Автор: Олеся Мубараковна Сагатаева
Должность: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ", корпус 2
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ", корпус 2
Населённый пункт: р.п. Усть-Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Поэзия как средство развития эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: начальное образование
Поэзия как средство развития эмоционально-чувственной сферы
детей дошкольного возраста.
Автор: Сагатаева Олеся Мубараковна
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ», р.п. Усть-Абакан
Поэзии учимся медленно, среди вещей и существ,
не отделяя их от себя, а собирая вместе
слепым притяжением любви.
Пабло Неруда.
Общеизвестна роль искусства в жизни человека. Искусство обладает огромной
преобразующей силой. Воздействуя на чувства и мысли человека, оно совершенствует и
оттачивает все способности, в том числе и способность к творческой деятельности во всех
сферах человеческой жизни.
Искусство дает опыт познания мира, поэтому вовлечение в содержание образования
искусства (произведений музыки, живописи, литературы) развивает у ребенка высокие
духовные ценности, воздействуя на его чувство и мысли; развивает переживания
высокого
духовного
порядка,
облагораживая
его;
раскрывает
мир
человеческих
отношений; учит понимать добро и зло, и отличать прекрасное от безобразного. Кроме
того, искусство раскрывает богатые творческие возможности ребенка для созидательной
деятельности любого рода, а также позволяет в дальнейшем иметь собственное
самостоятельное отношение к изменчивому многообразному миру.
Предметом
моих
наблюдений
стало
восприятие
учащимися
поэтических
произведений, в том числе детской поэзии, так как через слова передаетя жизнь во всей ее
полноте
и
многообразии.
Наблюдения
за
детьми,
анкетирование
родителей
и
диагностические результаты высветили проблему: из года в год снижается интерес детей к
чтению классической литературы, поэзии. Считаю, что одна из причин – чтение книг
заменяется многочасовым сидением детей за компьютером, а традиционное семейное
чтение и место семейных библиотек занимают телефоны и компьютерные игры. Вторая
причина – отсутствие у детей эмоционального отклика на лирические стихотворения, а
также не умение выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного. И как следствие
– речь детей бедна, маловыразительна, отсутствует интерес к книге вообще.
Очень точно и конкретно выражена роль поэзии в искусстве в словах В.Г. Белинского:
«Поэзия высший род искусства, поэзия выражается в свободном человеческом слове,
которое есть и звук, и картина, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами,
которые даны порознь каждому из прочих искусств».
Это позволило мне осознать, что боле углубленному эмоциональному восприятию
художественных образов в поэтическом стихотворении способствует взаимосвязь,
взаимопроникновение всех видов искусства, но при этом ведущую роль отвожу
поэтическому
художественному
слову,
а
использование
приемов
моделирования
позволяет включить каждого ребенка в активный познавательный и творческий процесс
на уровне его возможностей.
Мои занятия предусматривают интеграцию различных видов искусства и всех
направлений деятельности школьников, где эстетическое развитие рассматривается как
обязательный аспект общего развития ребенка.
Изучив теоретические подходы к проблеме эстетического развития детей и
ознакомившись с разными формами работы с использованием стихотворных текстов,
конкретизировала для себя следующие задачи:
усилить восприятие стихотворений через интеграцию различных видов искусства и
всех видов деятельности детей;
использовать
приемы
моделирования
детского
восприятия
в
раскрытии
внутреннего мира ребенка;
создать условия для развития художественно-творческих способностей детей.
Исходя из поставленных задач, свою деятельность начала с изучения основных
принципов и направлений воспитания эстетико-ориентированного мировосприятия детей
на каждой ступени обучения.
Общим содержанием работы с детьми в 1 классе стало развитее представлений о том,
что мир – это «увлекательный хаос цвета, звуков, запахов, тактильных ощущений и
движений». Опираясь на педагогический принцип работы с детьми данного возраста,
предоставляю им как можно больше возможностей сенсорно-эмоционального общения с
предметами окружающего мира.
Эмоционально и целостно воспринимая стихотворный текст, его понимание дети
выражают не столько в речи, сколько в предметных игровых действиях. С целью
полноценного взаимодействия со стихотворным произведением предоставляю им больше
возможностей прослушать, посмотреть в картинках. Отдельные отрывки из текста
предлагаю продекламировать: «покричать», «прохлопать», «протопать» и т.д.
При работе с разделами «Поэтическая тетрадь» провожу дидактические игры «Я-
ветер», например при изучении А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
или стихотворения «Ветер, ветер…». Разговариваем о том, что такое ветер, для чего
нужен ветер (гонит тучи, парусные лодки, крутит флюгера, качает деревья). Отмечаем в
стихотворении «сильный» и «слабый» ветер, а можно ли воспроизвести «ветер» в классе и
как это можно сделать? (подуть на листочки, на шарики, вату, пух). Дома, на прогулке
наблюдают, как плывут облака, качаются деревья и т.п. Для лучшего восприятия
интегрирую уроки литературного чтения и изобразительного искусства.
Подвожу к тому, как можно изобразить ветер? (дети показывают, как они умеют
качаться из стороны в сторону, кружиться). Обращаю внимание на то, какие формы
образуются при кружении юбок, платьиц разного кроя, то есть развиваю у детей
способность к перевоплощению, к управлению своим телом.
Привлекая детей к художественно-изобразительной деятельности, показываю прием
сдувания мокрого акварельного пятна на бумаге («работа ветерка») или предлагаю
нарисовать «ветер» так, как он им представляется.
