Напоминание

" О цвете".


Автор: Стеблянко Ирина Расуловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ № 3
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: " О цвете".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Областной конкурс профессионального мастерства в области научно-

методического сопровождения образовательного процесса

одаренных детей.

МБОУ ДО Детская школа искусств №3 г. Курск.

О цвете.

Автор - Стеблянко Ирина Расуловна.

Преподаватель отделения “Изобразительное искусство”.

2020 г.

Содержание:

Пояснительная записка.

2

Раздел 1. Из истории развития науки о цвете.

3

1.

Цвет у первобытных народов.

3

2. Греко-римская античность.

3

3.Западная Европа.

4

4. Древний Восток. Китай.

4

5. Древний Восток. Индия.

4

6. Древний Египет.

5

7. Ренессанс.

5

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА.

8

Психофизические характеристики цвета.

8

Раздел 3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.

11

1. Монохромные гармонические сочетания.

11

2. Гармонические сочетания родственных цветов

12

3. Гармонические сочетания контрастных цветов

13

4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

13

5. Гармонические сочетания “Триада”

14

Раздел 4. Психология и цвет.

15

1. Возрастные особенности восприятия цвета детьми.

15

2. Цвет в детских рисунках.

16

3. Цвет как фактор психического воздействия.

16

РАЗДЕЛ 5. Книги о цвете для художников.

18

Список литературы.

1

9

1

Пояснительная записка.

Цвет - один из важнейших составляющих языка изобразительного

искусства.

Наиболее сложная проблема в художественной подготовке учащихся

ДШИ - развитие чувства цвета. Колористическое видение учащегося -

самое высокое достижение обучения.

В учебном пособии представлены данные из разных областей знаний о

цвете. Которые могут быть интересны преподавателям изобразительного

искусства. Цель данного пособия:систематизировать теоретический

материал и расширить поле зрения на проблему цвета, способствовать

более глубокому изучению учебной дисциплины - цветоведение.

Материал в пособии представлен по разделам.

2

Раздел 1. Из истории развития науки о цвете.

История науки о цвете выделяет два этапа в истории классификации

цвета: с первобытного времени до XVII века и с XVIII века до наших дней.

В первый период классификация цветов строилась на основе культовой

мифологии и на эстетических оценках цвета (с учетом некоторых, часто

практических, моментов).

1.

Цвет у первобытных народов.

В наскальной живописи встречаются три цвета – белый, черный,

красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни

первобытных людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается

изучением магических обрядов древних людей.

2. Греко-римская античность.

В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды

(черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все

остальное получается путем смешения этих четырех стихий.

Аристотель выделял 3 основных цвета: белый (вода, воздух, земля),

желтый (огонь), черный (разрушение, состояние перехода).

Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета:

красный, белый, желтый и черный.

3

Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались

зрительными

впечатлениями,

а

Аристотель

определял

их

экспериментальным путем.

3.Западная Европа.

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой

символики от «христианского» заключается в том, что свет и цвет

перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся

их атрибутами, качествами и знаками.

4. Древний Восток. Китай.

В Китае основным космо образующим числом было 5 (четыре стороны

света и центр земли), 5 цветов – зеленый или синий, красный, белый,

черный, желтый. В Древнем Китае цвет рассматривался в качестве

символа важнейших сил и стихий.

5. Древний Восток. Индия.

В древней Индии было 2 цветовые системы:

1) архаическая или троичная. Цвета: красный, белый, черный.

2) ведическая, или система основанная на Ведах. Следующие цвета:

красный (восточные лучи Солнца), белый (южные лучи), черный

(западные лучи), очень черный (северные лучи), невидимый (центр).

Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: белый, красный,

золото (иногда добавлялись синий и голубой)

4

Традиционные основные цвета в древней Индии: белый, красный, черный,

желтый и синий. Картины Рериха наиболее точно передают традиционный

колорит древней Индии.

6. Древний Египет.

Отношение к цвету зависело от того, насколько он “солнечный”

Цветами похожими на солнечный были белый и золотой (желтый) –

божественные цвета. Священным цветом почитался красный. Важное

символическое значение имел голубой или синий цвет. Черный считался

цветом злых демонов, дьявола.

7. Ренессанс.

Леонардо Да Винчи – создатель новой цветовой системы.Он уже

знал, что цвета могут быть теплыми и холодными. Считал, что основных

цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный Современники

Возрождения начали смотреть на цвет не как на нечто божественное, а

наоборот,

человеческое,

символизирующее

его

чувства,

мысли

и

отношение к окружающему миру.

