Напоминание

Обобщение по теме "Местоимение"


Автор: Петрова Лидия Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова»
Населённый пункт: п. Вурнары, Вурнарский район, Чувашская Республика
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Обобщение по теме "Местоимение"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-обобщение русского языка по теме "Местоимение" (4-й класс)

Петрова Лидия Олеговна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цели урока:

Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;

Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;

Взаимовыручку, активность, формировать положительную;

Мотивацию к обучению.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по

дифференцированным группам, тетради, карточки с заданиями для индивидуальной

работы дифференцированного характера.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте!- скажем руками. (Рядом стоящие дети обмениваются рукопожатиями)

Здравствуйте!- скажем глазами.

Здравствуйте!-скажем ртом: «Здравствуйте!»

Станет радостней кругом. (все улыбаются). Слайд1.

Учитель: Сегодня мы заканчиваем работу над темой “Местоимение”. Слайд2.

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Выборочный диктант.

Послушайте отрывки из стихотворений А. Барто. Выпишите местоимения, укажите их

лицо, число и падеж.

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Я свою сестренку Лиду

никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

- Сколько слов вы выписали? (6).

- Проверьте себя:

(на слайде №3 высвечиваются местоимения).

2.2. Беседа по вопросам:

- Как называется эта часть речи?

- Почему эти слова называются местоимениями?

- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

(на слайде №4) слова:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение)

3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Знать, солнышко утомлено,

За горы прячется оно. (В. Жуковский)

- Сколько предложений ?

- Найдите основу каждого предложения.

- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду №5).

Лицо

Число

Единственно

е

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого

ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.

На слайде №6.

Падеж

и

Вопросы я

ты мы вы он

он

он

о

они

И.п.

кто?

Р.п.

кого?

Д .п.

кому?

В.п.

кого?

Т.п.

кем?

П.п.

о ком?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого

ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.

На слайде №7.

Падеж

Вопросы я

ты мы вы он

он

он

они

и

о

И.п.

кто?

Р.п.

кого?

Д .п.

кому?

В.п.

кого?

Т.п.

кем?

П.п.

о ком?

6. Работа в дифференцированных парах.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ,

запишите его без ошибок.

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

Вариант1

Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела

стрекоза.

Вариант2

Все началось с ветки. Женя сломил ее с дерева просто так. Не успел он отойти, как его

окружили ребята.

Вариант3

У павлина великолепное оперение. А когда он распускает свой хвост, перья у него

образуют сказочное кольцо.

(Проверка исполнения работы в парах)

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть ,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

А носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее

приготовлены карточки с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка

задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила

отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а

….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве,

а …..летает около человека и ловит…. на лету.

2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела

большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к …..

лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал

скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из

его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с

им.

8. Словарная работа.

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание “Редактор” (слайд № 9).

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица

единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна

и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими

ответами и не получать замечаний.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?

Какие задания были особенно интересными?

Что было трудным на уроке?

Оценки:

Литература:

1.

Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко “Поурочные разработки по русскому языку”.

2.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому

языку для начальной школы”.



В раздел образования




Яндекс.Метрика