Напоминание

Программа логопедического обследования ребенка дошкольного возраста


Автор: Шулбакова Светлана Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: 654013, Кемеровская область - Кузбасс, г Новокузнецк, Орджоникидзевский р-н, р-н Орджоникидзевский, ул День Шахтера
Наименование материала: статья
Тема: Программа логопедического обследования ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа логопедического обследования ребенка дошкольного возраста (6 лет)

Наименование

этапа

Место

выполнения

задания

(заполняется в

том случае, если

в ходе

обследования

предполагается

изменение

места)

Оборудование

Инструкция

Объекты

диагностики

(процессы

словообразования,

звукопроизношение

и т.д.)

Примечание

Установление

контакта

За столом для

индивидуальной

работы

-

-Здравствуй, меня зовут Светлана

Михайловна, а тебя?

- У всех взрослых людей есть

профессия, моя профессия –

логопед. А у твоей мамы? Чем она

занимается?

- Есть разные профессии, а ты

знаешь, что делает: учитель, швея,

регулировщик, дрессировщик,

капитан, пожарный?

- А ты что любишь делать?

- Какая твоя любимая игрушка?

- Сколько тебе лет?

контактность;

адекватность;

поведения;

Употребление

глаголов при ответах

на вопрос

Обследование

математических

представлений

За столом для

индивидуальной

работы

Игрушка Лунтик (из

мультфильма

«Приключения

Лунтика и его

друзей»), корзинка с

овощами и фруктами

- Сегодня в гости к нам пришел

Лунтик

из

мультфильма,

он

принес волшебную корзинку в ней

очень много интересного (логопед

достает овощи).

-

Посчитай,

сколько

овощей

принес Лунтик?

счет.

Сенсорное развитие

За столом для

индивидуальной

Игрушка Лунтик,

корзинка с овощами

- Какой формы яблоко, огурец,

баклажан, картофель и т.д.?

геометрически

е формы

работы

и фруктами

- Какого цвета?

цвет.

Интеллектуальное

развитие

За столом для

индивидуальной

работы

Яблоко, банан,

груша, огурец

- Лунтик принес с собой много

игр. Ты любишь играть?

«Четвертый лишний»

«Что исчезло?»

мышление;

память.

Грамматический

строй речи

За столом для

индивидуальной

работы

Банан, яблоко,

груша, баклажан,

картофель

-

Посмотри,

какие

фрукты

у

Лунтика

и

скажи,

каким

они

цветом?

согласование

прилагательных

с

существительными

Предметный

словарь

За столом для

индивидуальной

работы

Игрушка Лунтик

- Какие части тела есть у Лунтика?

Из

каких

частей

состоит

его

одежда?

показ

и

называние

частей

предметов.

Грамматический

строй

За столом для

индивидуальной

работы

Игрушка Лунтик,

картинки с

изображением (два

пня – пять пней, два

ведра – пять вёдер,

две книги – пять

книг)

Картинки с

изображением

гнёзда, письма, яйца,

трамвая, избы,

крыльца, кресла

Цветные силуэты

машины и гаража

- Что еще есть в корзинке у

Лунтика? (коробочка), а в ней

лежат

картинки,

что

на

них

изображено? (два пня – пять пней,

два ведра – пять вёдер, две книги –

пять книг).

согласование

существительных

с

числительными.

- Давай поиграем в игру «Скажи

ласково».

- У Лунтика стол, а у тебя …?

(сумка – сумочка, дом – домик,

мяч - мячик,

ваза – вазочка, одеяло –

одеяльце

,

лист – листок, трамвай –

трамвайчик, изба – избушка, крыльцо

– крылечко, кресло – креслице).

образование

уменьшительно-

ласкательной формы

- Лунтик предлагает тебе игру

«Один - много». Он тебе называет

один предмет, а ты его, как

волшебник, превращаешь во

множество предметов: гнездо –

гнёзда, письмо – письма, яйцо –

яйца,

образование

мн.ч.

существительных

и

Р.П. мн.ч.

-

Скажи

Лунтику,

что

делает

машина? (Машина выезжает из

гаража.

Машина

отъезжает

из

Дифференциац

ия

глаголов

с

различными

Картинка с

изображением мамы

и дочки

гаража. Машина объезжает гараж.

