Автор: Синякова Любовь Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные приемы организации уроков математики»
Раздел: высшее образование
«Эффективные приемы организации уроков математики»
Чтобы
изучение
математики превратилось
в
удовольствие,
и
стало
«учением с увлечением», необходимо использовать эффективные методы
обучения.
«Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий,
результат, следствие каких-либо действий.
В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития
каждого ребёнка.
Критерии эффективного урока:
•
Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего
урока;
•
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной
деятельности и деятельности других;
•
Мотивация познавательной деятельности на уроке;
•
Обеспечение
рефлексии
и
самоконтроля
учащихся
в
процессе
деятельности в течение всего урока;
•
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с
последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
•
Достижение целей урока.
От чего зависит эффективность урока?
•
Подготовка учителя к уроку;
•
Способы, формы и виды организации деятельности обучающихся;
•
Методы и приёмы, используемые при проведении урока.
Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) –
способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается
овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение
учащихся, развиваются их способности.
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и
учащихся, направленные на решение задач обучения.
Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его
эффективность, следовательно, метод обучения состоит из приемов -
отдельных элементов, которые в совокупности помогают решению
познавательных задач и характеризуют либо деятельность учителя, либо
деятельность обучающихся.
Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:
Словесные
Наглядные
Практические
Словесные методы:
•
Рассказ;
•
Объяснение;
•
Беседа;
•
Дискуссия;
•
Лекция;
•
Работа с учебником: конспектирование, составление плана текста,
тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование и т. д.
Наглядные методы условно делятся на иллюстративные и
демонстрационные.
Иллюстративные методы:
использование карт, плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Демонстрационные методы:
демонстрация приборов, опытов, презентаций, кинофильмов и т.д.
Практические методы:
•
Упражнения (устные, письменные, графические, по содержанию:
алгоритмические, полуалгоритмические и эвристические);
•
Практические и лабораторные работы (в том числе, на местности);
•
Работа с тренажерами.
Формы работы и приёмы, используемые в начале урока:
•
Математический диктант;
•
Эстафета;
•
Найди ошибку;
•
Расшифруй!;
•
Перестрелка;
•
Лотерея (или Лото);
•
Цепочки;
Устный счет в различный формах проведения – традиционный элемент
начала урока. Приём «Цепочки» основан на работе с учебником математики
(5-6 классы). Эффективна работа в парах: первый ученик решает цепочку,
второй – его слушает, исправляет, проверяет и оценивает. Затем ученики
меняются ролями.
Эффективной является организация устной работы в группах при решении
упражнений нестандартного, развивающего характера. В этом случае
обучающиеся совместно осуществляют поиск решения, объясняют его друг
другу, приводят свои примеры. Учитель может направлять работу каждой
группы с помощью наводящих вопросов.
Функции математического диктанта:
•
Организация начала урока;
•
Проверка домашнего задания;
•
Диагностика затруднений и контроль знаний и умений;
•
Развитие оперативной памяти, умения сосредотачиваться, получать
информацию на слух, преобразовывать её;
•
Общекультурная - формирование грамотной математической речи;
•
Создание проблемной ситуации.
Группы заданий:
•
Операционные (вычислить, решить уравнение или задачу, сравнить);
•
Логические (оценить истинность высказывания);
•
Терминологические.
Прием «Эстафета»
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает список
из 5 базовых вопросов (список составлен учениками на предыдущем уроке),
на которые нужно ответить: отвечают по очереди по часовой стрелке до тех
пор, пока каждый не ответит на все вопросы.
Пока класс занят, учитель может индивидуально работать с 1-2
отстающими (или сильными учениками).
Прием «Найди ошибку»
Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа получает текст (с
формулировками правил, формулами, решенными задачами или примерами),
в которых есть ошибки. Количество ошибок учитель может сообщить группе.
Необходимо найти ошибки, исправить их, доказать правильность результата.
Игра-соревнование «Расшифруй!»
На доске заранее записано несколько примеров, ответы на которые дают
ключевое слово или фразу (девиз урока), подсказывающую тему урока. Игра
может проводиться в виде группового соревнования или индивидуального.
Безусловно, существует множество других форм и приёмов работы со
школьниками, позволяющими начать урок организованно, мотивировать на
дальнейшую плодотворную и эффективную деятельность.