Напоминание

"Смысл педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи, его этико-педагогические и психологические основы. Эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями учащегося"


Автор: Скорик Сергей Анатольевич
Должность: преподаватель отдела народные клавишные инструменты
Учебное заведение: МБОУДОДМШ №2 им. В.А. Коха
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Смысл педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи, его этико-педагогические и психологические основы. Эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями учащегося"
Дата публикации: 05.09.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №2 им. В.А. Коха

Методическая работа на тему:

Смысл педагогического взаимодействия

образовательного учреждения и семьи, его этико-

педагогические и психологические основы.

Эффективные формы и методы взаимодействия

педагога с родителями учащегося.

Выполнил: преподаватель

отделения народные клавишные

инструменты

МБОУДОДМШ №2 им. В.А. Коха

Скорик С.А.

Ноябрьск – 2017г

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………1

2. Семья и семейное воспитание……………………………………...2

3. Актуальность работы школы с родительской

Общественностью…………………………………….……5

4.

Взаимодействие преподавателя и семьи…………………...…….7

5. Формы взаимодействия педагогов и родителей…………...........10

6. Методы работы с родителями по

эстетическому воспитанию………………………………………15

7. Вывод………………………………………………………………….18

8. Список использованной литературы……………………………..19

Введение

Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них

на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического сообщества

решается вопрос о том, что и каким образом нужно сделать на федеральном, региональном,

муниципальном уровнях и в каждом конкретном образовательном учреждении, чтобы объединить

усилия участников образовательного процесса в интересах личности ребенка, поскольку

жизненное самоопределение детей и молодежи является главным предметом нашей заботы.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально

– экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике

подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический

вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное

понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных

негативных явлений в среде школьников, неблагоприятная динамика таких социально опасных

явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая

дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения,

образования и т.д. На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень

безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски

заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей

жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей,

снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации

подрастающего поколения.

Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность

и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать

такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных

заданий». Несомненно, что наряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям

играет

определённую

роль

в

росте

среди

школьников

негативных

явлений

таких,

как

потребительство, равнодушие, жестокость и другое.

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку нового

поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании. Причём об этих ошибках

говорят сами родители, сознавая их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок

препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку

подрастающего поколения.

Семья

обязана

формировать

физически

и

психически,

здоровую,

нравственную,

интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной

жизни.

Составными

компонентами

содержания

семейного

воспитания

являются

известные

направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как

минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно

теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество

ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир,

заложенную природой гармонию. На современном этапе развития общества проблемы воспитания

заботят каждого здравомыслящего человека. На решение этих проблем должна быть направлена

вся деятельность системы образования на всех уровнях.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого

воспитанника

в

созидание

прекрасного

своими

руками:

практические

занятия

живописью,

музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т.д.

«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства, которое является

важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы, труда, спорта. И можно смело

утверждать, что искусство осуществляет своеобразную психотерапию», так говорил Лихачёв Б.Г.

Воспитывая

всесторонне

развитых

людей

физически

совершенных,

духовно

богатых

и

нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей,

формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка является величайшим источником

эстетического и духовного наслаждения.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям.

Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой

равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не

уделялось должного внимания музыкальному воспитанию.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления,

пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело

учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух

любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и

вдохновения. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь родителей

к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном

воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны

исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают

профессиональные

педагогические

кадры,

владеющие

необходимой

методикой,

способные

использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за

детьми, опыт работы с ними

.

Семья и семейное воспитание

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей,

качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

1. Демографический.

Структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная,

включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или

многодетная).

2. Социально - культурный.

Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

3. Социально - экономический.

Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

4. Технико-гигиенический.

Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает

оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних

общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает

растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:

- преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

- свобода заключения и расторжения браков;

- равноправие женщин и мужчин в браке;

- увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

- в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более

детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений - родители и дети,а другие

родственники живут отдельно ,то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом и

поддержкой предыдущего поколения. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные

отношения пожилыми людьми, другими родственниками.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера

занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда

первый в массе своей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Более трети матерей

и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих

структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное

состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это

положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное

внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее

интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед

детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные

рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту

роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители.

Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую

часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями,

далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет

родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет

личности родителей. Не означает ли это, что роль семьи как института социализации снижается?

Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором

она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как

следствие этого - реалии сегодняшнего дня :

· резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности

«богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу,

возникновение ссор, зависти и пр.;

· появление подросткового и юношеского «рэкета», рост имущественных преступлений;

· резкое увеличение безнадзорных детей; появление беспризорности, которая была ликвидирована

в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Впервые за 60-70

лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей

(около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя часть

учреждений государства, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество

которых в стране постоянно увеличивается. Детские приют, дома ребенка, школы-интернаты,

спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров;

· рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет

родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

· рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс.

подростков кончают жизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные

ситуации в семье, в обществе сверстников;

· резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет

родителей часто зависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что с

матерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственном

предприятии - 71%,в коммерческих структурах - 76%.Часто родители переоценивают собственную

значимость для своего ребенка: по мнению родителей, 82% детей видят в них основных

советчиков, по мнению дает,- лишь 68%.

Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около

30 % детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тыс. подростков

покидают семьи из-за насильственных действий родителей. Безусловно, современные семьи

переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей

расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей.

Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в

школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены. Кризис семьи в современном

обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том,

что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса

лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий

характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем

расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев,

ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это

действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что

человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к

лучшему. Таким образом, подводя итог сказанному о трудностях современной семьи, среди

наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семье можно отметить следующие:

- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время

родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров

и т.д.);

- низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная

напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие

причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

- двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. Обследование показало, что

трудовая нагрузка горожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе

дома -36. .Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;

- высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных

причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;

- бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по

уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при

котором воспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное законом равное

право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

- обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее.

Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы;

- увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие

многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения

роли помощника семьи. А новые общественные институты, хотя и появились, но еще не окрепли и

не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо

действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных,

экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в

плане

:

- гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять,

запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь,

заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им

опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;

- объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на

деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

- координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности

организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.

Главное, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу

добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему.

Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказывают

сожаление о том, что «педагогика зоны», «педагогика колонии» А.С. Макаренко, которую отвергли

сторонники демократических преобразований, похоже скоро вернется в новые зоны и колонии,

если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее

устоев.

Актуальность работы школы с родительской

общественностью

« Рождается ребёнок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, неразвит, ничего не знает ни

о мире, ни о себе. Это, конечно, человек, но человек будущий, потенциальный» Н.Бердяев

И теперь всё зависит от условий социальной среды, в которую попадает ребёнок, и тогда он

станет или развитой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению

всего созданного. Вся жизнедеятельность ребёнка начинается в семье, главное назначение которой

- воспитание и развитие ребёнка. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Какую

бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности

на том или ином возрастном этапе играет семья. В современном обществе наиболее полно

взаимодействует с семьёй школа – взаимодействие начинается ещё до момента поступления

ребёнка в школу и не заканчивается вручением аттестата. Работа школы с родительской

общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа оказывает реальную помощь

родителям в воспитании и развитии ребёнка. Непременным условием стабильности семьи и

нормального развития ребёнка, при этом, является сотрудничество родителей с педагогическим

коллективом школы. И главная задача школы - найти такое взаимодействие с родителями ребёнка,

которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с

минимальными психологическими затратами. Взаимодействие семьи и школы находится на тонкой

грани уважения и доверия, когда педагог и родитель не только уважают друг друга, но и доверяют

друг другу в воспитании и развитии ребёнка. И, конечно, не забывают о том, что они делают

вместе единое дело – участвуют в развитии и становлении одного ребёнка, которому предстоит

вскоре стать самостоятельной личность. В своей работе с семьями педагогический коллектив

школы старается осуществить дифференцированный подход, при этом сгруппировав семьи по

принципу использования их нравственного потенциала для развития своего ребёнка.

1.

Семьи с высоким уровнем нравственных отношений - в таких семьях здоровая

моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

Частое вмешательство педагогов здесь не нужно, хотя отдельные советы и

предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не

исключаются.

2.

Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при

этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей -дети в таких

семьях могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развивается

эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагогов.

3.

Конфликтные семьи - в таких условиях родителям не до детей, они сами не могут

разобраться в своих отношениях, ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено

на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в

семье, не потерять растущего в ней человека.

4.

Внешне благополучные семьи, но с отсутствием нравственных ценностей - дети из

таких семей хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому

воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное

поведение - такие семьи требуют постоянного внимания педагогов, общественности, а

иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы ребёнка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и

квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Школа и семья – два

важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и

взаимодействовать между собой. Это особенно важно сейчас, когда многие родители хорошо

осознают ценности образования, интересуются перспективами развития школы, сравнивают

различные образовательные программы. В связи с этим школа ставит перед собой цели

взаимодействия школы и семьи:

Повысить воспитательные функции семьи.

Вовлекать родителей в процесс организации воспитывающей деятельности.