С середины XVII в. меняются представления о природе цвета.

Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в

опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета».

И если Леонардо, пользуясь интуицией художника, выделил всего 6

основных цветов, то Ньютон разложил белый свет в спектр и научно

доказал существование, помимо белого и черного, как минимум еще 7

цветов. Сегодня они известны нам как «радужные»: красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ньютон положил начало

5

линейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные

(первичные,

или

простые)

и

неоднородные

(производные).

Семь

«простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный

смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики

цветов в виде круга.

В 1772 г.

немецкий ученый Ламберт (1728–1777) попытался

построить классификацию цветов, отображающую изменение цвета по

светлоте и насыщенности.

В конце XVIII в. к системе цветов в виде круга пришел В. Гете,

предложив новый способ классификации цветов – по физическому

принципу. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый,

синий, белый, черный.

В 1810 г. свою теорию цвета опубликовал немецкий живописец

Филипп Отто Рунге (1777–1810), в которой он впервые занялся вопросом

мало насыщенных цветов.

В XIX в.

Г. Гельмгольц (1821–1894) в своих работах уточняет

вопрос об основных цветах – красном, зеленом и синем, дающих в смесях

все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая

оптика приняла эту триаду за основу.

Э. Геринг (1834–1918) определил три области исследования цвета:

физическую, физиологическую, психологическую.

Таким образом, к концу XIX в. завершился основной период

научного познания различных частных явлений в области цвета, цветовые

системы дифференцировались и специализировались применительно к

каждой отрасли науки или производства.

Огромная работа в области систематизации цветов была проделана рядом

ученых: В. Оствальд (1853–1932) – “цветовое тело”

Оствальда, А.Г. Манселл (1859–1918) – пространственная модель,

основанная на цветовом шаре Рунге, Ж. Гилдон и В. Райтон – точные

6

исследования по определению функций сложения цветов (полученные

конгрессом

МКО

в

1931

г.

данные

были

положены

в

основу

международной системы измерения цвета) и др.

Вклад в науку о цвете в это время внесли и выдающиеся художники,

такие как В. Кандинский и П. Клее.

В настоящее время японским институтом цвета разработана новая

«Практическая цветовая координатная система» (усовершенствованный

вариант системы А. Манселла).

В

России

опубликованы

работы

Мюнхенского

института

прикладной цветотехники, посвященные систематизации цветов.

7

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА.

Цвет

-

это

ощущение,

возникающее

в

органе

зрения

при

воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн

видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м. Все цвета

подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.

Ахроматические цвета - белый, черный, и все оттенки серого.

Хроматические цвета - все спектральные и многие природные.

Полухроматические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с

ахроматическими цветами.

Психофизические характеристики цвета.

Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его

с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромаотических)

и дать ему название.

Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. Она

измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем

светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот

понятие понятием "яркость".

Насыщенность. Это степень отличия данного хроматического цвета

от

равномерного

по

энергонасыщенности

светового

потока

ахроматического. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля

чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля

чистого пигмента в красочной смеси.

8

Цветовой тон + Насыщенность = Цветность

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по

крайней

мере

одна

характеристика

общая,

а

другие

закономерно

изменяются от одного цвета к другому.

Температура цвета. Это его относительная теплота или холодность.

Теплые:

красный,

красно-оранжевый,

оранжевый,

желто-оранжевый,

желтый, желто-зеленый.Самый горячий: красно-оранжевый.

Самый холодный: голубой (сине-зеленый).

Нейтральные ( зеленый и пурпурный).

Цветовые круги. Принято выделять две группы цветовых кругов:

физические (за основу взят 7-ступенчатый цветовой круг Ньютона) и

физиологические ( за основу взят цветовой круг 6-ступенчатый круг Гете)

На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый, путем

добавления промежуточных цветов. На рисунке можно проследить весь

процесс получения 12-ступенчатого круга из трех основных цветов. В круг

входят следующие цвета:

Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый,

Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий,

Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.

9

12 - ступенчатый круг из трех основных цветов.

10

Раздел 3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.

Цветовая гармония -

это согласованность между собой цветов в

результате

найденной

пропорциональности

их

площадей

и

форм,

равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого

оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке

определенные положительные чувства и ощущения.

По

характеру

психофизиологического

восприятия

принято

подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп:

однотональные гармонические сочетания цветов,

гармонические сочетания родственных цветов,

гармонические сочетания контрастных цветов,

гармонические сочетания родственно-контрастных цветов,

сочетания «Триада».

1. Монохромные гармонические сочетания.