Машина въезжает в гараж).

- Покажи где мама, а где дочка.

Где мамина дочка.

Где дочка

мамы

приставками.

Понимание

предложений

Предметный

словарь

За столом для

индивидуальной

работы

- У Лунтика дома есть мебель.

Назови, какая мебель стоит у нас в

кабинете? (столы, стулья, кресло,

шкафы).

объяснение

значения слов.

Картинки одежды,

обуви, посуды,

овощей, фруктов,

животных, птиц,

бытовые приборы,

транспорта

- Давай поиграем в игру, которая

называется

«Скажи

одним

словом».

уровень

обобщений.

Словарь признаков

За столом для

индивидуальной

работы

Игрушка Лунтика,

картинки

(фиолетовый

колокольчик, серая

ворона, розовое

платье.

-

Расскажи

Лунтику,

что

изображено на картинке и назови

признак,

какой

колокольчик

(фиолетовый)?

Какая

ворона

(серая)? Какое платье (розовое)?

согласование

прилагательных

с

существительными

единственного числа

Ориентировка в

пространстве

Кабинет

- А сейчас немного отдохнем,

сделаем физминутку и зрительную

гимнастику:

Лунтик,

Лунтик

озорной,

Поиграй-ка

ты

со

мной.

Ну-ка

Лунтик,

повернись,

На

глаза

мне

покажись.

Взгляд

я

влево

отведу,

Лунтик

я

тебя

найду.

Теперь

вправо

посмотрю,

Снова Лунтика найду.

ориентировка в

пространстве

выполнение

движений

в

соответствии с

текстом

- Лунтика предлагает поиграть в

игру «Наоборот».

Задание

- Я буду начинать предложение, а

ты подбирать парную картинку и

заканчивать словом «наоборот».

- Это добро (А это зло… высокий,

горе, лёгкий, большой, покупать,

друг, поднимать, хороший, давать,

широкий).

направлено

на

определение

умения

подбирать

слова

с

противоположным

значением

(антонимы).

Словарь признаков

За столом для

индивидуальной

работы

Картинки с

изображением

животных (волк,

лиса, белка, медведь)

без хвостов и хвосты

животных (волчий,

лисий, беличий,

медвежий).

Картинки с

изображением

кукушки, волка,

лошадь, овца.

- У Лунтика много друзей в лесу.

Однажды все звери перепутали

своих детенышей. Помоги найти

каждому зверю своего детеныша

(волчонок,

лисенок,

бельчонок,

медвежонок).

Найди каждому животному его

хвост.

- А еще у Лунтика друзья любят

похвастаться

своими

голосами.

Лягушка сидит и квакает, а как

голос

подает

кукушка,

волк,

лошадь, овца?

Образование

притяжательных

прилагательных

Задание

направлено

на

выявление

умения

ребенка

подбирать

слова-действия

к

существительному

Глагольный

словарь

За столом для

индивидуальной

работы

Сюжетные картинки

в «телевизорах»:

Девочка пьет чай.

Девочка выпила чай.

Мальчик делает

тачку. Мальчик

сделал тачку.

Девочка рисует

бабочку. Девочка

нарисовала бабочку

- Лунтик с Милей пришли в

магазин,

где

продаются

телевизоры.

Посмотри,

что

показывает каждый телевизор

Девочка пьет чай. Девочка выпила

чай.

Мальчик делает тачку. Мальчик

сделал тачку.

Девочка рисует бабочку. Девочка

нарисовала бабочку

Задание

направлено

на

выявление

умения

ребенка

образовывать

глаголы

совершенного

вида

Артикуляционная

моторика

У зеркала

Куб на каждой

стороне приклеены

- Посмотри, какой куб принес

Лунтик. Я брошу куб на стол.

Проверка

подвижности:

карточки с

изображением

символов-картинок

артикуляционных

упражнений

Какая картинка будет сверху, то

упражнение

ты

выполняешь

(ребенок выполняет упражнения:

«Улыбка», «Хоботок», «Маятник»,

«Вкусное

варенье»,

«Качели»,

«Лопатка»).

губ

языка

нижней челюсти

мягкого нёба

Фонематический

слух

За столом для

индивидуальной

работы

Картинки: лук – люк,

хор – хорь, розы –

рожи, сук – жук

сова – софа, мышка

– мошка, дачка –

тачка

- Покажи, где лук – люк (хор –

хорь, розы – рожи, сук – жук, сова

– софа, мышка – мошка, дачка –

тачка).

