Напоминание

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках.


Автор: Мелентьева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОЧУ Филофеевская гимназия
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование духовно-нравственных ценностей школьников через

учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности

образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-

исследовательскую и проектную деятельность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть

организована

таким

образом,

чтобы

дети

смогли

реализовать

свои

потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе

целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,

обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,

умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают

навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в

коллективе.

Организация

учебно-исследовательских

и

проектных

работ

обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной

деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу

важно учесть следующие моменты:

- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка

и совпадать с кругом интереса педагога;

- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,

иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет

проведён учителем безукоризненно правильно;

- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования

должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг

перед другом и взаимопомощи;

- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то

новое школьнику, а уже потом науке

.

Например, результат изучения темы «Подвиг» на уроке «Литературного

чтения»

формирование

мотиваций

к

осознанному

нравственному

поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций

народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки

соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера,

осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка,

принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном

понимании, как ежедневного труда над собой.

Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны

защитить индивидуальный или групповой проект по темам:

- Что такое подвиг?

- В жизни всегда ли есть место подвигам?

- Зачем героям ставят памятники?

- Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?

- Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и

вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Много

славных подвигов совершили наши предки. И мы должны помнить о них и с

благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких

защитников - героев был великий полководец – князь Александр Невский.

Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не

идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель,

который

руководствуется

в

своей

жизни

прежде

всего

высшими

христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием,

а не жаждой власти и не корыстью.

Дети узнают значение слова «благоверный». Это слово, как мы видим,

состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие,

следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему

и,

что к лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней

глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители,

которые сумели в своем государственном служении остаться верными

Христу.

Говоря о битве со шведами на реке Неве, ребята видят храбрость

Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он

предстает перед нами воином-полководцем, который встретил врага, бился

бесстрашно, зная, что защищает родную землю, что сражается за правое

дело.

На тот момент у князя была малочисленная дружина, и ожидать помощи

было неоткуда. Зато у него была крепкая вера в помощь Бога. Александр

пошёл в церковь святой Софии, пал на колено перед алтарём и стал молиться

со слезами Богу. Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и

рассуди распрю мою обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив

молитву

и

получив

благословение

архиепископа

Спиридона,

князь,

укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё

мужество и заражая собственным примером, Александр повел свою дружину

в бой. Князь встретил врага с малой дружиной и бился бесстрашно, зная, что

защищает родную землю.

Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его

ставшие знаменитыми слова: “Не в силе Бог, но в правде!”

Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам.

Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.

После свершения великого подвига в сражении с Западом, ему

предстояло свершить

подвиг

смирения

перед

силой

Востока.

Князь

Александр

Невский

смог,

проявляя

особые

организаторские

и

дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти

свой народ от напрасных жертв.

Князь предстает перед нами не только как воин - князь. В ходе

подготовки проекта дети узнают, что великий Александр воздвиг церкви,

построил города, разогнанных людей, собрал в их дома. О нем говорили:

«Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем

подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников,

сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для родных своих и радушен к

приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов

любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире

милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель – приветливый,

заботливый, милосердный, князь Александр - защитник Православия.

В конце такого занятия можно предложить составить синквейн на тему:

Александр Невский.

Название темы (одно существительное)

Описание(два прилагательных)

Действия (три глагола)

Моё отношение (фраза).

Александр Невский.

Мужественный. Православный.

Сражается. Побеждает. Верует.

Настоящий защитник земли русской – победитель.

Изучив историю жизни и подвигов Александра Ярославовича, в течение

проекта, дети создавали творческие работы в виде рисунков, размышлений о

его словах, а также подбирали высказывания, цитаты, которые могут стать,

важным советом для них. Например:

- «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха

жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!

На том стоит и стоять будет Русская земля!».

- «Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».

После таких занятий, ребята смогут понять, что же составляет суть

настоящего подвига, понять какими качествами должен обладать настоящий

герой.



В раздел образования




Яндекс.Метрика