Автор: Рябчунова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №48
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: "Значение миогимнастики в логопедии"
Раздел: дошкольное образование
Миогимнастика в логопедии.
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с
зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В.
Костиной, В.М. Чапала)
Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и
внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-
мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни
детского возраста, 80% - вредные привычки как взрослых так и детей;
несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы
оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Необходимо включать в логопедическую диагностику оценку внешнего
осмотра (физическое развитие, оценка лицевых признаков и пропорций)
Нарушения прикуса и факторы их развития
Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий
Генетическая обусловленность;
Нарушение внутриутробного развития;
Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен,
эндокринные заболевания и т.д.
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно
функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная
ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-
лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
зубочелюстные аномалии
укорочении подъязычной связки
пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
нарушении функции дыхания
нарушении функции глотания
нарушении функции жевания
в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений
звукопроизношения
Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и
мимических мышц
Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при
дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их
коррекции
Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что
благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью
обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению
зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в
логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной
системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать
миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой