Автор: Мелентьева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОЧУ Филофеевская гимназия
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках.
Раздел: начальное образование
Формирование духовно-нравственных ценностей школьников через
учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности
образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-
исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована
таким
образом,
чтобы
дети
смогли
реализовать
свои
потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,
обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают
навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе.
Организация
учебно-исследовательских
и
проектных
работ
обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной
деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу
важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка
и совпадать с кругом интереса педагога;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,
иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет
проведён учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования
должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг
перед другом и взаимопомощи;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то
новое школьнику, а уже потом науке
.
Например, результат изучения темы «Подвиг» на уроке «Литературного
чтения»
–
формирование
мотиваций
к
осознанному
нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки
соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера,
осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка,
принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном
понимании, как ежедневного труда над собой.
Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны
защитить индивидуальный или групповой проект по темам:
- Что такое подвиг?
- В жизни всегда ли есть место подвигам?
- Зачем героям ставят памятники?
- Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?
- Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и
вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Много
славных подвигов совершили наши предки. И мы должны помнить о них и с
благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких
защитников - героев был великий полководец – князь Александр Невский.
Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не
идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель,
который
руководствуется
в
своей
жизни
прежде
всего
высшими
христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием,
а не жаждой власти и не корыстью.
Дети узнают значение слова «благоверный». Это слово, как мы видим,
состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие,
следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему
и,
что к лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней
глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители,
которые сумели в своем государственном служении остаться верными
Христу.
Говоря о битве со шведами на реке Неве, ребята видят храбрость
Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он
предстает перед нами воином-полководцем, который встретил врага, бился
бесстрашно, зная, что защищает родную землю, что сражается за правое
дело.
На тот момент у князя была малочисленная дружина, и ожидать помощи
было неоткуда. Зато у него была крепкая вера в помощь Бога. Александр
пошёл в церковь святой Софии, пал на колено перед алтарём и стал молиться
со слезами Богу. Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и
рассуди распрю мою обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив
молитву
и
получив
благословение
архиепископа
Спиридона,
князь,
укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё
мужество и заражая собственным примером, Александр повел свою дружину
в бой. Князь встретил врага с малой дружиной и бился бесстрашно, зная, что
защищает родную землю.
Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его
ставшие знаменитыми слова: “Не в силе Бог, но в правде!”
Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам.
Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.
После свершения великого подвига в сражении с Западом, ему
предстояло свершить
подвиг
смирения
перед
силой
Востока.
Князь
Александр
Невский
смог,
проявляя
особые
организаторские
и
дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти
свой народ от напрасных жертв.
Князь предстает перед нами не только как воин - князь. В ходе
подготовки проекта дети узнают, что великий Александр воздвиг церкви,
построил города, разогнанных людей, собрал в их дома. О нем говорили:
«Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем
подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников,
сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для родных своих и радушен к
приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов
любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире
милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель – приветливый,
заботливый, милосердный, князь Александр - защитник Православия.
В конце такого занятия можно предложить составить синквейн на тему:
Александр Невский.
Название темы (одно существительное)
Описание(два прилагательных)
Действия (три глагола)
Моё отношение (фраза).
Александр Невский.
Мужественный. Православный.
Сражается. Побеждает. Верует.
Настоящий защитник земли русской – победитель.
Изучив историю жизни и подвигов Александра Ярославовича, в течение
проекта, дети создавали творческие работы в виде рисунков, размышлений о
его словах, а также подбирали высказывания, цитаты, которые могут стать,
важным советом для них. Например:
- «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха
жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!
На том стоит и стоять будет Русская земля!».
- «Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».
После таких занятий, ребята смогут понять, что же составляет суть
настоящего подвига, понять какими качествами должен обладать настоящий
герой.