Оказать семье психолого - педагогическую поддержку.

Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей

и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного

воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение производственного

окружения и его возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, позволило

выявить проблемы в работе школы с семьей. К ним относятся проблемы:

Снижение интереса к учебе у детей.

Неорганизованный досуг детей и взрослых.

Ухудшение здоровья у детей.

Взаимоотношения родителей и детей.

Снижение интереса к труду.

Работа родителей за пределами города и, как следствие, неспособность

контролировать детей.

Склонность к правонарушениям, алкоголизм, курение.

Для решения этих проблем выделяем основные направления нашей деятельности по

взаимодействию школы и семьи:

Изучение семьи, как правило, проводится преподавателем, что очень важно для грамотной

организации работы с ребёнком и родителями. После анализа проведённого исследования

классные руководители составляют характеристику класса и определяют цели работы с семьёй на

год, формируя при этом родительский комитет класса. Родительские комитеты классов помогают

классному руководителю организовывать разные мероприятия с участием детей и родителей,

привлекают к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной

работы, организуют совместную работу родителей и учащихся над проектами и творческими

работами, помогают участвовать в различных конкурсных мероприятиях.

Взаимодействие преподавателя и семьи

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет,

формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он

влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального

внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих

рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова

сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед,

консультаций;

- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Суть взаимодействия преподавателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть

заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В

основе

такого

взаимодействия

лежат

принципы

взаимного

доверия

и

уважения,

взаимной

поддержки

и

терпимости

по

отношению

друг

к

другу.

Это

поможет

педагогу

и

родителям

объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы

для

его

самоопределения

и

самореализации

в

случае

неудачи.

Взаимодействие

педагога

с

родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной

сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы

преподавателя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение

семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Образование само по себе

не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка

нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика

показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания,

испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение

можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Таким образом педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о

воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о

целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного,

нравственного развития ребенка , об особенностях деятельности воспитанника в стенах

образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и

текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая

имеет отношение к ребенку ( искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка ,

обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут

выглядеть так:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости,

образовательный и социальный уровень и т. д.);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и

индивидуальной работе с семьей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной

общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике

и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и

подростков;

- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в

совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на

повышение их авторитета;

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным

учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований ( Совета

учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.).

- разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и

др.);

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных

отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание

потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой

родственными

отношениями,

совместно

живущих

и

несущих

друг

за

друга

моральную

ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится

отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного

воспитания по ряду причин:

однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в

таких

условиях,

дети

не

получают

практических

навыков

по

воспитанию

и

уходу

за

младшими сёстрами и братьями;

молодые

семьи

имеют

возможность

отделиться

от

своих

родителей.

Влияние

старшего

поколения

снижается,

остаются

не

востребованными

их

жизненный

опыт,

мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;

основательно

утрачены

традиции

народной

педагогики,

которые

отличают,

что

воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;

осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических

трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и.т.д.);

гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром

телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а

на общении с детьми, то есть на их воспитание не остаётся времени;

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей

было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот

вопрос можно найти ответ в словах в. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу

матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной

рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как

можно больше такого духовного общения детей с родителями , которое приносит радость матерям

и отцам все , что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны

рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей , и совершенно недопустимо,

чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание» .

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым

родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно

знать типы семей, которые классифицируются:

по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;

по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети),

межпоколенные (дети, родители и родители родителей);

неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;

внебрачная

семья:

когда

женщина

рождает

и

воспитывает

ребёнка,

не

зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что

семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают

отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру взаимоотношений. Ю.П.

Азаров делит семьи на три типа:

идеальная;

средняя;

негативная или скандально-раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

гармоничная;

распадающаяся;

распавшаяся;

неполная.

У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и «не благополучные».

Их признаки:

в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно благополучное

материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;

«формально-благополучные»:

благополучие

нередко

носит

видимый

характер

и

определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

«неблагополучные»

семьи,

где

явно

просматриваются

дефекты

воспитания

-

постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делают его

ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;

рождается

новый

тип

семьи

«новых

русских»:

высоко

обеспеченные

и

сверх

обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в

семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все

положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное

планирование,

подводят

итоги

деятельности.

