Автор: Лаптева Нина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР Д/с №72
Населённый пункт: г. Магнитогорска
Наименование материала: статья
Тема: «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Адаптация детей раннего возраста в
детском саду»
Лаптева Н.Б.
Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Лаптева Н. Б.- воспитатель МДОУ ЦРР д/с №72 г. Магнитогорска
Адаптация детей раннего возраста в детском саду
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и
остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и
практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем
возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую,
подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное
учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной
обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо.
Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые
требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое
помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи,
малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается
соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические.
Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет
процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и
его здоровья.
Проблему адаптации детей раннего возраста постоянно изучали и
продолжают изучать многие педагоги, такие как Эльконин Д. Б., Заводчикова
О. Г., Ватутина Н. Д., Аксарина Н. М. и многие другие.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста
профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и
тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок,
бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему,
пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом
месте, пока не приживается.
Заводчикова определяет ребенка в период адаптации – как живую модель
стрессового состояния. Он находится в состоянии срыва динамического
стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов).
Стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы
организма. Кто-то бурно плачет, кто-то становится агрессивным, а кто-то
сжимается и тихо страдает.
Дети, которые первый раз приходят в детский, очень эмоциональны и
впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с этим в нашем детским саду была разработана система, с учётом
требований ФГОС, по адаптации детей, поступивших в детский сад.
Основной целью системы является, ранняя социализация детей,
позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.
Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться
делать с помощью взрослых. Поэтому перед нами стояли основные
задачи адаптационного периода:
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития
ребенка.
В основе своих занятий мы использовали сказки, потешки, стишки, это
развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его,
способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят
быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают
образы животных, играя в сказку. На занятиях мы использовали музыкальное
сопровождение, как терапевтическое средство успокоения. Ежедневно в
своей работе мы использовали пальчиковые игры, их систематическое
использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и
внимания.
В течении дня находили время, чтобы доставить детям радость,
выполняя упражнения: потянулись как кошечка, позевали, поваляться как
неваляшки, поползать как змейка, без помощи рук. К тому же это очень
важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Родителям
предлагаем рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений
проводимых в домашних условиях, советуем литературу, консультируем
родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.
Когда дети уже начинают привыкать, мы уже используем
дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.
На наш взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются
робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
Облегчить их душевное состояние, поднять настроение
можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают
согласованности и координации движений.
1)«Собирание сокровищ».
2)«Кто в кулачке?».
3)«Игра с кистями рук».
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего,
но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут
расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
1)«Покатаемся на лошадке».
2)«Игра с куклой».
3)«Соберем игрушки».
Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись
за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и
настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и
основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а
помогают в этом игры:
1)«Передай колокольчик».
2)«Зайка».
3)«Мяч в кругу».
4)«Мы топаем ногами».
Работая в системе и в совместной работе с родителями, у детей легче
протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно
посещают детский сад.