Дифференциац

ия звуков

Фонематический

слух

За столом для

индивидуальной

работы

Сюжетна картинка

«Милю учат

разговаривать».

- Посмотри на рисунок: Милю

учат

разговаривать.

Поиграем,

слушай внимательно и повторяй,

как Миля:

са-ша-са, ша-са-ша, са-ца-са, ца-

са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя

ща-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ся-ща, ла-

ля-ла, ля-ла-ля

Повторение

Анализ звукового

состава слова

За столом для

индивидуальной

работы

-

-

Я

предлагаю

поиграть

с

Лунтиком в игру «Эхо». Я буду

называть

слово,

а

ты

только

первый звук этого слова:

мак,

дым,

трава,

кошка,

воробей,

булка, чашка, щука.

- А теперь я называю слово, а ты

только

последний

звук

этого

слова:

мак, дом, камыш, ключ,

танк, муха, барабан, труба.

-

А

сейчас

скажи

Лунтику,

сколько

звуков в словах: дом, рак,

луна, совы, банан, лампа.

Выделение

первого звука в слове

Выделение

последнего звука в

слове

Произношение слов

сложного слогового

За столом для

индивидуальной

картинки:

кот, дом,

рак, мяч,

ноты, муха,

-Давай посмотрим, что же еще

есть у Лунтика в корзинке?

Проверка

сформированности

состава

работы

рыба, вата, малина,

корова, лопата,

лимоны, петух, банан,

мешок, веник, кепка,

лампа, сумка, туфли,

помидор, телефон,

барабан, молоток,

сковорода,

милиционер,

велосипед, полотенце,

мотоцикл,

регулировщик.

-

А

в

нем

разные

картинки.

Посмотри

и

назови,

какие

картинки принес Лунтик.

умения ребенка

изолированно

произносить слова

различной слоговой

структуры.

Ручная моторика

Кабинет

За столом для

индивидуальной

работы

-

- Покажи Лунтику, как ты умеешь

играть пальцами (одновременное

вытягивание

указательного

пальца и мизинца правой руки,

потом левой руки, обеих рук;

поместить указательный палец

на средний и наоборот сначала на

правой, потом – на левой).

- Есть еще очень интересные игры,

«Кулак – ребро – ладонь» и «Игра

на воображаемом рояле», покажем

Лунтику эти игры ему обязательно

понравиться, и он будет играть со

своими друзьями.

Исследование

состояния

моторной

сферы

- кинетическая основа

движений

Мимическая

мускулатура

За столом для

индивидуальной

работы

-

- Лунтик умеет сердиться, а ты,

покажи? (удивляться, радоваться,

грустить)?

Как

надуваешь

воздушный

шарик?

Как

свистишь? Как цокает лошадка?

Навыки чтение и

письма

За столом для

индивидуальной

работы

Лист бумаги,

карандаш.

- Нарисуем домик для Лунтика.

-

Нарисуй

квадрат.

А

теперь

треугольник – это крыша. Круглое

Проверка

сформированности

графических навыков.

окошко. Рядом с домом заборчик

(по образцу)

- Проведи прямую линию слева

направо. Это дорожка. А теперь

сверху

вниз.

Это

ствол

елки

(самостоятельно)

- Давай добавим ветки. Нарисуй

ломаную линию. И еще немного

волнистых облаков (по образцу).

Связная речь

За столом для

индивидуальной

работы

- Лунтик перепутал все слова в

предложении, давай поможем ему

составить предложение правильно

(на,

Саша,

лыжах,

катается.

клетки, чиж, из, вылетел).

обследование

связной речи

- Лунтик очень любит читать

книги,

у

него

есть

любимый

рассказ. Он мне рассказал его,

послушай

внимательно.

И

расскажи о чем этот рассказ?

Чтение

рассказа

«Муравей

и

Голубка».

Сюжетная картинка

«Два козлика».

-

Лунтику

сегодня

очень

понравилось у нас в гостях. Давай

подарим

Лунтику

подарок,

составим рассказ о двух козликах,

а он послушает.



В раздел образования




Яндекс.Метрика