Автор: Андреева Светлана Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
Подготовила: учитель-дефектолог
Андреева С.Н.
Гимнастика мозга - ключ к развитию
способностей ребёнка
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Зачем нам нужны упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия?
•
Детям – для успешного развития;
•
Взрослому – активизация внимания, для профилактики
старческого слабоумия;
•
Детям и взрослым – для корректного выполнения когнитивных
задач.
Мозг человека состоит из двух
полушарий: правого и левого.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм
объединения левого полушария и правого полушария в единую
интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся
под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Правое полушарие – это отработка эмоциональной
невербальной информации, эмоциональность:
•
музыкальные и художественные способности;
•
ориентация в пространстве;
•
способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок,
шуток);
•
обработка большого количества информации одновременно;
•
развитые интуиция, воображение;
•
функционирование левой половины тела.
Левое полушарие отвечает за:
•
абстрактное, аналитическое мышление;
•
обработка вербальной информации;
•
анализ информации, делает выводы;
•
функционирование правой половины тела.
Левое полушарие мыслит логически, а
правое – творчески.
Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные
связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше
будет у ребёнка интеллектуальное развитие, память, внимание,
воображение, мышление и восприятие.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано,
происходит неправильная обработка информации, и у ребёнка
возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной
речи, запоминании, счёте, а так же в целом восприятии учебной
информации).
Признаки несформированности межполушарного
взаимодействия:
•
зеркальное написание букв и цифр;
•
логопедические отклонения;
•
неловкость движений;
•
агрессия;
•
инфантильность.
Причины, приводящие к несформированности межполушарного взаимодействия:
•
болезни матери, стресс (с 12 недели беременности);
•
родовые травмы;
•
болезни ребёнка в первый год;
•
длительный стресс у матери во время беременности;
•
общий наркоз у матери во время беременности.
Для формирования и развития межполушарного
взаимодействия у детей дошкольного возраста используют:
•
Специальные игры для детей 2-4 лет;
•
Кинезиологические упражнения для детей 5-7 лет.
Игры для развития межполушарного
взаимодействия детей 2-4 лет
Задачи игр:
•
развитие межполушарного взаимодействия;
•
совершенствование концентрации внимания;
•
улучшение зрительно-моторной координации;
•
формирование пинцетного и пальцевого захвата.
Варианты игр:
•
пересыпание правой, а затем левой руками гороха, фасоли,
песка, ягод ложкой из одной миски в другую;
•
пересыпание шариков гидрогеля, например, «Орбиз» более
глубокой ложкой или совочком;
•
переливание баночкой, чашкой воды из одного тазика в другой.
Игра «С пипеткой»
«Колечки»
«Коза рогатая»
Кинезиологические упражнения (для
детей 5-7 лет):
«Лезгинка»
«Горизонтальная восьмерка»
«Лягушка»
«Локотки»
«Ухо-нос-хлопок»
«Зеркальное рисование»
«Перекрёстные движения»
«Фотоаппарат»
Вывод
1.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития
мозговых структур;
2.
Игры на развитие межполушарных связей
-синхронизируют работу полушарий,
-способствуют улучшению запоминания,
-помогают улучшению восприятия речи собеседника,
-вызывают интерес у ребенка,
-активно концентрируют его внимание, позволяя быстро
переключаться с одной деятельности на другую.