Педагогам

важно

установить

партнерские

отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности

интересов. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном

учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая

сплачивается

и

интересно

живет

только

в

том

случае,

если

организована

совместная

деятельность педагогов, детей, родителей.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию

совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных

методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не

следует

навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться

на

потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их

к делам школы, класса. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит

последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют

интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной

деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности

определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой

деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и

индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные

формы работы.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания

ребёнка, консультации, посещение семьи.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия педагога с

семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть

беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить

индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо

определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с

детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать

созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям

возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной

обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и

ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти

проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей,

которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее

совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том,

что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для

участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической

консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти

оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель

правоохранительных органов и т. д. в ходе тематической консультации родители получают

рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей:

- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

- Плохая память ребенка. Как ее развить?

- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

- Наказания детей. Какими им быть?

- Тревожность детей. К чему она может привести?

- Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.

- Грубость и непонимание в семье.

- Талантливый ребенок в семье.

- Друзья детей - друзья дома или враги?

- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего

использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений

между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в

работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить

трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны

становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе преподаватель

должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Посещение воспитанника на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с

указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения

родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого

необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях,

совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они

заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная.

С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по

возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно

рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения

педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и

специфике

ситуации.

Если

в

своей

практике

классный

руководитель,

воспитатель,

педагог

использует эту форму с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;

не

планировать

свой

визит

более

чем

на

5

-

10

минут

(чтобы

не

быть

обременительным);

не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите

им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно

присесть и поговорить»;

не поучайте родителей, а советуйте;

желательно

вести

беседу

при

ребенке,

выбрав

щадящую

для

него

форму

и

содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу,

с умыслом искажают ее в свою пользу).

Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации

по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты

семейного

воспитания

детей

(традиционные

приемы

и

методы

воспитания,

специфика

воспитательной работы с учетом современных условий и др.). Родителям следует рекомендовать

публикации о закономерностях психического развития, о факторах способствующих личностному

росту, о саморазвитии и самовоспитании

личности. Родителям желательно знать особенности

детей с отклонениями в развитии, так как именно они нередко являются причиной поведения.

Система

знаний

о

ребенке

как

о

субъекте

воспитательного

процесса,

его

возрастных,

индивидуальных особенностях с учетом

социальных

факторов развития, о закономерностях

общения и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со

своими детьми.

Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в

семье детей и родителей, существующую систему образовательных учреждений России, для того

чтобы помочь детям сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами

учреждений дополнительного образования. Им необходимо научиться оказывать помощь ребенку

в

организации

внешкольной

деятельности,

развивающей

память,

мышление,

воображение,

внимание, обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с учетом

склонностей и способностей детей является проблемными вопросом для многих семей.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится и в школе. Здесь

и

консультации могут

быть более

длительными. Однако

и они требуют

соблюдения

определённых условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: «Родители, срочно придите в

школу!»

-

вызывать

родителей

для

беседы.

Следует

считаться

со

служебной

занятостью

родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить следующим образом:

«Уважаемые родители! Возникла необходимость побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите,

пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и

среда (после занятий) или в субботу с 9 до 14 часов. С уважением...»

Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников

и

проходящих

учителей.

Для

беседы-консультации

родителей

следует

пригласить

в

класс,

учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым,

создавая минимум комфорта.

Во время беседы-консультации в школе появляются дополнительные возможности

для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций,

для совместного прослушивания аудиозаписей с выступлениями современных учёных-педагогов,

анализа данных классного журнала.

Коллективные формы взаимодействия

– одна из распространенных форм в практической

работе с родителями воспитанников.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания,

которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для

взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на

собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит

взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Особую

заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной

деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует

специальные встречи с отцами детей, проводит собрание. Многие образовательные учреждения с

учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения

родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии

самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со

специалистами и др.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их

можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей,

должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими

родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их

возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание

дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об

отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной

и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить концертные

выступления детей

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки,

создания

своего

рода

«сценария»,

программы,

для

того,

чтобы

оно

проходило

в

обстановке

заинтересованности, участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить по

проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги по этой теме.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить

выставку творческих работ, подобрать литературу для родителей, стихов детей по теме).

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи

можно предложить родителям рекомендации в виде памяток (краткие выводы по обсуждаемой

теме).

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1.

Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2.

Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было «на равных», т.е. без

высокомерия, но и без заискивания.

3.

Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы,

традиции их семейного воспитания.

4.

В

зависимости

от

ситуации

варьируйте

стиль

общения

с

родителями

от

официального до доверительного.

5.

Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз

типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я хотел бы согласовать с вами наши

действия...», «Мне нужна ваша помощь...».

6.

Обсуждая с родителями проблемы обучения, воспитания их сына (дочери), ищите

наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение, а не

акцентируйте внимание

только на проступках и негативных ситуациях.

