Автор: Аксюкова Татьяна Эрнистовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №338
Населённый пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
1
Аксюкова Татьяна Эрнистовна
МБДОУ – детский сад №338, г. Екатеринбург
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными
образовательными
стандартами
направление
«Физическое
развитие»,
включающее
образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в
воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Охрана
и
укрепление
здоровья
подрастающего
поколения
–
актуальный
социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое
дорогое богатство-здоровье. Каждый родитель хочет чтобы их ребёнок был сильным,
бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с
ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.
Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления
здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных
технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников
образовательного
процесса
в
ДОУ.
В
связи
с
этим
актуальной
становится
интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное
пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков,
родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Здоровье
сберегающая
технология
–
это
целостная
система
воспитательно-
оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей,
ребенка и медицинского работника.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа
жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
2
формирование
осознанной
потребности
в
регулярных
занятиях
физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Исходя из этого, необходимым стало изучение современных методик по
укреплению и сохранению детского здоровья. И для обеспечения комплексного
подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ
используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий, мы
рассмотрим основные:
1. Медико-профилактические – сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинской сестры детского сада в соответствии с медицинскими
требованиями и нормами, с использование медицинских средств:
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники;
коррекция возникающих функциональных отклонений;
отслеживание характера течения хронической патологии;
реабилитация
соматического
состояния
здоровья;
-контроль качества организации питания;
витаминопрофилактика;
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Таким образом, вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные – физическое развитие и укрепление здоровья
ребёнка,
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической культуры дошкольников:
процедуры закаливания;
спортивные мероприятия;
недели здоровья;
проведение подвижных игр;
прогулки-походы и др.
Можно сделать вывод, что на повышения двигательного статуса детей оказывает
большое
влияние
двигательный
режим.
Вся
физкультурно-оздоровительная
работа должна строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного
режима для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
3
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет
весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему
взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
Поэтому большое внимание в дошкольном учреждении уделяется подбору и расстановке
кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья
ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические
знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и
недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой
самокоррекции и приступить к его реализации.
4. Технологии валеологического просвещения родителей.
Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в
комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского
организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей
здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными
формами
работы
по
физическому
воспитанию
в
дошкольном
учреждении,
информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной
подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных
физкультурных досугах и праздниках.
Для успешной работы с родителями необходимо проводить исследование семей
воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и
детьми, наблюдения за детьми и др.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам
здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье важна поддержка и сопровождение.
Итак, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых
перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации
обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Подготовка к здоровому образу
жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых
4
социально-экономических
и
политических
ситуациях
актуальна,
своевременна
и
достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и
экономический потенциал общества.