с куклой».

3)«Соберем игрушки».

Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись

за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и

настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и

основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а

помогают в этом игры:

1)«Передай колокольчик».

2)«Зайка».

3)«Мяч в кругу».

4)«Мы топаем ногами».

Работая в системе и в совместной работе с родителями, у детей легче

протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно

посещают детский сад.



В раздел образования




Яндекс.Метрика