7.

Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.

8 . Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей в учебе;

9. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

10. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор

ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

11. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Преподаватели знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам,

выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление

программ действий, перспективных планов совместной работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год.

Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени.

На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет

школы.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с

достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного

опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с

положительным опытом воспитания детей.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного

воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией,

специалистами и т.д:

Формы познавательной деятельности: творческие отчёты по предметам, дни

открытых уроков, праздники знаний и творчества, концерты, конкурсы и т.д. Родители

могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов,

непосредственно участвовать в мероприятиях. При подготовке к ним родители вместе с

детьми составляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют

костюмы, сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать

праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, всё делают

вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности. Работа с

родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята

контактируют и с родителями одноклассников. Родители видят своего ребёнка среди

сверстников, помогают ему найти общий язык с друзьями, да и способности самих

родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе. Таким образом, искренняя

заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с

ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делают процесс

воспитания и обучения более эффективным.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и

озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки. Формы

досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, конкурсы, КВНы,

экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют

деятельность детских групп, сформированных с учётом интересов и симпатий. Широкое

распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца,

День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, День взаимного благодарения, День семьи,

конкурс Музыкальная семья

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации

деятельности классов, что предполагает:

участия родителей в работе совета школы;

участия родителей в работе попечительского совета, родительского комитета.

Родительский комитет школы состоит из представителей родителей от каждого класса и

представляет интересы своего класса. Основное направление работы родительского комитета –

организация

досуга,

профилактика

правонарушений,

асоциального

поведения,

укрепление

здоровья учащихся.

Управляющий совет решает глобальные образовательные, воспитательные вопросы.

В компетенции Управляющего совета школы утверждение программы развития, одной из

составляющих которой является Программа воспитания учащихся, управляющий совет

определяет

стратегию

развития

воспитательной

системы

школы.

Управляющий

совет

через

директора

школы,

постоянно-действующие

комиссии

контролирует

выполнение

принятой

им

Программы. Директор, как член управляющего совета, для реализации целей и задач Программы

воспитательной

работы,

делегирует

управленческие

полномочия

заместителю

директора

по

воспитательной работе, который организует реализацию Программы через педагогический совет,

методические объединения классных руководителей и педагогов ,через детскую общественную

организацию, попечительский совет родителей, управляющие советы классов.

Основные функции попечительского совета - содействие организации образовательного

процесса,

распределение

внебюджетных

средств

на

развитие

и

повышение

эффективности

материально-технической

базы

школы,

помощь

в

благоустройстве

здания

школы,

содействие

родительскому

комитету

в

организации

досуга

учащихся.

Попечительский

совет

является

координирующим штабом разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия

школы и семьи для решения учебных и воспитательных задач.

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной

деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного

руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений

родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их

совместной деятельности и общения.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного

воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах

ребёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция

ООН о правах ребёнка, принятая в 1989г.

Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления,

пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело

учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух

любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и

вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует

музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих

родителей.

При проведении собрания обычно выясняется, что в музыкальном воспитании взрослых есть

значительные пробелы. Большинство семей слушают только популярные песни, фонотеки 90%

семей состоит из них. Серьёзная музыка, даже популярная классика остались вне поля зрения.

Обычно большинство родителей относятся с интересом

пополнить своё музыкальное

образование параллельно со своими детьми.

Центральное место следует отвести музыкально – педагогическому лекторию, который

познакомит

взрослых

с

особенностями

детей

определённой

группы,

конкретными

задачами

музыкального воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм

работы:

а) регулярные задачи музыкально – педагогического лектория, куда можно отнести:

-

лекции

-

педагогические практикумы

-

семинарские занятия

-

тематические вечера

-

встречи с артистами театра и филармонии

б) музыкально – педагогическое самообразование родителей;

в) индивидуальные консультации с родителями. Консультации можно проводить как в школе,

так и дома у ученика.

г) организация концертов для родителей силами детей.

д) совместные походы в театр, на концерты, в филармонию.

Лектории. На занятиях лектория родители должны узнать, что прежде всего необходимо

подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным

занятиям и успехам детей, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны

показать

детям,

что

их

любимые

музыкальные

произведения

доставляют

им

радость,

удовольствие,

вызывают

бодрость,

желание

делать

большие,

хорошие

дела

улучшают

настроение.

На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в

процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что

педагогически

целесообразно

организовывать

домашнее

музыцирование

ребёнка

(пение,

слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны

знать,

что

у

детей

формирование

вокальных

мышц

начинается

только

к

7-8

годах,

а

заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения голосовых

связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего на охрану детского голоса,

т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик.

