Автор: Татьяна Михайловна Докина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Семьянский детский сад № 7
Населённый пункт: село Семьяны
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование
Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые
технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования
Нижегородской области является полноправным участником проекта
«Бережливый регион». Бережливые технологии – это эффективное управление
временем всех участников образовательного процесса. Всё больше детских садов
присоединяются к этому проекту. Основной целью внедрения бережливых
технологий является повышение безопасности детей, современную организацию
рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников,
формирования бережливого сознания дошкольников.
Одной из задач бережливого образования является - внедрения инструментов
и методов бережливого управления "визуализация" и системы "5S", в такой
последовательности, чтобы это не превратилось в дополнительные потери. К
концу 2020 года педагогические работники в большей или меньшей степени
знакомы с системой "5S" - это сортировка, соблюдение порядка, содержание в
чистоте, стандартизация и совершенствование.
В младшем дошкольном возрасте, в связи с особенностями психологических
и возрастных особенностей детей, возможно внедрение первых 3 пунктов системы
"5S" - это сортировка, соблюдение порядка и содержание в чистоте.
При организации режимных моментов в группе используются различные
алгоритмы для детей. Так как именно в раннем возрасте начинается активное
обучение детей элементам самообслуживания, в раздевалке на дверцах шкафчиков
внутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей, чтобы ребенок мог
«подсмотреть» как правильно и быстро одеться, а также куда эти вещи сложить.
Так же хотелось бы подробнее рассказать о процессе подготовки к прогулке и
экономии времени и сил педагогов в этом процессе. При сборе на прогулку, у
детей и воспитателей уже выработан четкий алгоритм действий, педагог и
младший воспитатель наблюдают за техникой складывания вещей и помогают в
случае необходимости. После чего, когда все ребята уже собраны, они идут
надевать верхнюю одежду и обувь. Таким образом, в процессе сбора не создаются
такие проблемы, как:
-шум и баловство в процессе сбора;
-ребята не путают одежду друг друга, так как берут вещи, которые
принадлежат им и сразу начинают одеваться;
-дети не перенагреваются из-за того, что одни собираются быстрее, чем
другие. Так же благодаря тому, что одевание на прогулку в какой-то степени
превращается в конвейер, педагогу легче определить успехи или затруднения
ребят в процессе раздевания, одевания или складывания одежды.
Следующий алгоритм - это алгоритм «Мытье рук», располагается он в
туалетной комнате над раковинами. Мытье рук – обязательная гигиеническая
процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами стоит задача научить
ребят делать это самостоятельно. В туалетной комнате ребенок наглядно видит
«инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно
открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки
полотенцем. Так же педагог напоминает о необходимости экономить мыло и не
баловаться с ним, аккуратно стряхивать воду с рук и не разливать ее на пол,
пользоваться только своим полотенцем и вешать его на место, выключать за собой
воду. Проговаривание таких элементарных действий и использование алгоритмов
упрощает обучение детей и те ребята, которые уже могут самостоятельно мыть
руки, даже если что-то забывают, могут увидеть подсказку, прямо перед своими
глазами.
Так же у нас в группе мы разместили маркеры в виде картинок,
изображающих соответствующую зону, что значительно упростило процесс
обучения детей уборке игрушек на свои места. Ведь ребята сами видят, где и какая
игрушка должна находиться, а, следовательно, самостоятельно складывают их на
место и быстрее обучаются этому.
Но маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их
обучения, но и для самих педагогов. Так в группе мы разместили подсказки и для
воспитателей, ведь их принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в
действии.
Это
напоминания,
о
необходимости
выключении
света,
электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Таким образом, соблюдая первые принципа системы 5С, у детей прививаются
навыки правильного одевания, бережного отношения к игрушкам, соблюдения
чистоты и многие другие, а у педагогов формируются привычка точного
соблюдения процедур и главное экономии времени в этих процессах.