Монохромные гармонические сочетания построены на основе

одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с

его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления

белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны,

сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений.

Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный

уравновешенный характер.

11

Монохромная гармония

2. Гармонические сочетания родственных цветов

Гармонические

сочетания

родственных

цветов

достигаются

благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом

круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются

Гармония родственных цветов.

1.

12

3. Гармонические сочетания контрастных цветов

Создаются посредством использования двух цветов, которые

расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием

обычно применяется для создания акцентов.

Контрастная гармония.

4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий

равнобедренный треугольник в цветовом круге.

Гармония родственно - контрастных цветов.

13

5. Гармонические сочетания “Триада”

Сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих

равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна

среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный

контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность.

Триада.

14

Раздел 4. Психология и цвет.

1. Возрастные особенности восприятия цвета детьми.

Уже с первых недель жизни глаз ребенка способен различать цвета.

В первые дни жизни дети неосознанно тянутся к ярким предметам,

радуются им. Яркие тона побуждают их к совершению различных

действий с этими предметами и вызывают у них положительные эмоции.

Доказано, что уже в возрасте четырех месяцев дети хорошо различают

желтый, красный, синий и зеленый цвета.

На втором году жизни дети обычно уже способны к зрительному

сравнению предметов по цвету. С возрастом точность цветоразличения

повышается.

К двум-трем годам зрительный анализатор у детей уже хорошо

сформирован, и они могут различать все основные цвета.

К трем-четырем годам у детей появляется потребность не только

знать, но и называть, и различать 5 – 6 разных цветов. При этом они

обращают основное внимание на передачу строения и формы предмета;

между тем передачу цвета дети могут производить только в тех случаях,

когда цвет ярок, интенсивен, привлекает их внимание и пробуждает

эмоции. В целом же отношение к цвету у детей этого

возраста

неустойчиво.

В дошкольном возрасте дети уже владеют сложившимися в раннем

детстве

действиями

восприятия.

Их

глаз

приучается

сначала

к

простейшим, а потом и к более сложным сочетаниям цвета. Они начинают

предпочитать одни в другим, рассуждать, что красиво, а что некрасиво.

15

2. Цвет в детских рисунках.

Дети очень рано начинают "чувствовать" цвет и подбирать его по

своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер психолог и

исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы

различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает

психологические качества человека и состояние его здоровья.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с

нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня

развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6

цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне

эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает

натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет

рисует 1-2 цветными карандашами, это скорее всего указывает на его

негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия

(красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша

(при наличии выбора) иногда трактуют как "отсутствие" цвета, таким

образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких

красок, положительных эмоций.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим

количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно

рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать

также определенные свойства характера и состояние.

3. Цвет как фактор психического воздействия.

По данным многочисленных исследований, цвет качественно и

комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая

изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных

сокращений,

функцию

сердечно-сосудистой

системы,эмоциональное

16

состояние. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается

процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, горячие цвета — красный, оранжевый и желтый —

имеют

наибольшую

длину

волны,

что

требует

для

восприятия

значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного

характера,

они

оказывают

стимулирующее

воздействие

на

мозг,

увеличивают частоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета,

зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются.

Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Известный психолог В.М.Бехтерев утверждал: “ Умело подобранная

гамма цветов способна воздействовать на нервную систему, более чем

иная микстура.”

17

РАЗДЕЛ 5. Книги о цвете для художников.

Агостин Ж. “Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне”, -

Москва: Мир, 1985.

Волков Н. Н. “Цвет в живописи”, “Искусство”, 1984

Зайцев А. С. “Наука о цвете и живопись”, Искусство, 1986

Иттен И. “Искусство цвета”, Изд. Дмитрий Аронов, 2015.

Матюшин М.В. ”Справочник по цвету. Закономерность изменения

цветовых сочетаний”, Изд. Дмитрий Аронов, 2007.

Мартин Д. “ Учимся смешивать цвета”, АСТ., Астрель, 2004.

Оствальд В. “Цветоведение”, Промиздат, 1926 (автор - Лауреат

нобелевской премии по химии!)

18

Список литературы.

Базыма Б.А, Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005.

Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.

ЗайцевА. С “Наука о цвете и живопись”, Искусство, 1986

Люшер М. Магия цвета, Харьков: АО "Сфера", 1996. 431 с.

Номер журнала BEST OF THE BEST 2008. Выпуск "Исцеление цветом:

Хромотерапия" рассылки "Натуральное лечение" от 08 июня 2.

19



В раздел образования




Яндекс.Метрика