Хорошо, если взрослые будут петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в

содержание исполняемого.

Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом можно привлечь к

участию в работе лектория.

Самообразование.

Музыкально-педагогическое

самообразование

родителей.

На

восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные

образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве,

отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал

«Культура») помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра, особенно

подготовительному этапу работы, методика которого может быть такой: краткая беседа о

театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией;

ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по

теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля.

На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту

радость «перспективной».

Встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра,

с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовится заранее. Родители и дети готовят

самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на

встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом.

Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой

репертуар.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и

интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе педагогический организованной

музыкальной

деятельности

активно

формировать

и

развивать

у

него

интерес

к

подлинно

художественной музыке.

Особой формой работы являются концерты, организованные силами самих

учащихся. Выступления учащихся музыкального училища, учеников других музыкальных школ.

Итоговые концерты обычно проводят один раз - в конце учебного года. Более часто это делать

нецелесообразно, так как, во-первых, эта форма общения детей с музыкой не единственная, во-

вторых, у исполнителей репертуар ещё недостаточно большой и разнообразный.

Проводятся концерты для младших классов, объявляют заранее дату проведения, рисуется

афиша. В них могут принимать участие не только ученики, но и их родители. В этих концертах

знакомит слушателей с отдельными музыкальными инструментами, историей их создания, затем

на них исполняют музыкальное произведение.

Концерт

в

более

старших

классах

носит

иной

характер.

Здесь

предоставляются

инструментальные жанры, рассказывают о композиторах. Можно ввести занимательные элементы.

Между музыкальными произведениями исполнить сцены из жизни композиторов, а ребята должны

узнать, фрагмент чьей жизни прошёл перед ними.

Также музыкальные вечера можно устраивать и дома, обустроить их нужно таким образом,

чтобы в дальнейшем такие вечера родители смогли повторять по тому же принципу, без помощи

преподавателей

В программу вечера включить музыку, пение, рассказы. Домашние условия предусматривают

определённый подбор произведений: песни, лёгкую музыку, популярную классику. Произведения

со сложной структурой, требующие напряжённого внимания, для такого вечера не подходят.

Вечер музыки, проводится он дома или в школе, должен иметь соответствующее оформление,

которое не отвлекало от музыки и беседы, а сливалось с нею. Дома такой вечер могут украсить

книги о музыке, фотоальбомы об исполнителях, актёрах, композиторах, театре, новые записи

(аудио или видео). Сюрпризом может быть и новая песня, стихи, специально сочинённые к

данному вечеру, приглашение знакомого певца, музыканта, композитора.

Вывод

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания.

Оно призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о

прекрасном,

существующем

в

жизни.

В

процессе

эстетического

воспитания

используют

художественные

и

литературные

произведения,

музыку,

искусство,

кино,

театр,

народный

фольклор. Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства, является частью

эстетического

воспитания.

От

решения

проблем

эстетического

воспитания

и

образования

в

настоящее время во многом зависит уровень музыкальной культуры подрастающего поколения.

Музыка величайший источник эстетического и духовного наслаждения.

Главной всеобщей задачей является духовное обогащение детей, формирование их культурных

потребностей, развитие творческой активности.

Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное

значение. Его наличие – это залог подлинного

музыкального воспитания, а вместе с тем и

формирование творческой личности.

Семья может оказать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой

и подготовить для его формирования.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления

пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старание учителя станут более эффективными,

если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный

интерес к музыкальному искусству.

Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и

тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей.

Работа с родителями должна определятся дифференцированным подходом. Педагог музыкант

должен учитывать типы семей и подходить в работе с ними индивидуально.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все

положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное

планирование, подводят итоги деятельности.

Делая вывод можно ещё добавить, что общее и специальное музыкальное образование

школьников

всегда

было,

и

остаётся

неотъемлемой

частью

эстетического

воспитания

подрастающего поколения. Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную

пережить и перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и

способную создать свои художественные произведения.

Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному

воспитанию,

следовательно,

для

формирования

творческой

личности.

Работа

в

области

музыкально эстетического развития подрастающего поколения показывает, что на эффективность

её большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе,

по- разному преломляются в каждом из них. Там, где действие совпадает с действиями семьи,

эффект будет наибольший.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993

2. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья – субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М.,

2000

4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982

5. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985

6. Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М, 1979

8. Капустин Н.П. Работа школы с родителями. М., 1999. Гл.5

9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных

руководителей. М., 2000.

10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994

11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. М.; «Владос», 2000г



В раздел образования




Яндекс.Метрика