Автор: Никитина Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 95"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: «Природа как средство нравственного воспитания»
Раздел: дошкольное образование
«Природа как средство нравственного воспитания»
Одним из средств нравственного воспитания дошкольников, является
природа. Развитие представлений о самоценности природы, эмоциональное
положительное отношение к ней, выработка первых навыков экологически
грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают
первоначальные
умения,
позволяющие
им
участвовать
в
посильной
практической деятельности по охране природы родного края.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного
нравственного воздействия посредством экологического воспитания у детей
формируется правильное отношение к явлениям природы, объектам живой и
неживой природы. Дети узнают, что у всего живого, в том числе и у
человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно
лишь при наличии внешних условий – среды обитания.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность
знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы;
понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать,
или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто
испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости
на любые проявления животных и растений, их красоту.
К формированию нравственных качеств посредством экологического
воспитания относится и то, что именно в дошкольный период в ребенке
зарождается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия
человека с природой: человек, как живое существо, нуждающиеся во вполне
определенных
жизненно
необходимых
условий;
человек
как
природопользователь,
охраняющий
природу
и
по
мере
возможности
восстанавливающий ее богатство.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.
Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы, на
участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни
животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о
правильных способах практического взаимодействия с природой. Дети
участвуют в акциях, их значение в нравственном воспитании чрезвычайно
велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы
жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей,
которые их готовят и осуществляют вместе со взрослыми, но и на сознание
окружающего населения. В результате формирования нравственных качеств
совершенствуется интеллект: непрерывно расширяется кругозор детей,
развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать
связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать
модели, схемы, развиваются разные формы речи – диалог, описание,
объяснение, рассказ, которые так необходимы в формировании таких
нравственных
качеств
как
гуманность
трудолюбие,
патриотизм,
коллективизм.
Участие детей в акциях, в «Панораме добрых дел», забота о питомцах
уголка природы, помогает развивать в дошкольниках такие моральные
качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Кроме
того,
формирование
нравственных
качеств
посредством
экологического воспитания влияет и на эстетическое и физическое развитие
детей. Дети учатся понимать красоту природы, создавать ее своими руками
через разные формы изобразительной деятельности. Не остается без
внимания
физическое
развитие:
практически
и
через
беседы
дети
приобщаются к пониманию здоровья, как ценность, которую надо беречь с
малых лет.
Именно поэтому, в течение нескольких лет, мною были разработаны
методические пособия, выпущены буклеты, проведен педагогический проект
«Хрустальная капелька», проводились открытые занятия и семинары для
педагогов, велась работа с родителями, разработаны сценарии развлечений и
праздников, изучены литературные источники, что позволило все обобщить в
опыте
работы
«Формирование
нравственных
качеств
посредством
экологического воспитания».
В
заключении
хочу
отметить,
что
нравственное
воспитание
осуществляется
с
помощью
определенных
средств
–
и
природа,
и
художественные средства (литература, изобразительные искусства, музыка,
учение и т.д.), и общение, все эти средства влияют на атмосферу, в которой
живет ребенок. Эта атмосфера может быть пропитана доброжелательностью,
любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. И мы
взрослые в ответе за то, чтобы у наших детей формировались положительные
нравственные качества.
Только своим примером доброжелательного отношения, поведения,
общения к окружающим нас детям, мы можем зародить зернышко, которое
двигаясь путем проб и ошибок, собственных наблюдений, подражаний
взрослым, может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в
человеческом обществе.