Игры «Воздух - Вода» на примере стихотворения А.С. Пушкина «Ветер по морю
гуляет», продолжаем разговор, какой ветер может подгонять кораблик по волнам,
беседуем о силе ветра, с помощью звукоподражания определяем звуки, музыку ветра «у-
у-у». затем звук ветра воспроизводим на музыкальных инструментах (дудочка, труба и
др.). Рассматриваем картины, в которых есть изображение музыкальных инструментов:
М.Врубель «Пан», Э.Дега «Маленький флейтист». В течение дня рассматриваем с детьми
картины с изображением ветра, бури («Девятый вал» К. Айвазовского, «Рожь» М.И.
Левитана, «Поле маков» К. Моне).
Аналогичные игры-занятия «Вода», «Вода-Земля» или «Вода-Воздух» провожу при
ознакомлении А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка», Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..», А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.А. Бунин «Листопад».
Такие
интегрированные
занятия
способствуют
эмоциональному
восприятию
стихотворения,
«вживанию»
в
среду,
которая
предполагается
содержанием
стихотворения.
Главная задача – помочь ребенку увидеть и прочувствовать душевное переживание и
настроение автора произведения. В решении этой задачи помогает прием моделирования
детского восприятия, так как лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные
переживания поэта, поэтому ребенку бывает трудно словами выразить свое отношение к
произведению и свой внутренний мир.
После чтения стихотворения предлагаю определить настроение стихотворения
(веселое, грустное, смешное, торжественно) с помощью цветных кружков, не называя
цвета. Далее, развивая синестезийные возможности ребенка, усложняю задание: ребенок
может выбрать и два кружка разного цвета или один разноцветный (сочетающий в себе
два цвета), если он почувствовал в стихотворении веселое настроение с оттенком грусти.
Эта работа продолжается на музыкальных занятиях. Например, детям предлагаем
подобрать в соответствии с музыкой кружок определенного цвета. Можно предложить
выбрать цвет для музыки из большего набора кружков одного цвета. Но разной
интенсивности, можно предложить выбрать цвет для музыки из большего набора кружков
одного цвета, но разной интенсивности, можно предложить изобразить музыку
движением руки, движением тела. Такие типы задания усложняем в зависимости от
количества ассоциативных пересечений. Это может быть просто цвет или звук; звук и
цвет; звук и движение. Вслушиваясь в звучание стихотворения, придумываем мелодию,
если это нежное и грустное по содержанию стихотворение, то дети могут напеть
лирическую или колыбельную песенку (сравнивается звук и цвет). Целью такой игры
является не прямое обучение правильному выбору того или иного цвета, а привлечение
внимания к тому, что в тексте обыгрывается сходство цвета или звука, звука или
движения и т.д.
К направлениям воспитания эстетико-ориентированного мировосприятия у младших
школьников мы относим развитие эмпатийных способностей ребенка в условиях
восприятия неодушевленных форм, одушевление их и сопереживание всему живому.
Прием
эмпатии
мы
используем
на
внеурочной
деятельности
в
таких
играх
«Превращение», «Помощь в превращении», «Превращение комнаты» и др.
Уделяя
особое
внимание
выразительным
средствам
языка
в
лирических
стихотворениях (эпитеты, сравнения, метафоры) стимулирую способности детей к
эмпатии. Оживлению образов и явлений природы. Например, взбесилась ведьма злая…«
(оживление образа «зимы»); «буря мглою, небо кроет. Вихри снежные крутя, то, как зверь
она завоет, то заплачет как дитя» (образ «бури»); лесов таинственная сень с печальным
шумом обнажалась (образ «осеннего леса»). Затем в музыкальных этюдах побуждаем
детей к созданию целостных танцевальных композиций: «Танец осенних листьев», «Танец
веселых снежинок», «Вальс цветов».
При чтении юмористических стихотворений К. Чуковского, Ю. Тувима, С. Маршака,
Б. Заходера о предметах и вещах окружающего мира предлагаю детям определить, какое
это стихотворение: печальное или смешное, что они чувствовали: радость или грусть,
страх или гнев, как они двигались.
Затем предлагаю творческие задания по оживлению предметов: нарисуй «танцующий
предмет», нарисуй кого-то «скрученного», о ком говорится в стихотворении, сочини
сказку о «скрученном существе» и другие.
Результатом творческого процесса с детьми по стихотворным текстам является
создание детских «сборников» стихов, загадок, сказок, где есть свои «авторы» и свои
«художники-иллюстраторы».
Наблюдения позволили сделать выводы:
интеграция искусства при восприятии стихотворений позволяет создавать такие
ситуации. Которые способствуют не только развитию. Но и обогащению
эмоционально-чувственной сферы детей и усиливает их эмоциональный отклик на
стихотворные произведения;
моделирование
помогает
детям
выразить
не
только
свое
отношение
к
произведению, но способствует раскрытию внутреннего мира ребенка;
художественно-творческая
деятельность
детей,
усиленная
художественным
поэтическим словом, рождает в детях способность к созданию неординарных
«произведений искусств» на своем уровне.
В перспективе планирую продолжить развитие творческой деятельности детей со
словами, звуками, рифмами, т.е. развивать словотворчество.
Литература
1.
Белинский В.Г. Взгляды на русскую литературу. – М., 1978.
2.
Воспитание искусством. Сборник научно-методических материалов. – Абакан,
2005.
3.
Максашин А.С. Инновационные образовательные технологии моделирования
развития детского художественного восприятия.// Инновации в образовании. –
2005. - №6. –С.87.
4.
Мелик-Пашаев Н.В. Ступени к творчеству. – М.: Просвещение, 1987.