Напоминание

«Природа как средство нравственного воспитания»


Автор: Никитина Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 95"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: «Природа как средство нравственного воспитания»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Природа как средство нравственного воспитания»

Одним из средств нравственного воспитания дошкольников, является

природа. Развитие представлений о самоценности природы, эмоциональное

положительное отношение к ней, выработка первых навыков экологически

грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают

первоначальные

умения,

позволяющие

им

участвовать

в

посильной

практической деятельности по охране природы родного края.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного

нравственного воздействия посредством экологического воспитания у детей

формируется правильное отношение к явлениям природы, объектам живой и

неживой природы. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у

человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно

лишь при наличии внешних условий – среды обитания.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность

знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы;

понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать,

или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто

испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости

на любые проявления животных и растений, их красоту.

К формированию нравственных качеств посредством экологического

воспитания относится и то, что именно в дошкольный период в ребенке

зарождается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия

человека с природой: человек, как живое существо, нуждающиеся во вполне

определенных

жизненно

необходимых

условий;

человек

как

природопользователь,

охраняющий

природу

и

по

мере

возможности

восстанавливающий ее богатство.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы, на

участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни

животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о

правильных способах практического взаимодействия с природой. Дети

участвуют в акциях, их значение в нравственном воспитании чрезвычайно

велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы

жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей,

которые их готовят и осуществляют вместе со взрослыми, но и на сознание

окружающего населения. В результате формирования нравственных качеств

совершенствуется интеллект: непрерывно расширяется кругозор детей,

развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать

связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать

модели, схемы, развиваются разные формы речи – диалог, описание,

объяснение, рассказ, которые так необходимы в формировании таких

нравственных

качеств

как

гуманность

трудолюбие,

патриотизм,

коллективизм.

Участие детей в акциях, в «Панораме добрых дел», забота о питомцах

уголка природы, помогает развивать в дошкольниках такие моральные

качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Кроме

того,

формирование

нравственных

качеств

посредством

экологического воспитания влияет и на эстетическое и физическое развитие

детей. Дети учатся понимать красоту природы, создавать ее своими руками

через разные формы изобразительной деятельности. Не остается без

внимания

физическое

развитие:

практически

и

через

беседы

дети

приобщаются к пониманию здоровья, как ценность, которую надо беречь с

малых лет.

Именно поэтому, в течение нескольких лет, мною были разработаны

методические пособия, выпущены буклеты, проведен педагогический проект

«Хрустальная капелька», проводились открытые занятия и семинары для

педагогов, велась работа с родителями, разработаны сценарии развлечений и

праздников, изучены литературные источники, что позволило все обобщить в

опыте

работы

«Формирование

нравственных

качеств

посредством

экологического воспитания».

В

заключении

хочу

отметить,

что

нравственное

воспитание

осуществляется

с

помощью

определенных

средств

и

природа,

и

художественные средства (литература, изобразительные искусства, музыка,

учение и т.д.), и общение, все эти средства влияют на атмосферу, в которой

живет ребенок. Эта атмосфера может быть пропитана доброжелательностью,

любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. И мы

взрослые в ответе за то, чтобы у наших детей формировались положительные

нравственные качества.

Только своим примером доброжелательного отношения, поведения,

общения к окружающим нас детям, мы можем зародить зернышко, которое

двигаясь путем проб и ошибок, собственных наблюдений, подражаний

взрослым, может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в

человеческом обществе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика