Напоминание

Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ


Автор: Баулина Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Василёк"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи

детей с ОВЗ

На современном этапе развития системы образования на первый план

выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого

ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического

развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется

организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей

младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков

развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-

психологической помощи в условиях образовательного учреждения .

Система

комплексного

сопровождения

детей

позволяет

выявить

отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать

образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка,

либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют

своего решения:

Недостаточное

осознание

педагогами

сущности

проблемы

и

перспективности ее решения.

Обособленность

в

действиях

специалистов

разных

систем

(здравоохранения,

образования,

соцзащиты),

осуществляющих

сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.

Разрозненность информации.

Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии,

склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор

оптимального образовательного маршрута.

Задачи:

защита прав и интересов ребенка;

массовая диагностика по проблемам развития;

выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

консультирование по возможным путям решения всех участников

образовательного процесса;

групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по

изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам .

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в

учреждении являются:

оказание помощи в решении проблем:

формирования здорового образа жизни;

личностных проблем развития ребенка;

выбора образовательного маршрута

преодоления затруднений в обучении;

разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и

реализация схем и программ сопровождения

гигиеническое нормирование нагрузок;

обеспечение преемственности и последовательности в работе с

ребенком;

организация

и

проведение

медико-психолого-педагогических

консилиумов.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух

согласованных процессов:

индивидуальное сопровождение детей;

системное

сопровождение,

направленное

на

профилактику

или

коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в

целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1) сбор информации о ребенке;

2) анализ полученной информации;

3) совместная выработка рекомендаций;

4) консультирование всех участников сопровождения;

5) решение проблем;

6) анализ выполненных рекомендаций;

7) дальнейший прогноз развития ребенка .

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети

учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в

развитии ребенка или способностей .

Основные этапы системного сопровождения:

диагностический этап;

поисковый этап;

консультативно-проективный (или договорной) этап;

деятельностный этап;

рефлексивный этап .

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих

случаях:

выявление проблем в ходе массовой диагностики;

обращение родителей за консультациями;

обращения педагогов, администрации;

обращение специалистов других социальных служб.

Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия

между

участниками

сопровождения

в

совместно

организованной

деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и

развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В

системе

этого

взаимодействия

были

четко

определены

функции

и

содержание работы каждого субъекта сопровождения

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа

службы

сопровождения планируется на месяц.

Заранее определяется

списочный

состав детей,

проблемы

которых планируется обсуждать,

извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить

материалы

По результатам докладов и обсуждений выносится заключение,

контроль

за

реализацией

которого

возлагается

на

администрацию

учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по

частным

данным

психологической,

педагогической,

медицинской

диагностики, но и по более общим показателям:

удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;

уверенность

ребенка

(тенденция

к

формированию

позитивной,

адекватной Я-концепции);

способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со

взрослыми;

успешность

в

овладении

адекватными

возрастному

этапу

и

особенностям ребенка видам деятельности

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно

рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и

помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития,

обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.



В раздел образования




Яндекс.Метрика