Автор: Белова Наиля Анатольевна
Должность: Воспитатель 1категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с.Уязытамак
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Туймазинский район
Наименование материала: "Говорящие пальчики"
Тема: Кружок
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято на педагогическом
Совете МАДОУ детский сад
с.Уязытамак
От «_____» __________ 20____г.
Рабочая программа
кружка «Говорящие пальчики»
для разновозрастной группы
выполнил: воспитатель
МБДОУ детского сада
с.Уязытамак
Белова Н.А
Первая категория
педстаж: 4 года
г. Туймазы – 2018
Список детей, посещающих кружок
Младшая группа:
1.Галяутдинов Динар
2.Камалетдинов Арсен
3.Фасхутдинов Рустам
4.Хатамова Аделина
5.Ямалиев Руслан
6.Акулинина Оля
Средняя группа:
7.Гибадуллин Тимур
8.Хасаншина Алсу
9.Шакиров Султан
10.Имунов Мустафо
Старшая группа:
11.Камалетдинов Эмиль
12.Хазиев Ринат
13.Ямалеев Радмир
Подготовительная группа:
14. Валиуллина Азалия
15. Шакиров Макар
16. Камалов Тимур
Кружковая работа проводится каждую
среду с 15.50 до 16.20 часов
Я чувствую- я представляю- я воображаю- я творю.
Содержание:
Введение
I.
Целевой раздел программы.
I.1
Пояснительная записка.
I.2
Цель программы.
I.3
Задачи программы.
I.4
Межпредметные связи по разделам.
I.5
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
II. Содержательный раздел.
II.1
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник.
II.2
Виды и техники нетрадиционного:
II.2.1 Рисования.
II.2.2 Аппликации.
II.2.3 Лепки.
II.3
Методы и приемы используемые на занятиях.
II.4
Планируемый результат.
III Организационный раздел.
3.1 Педагогическая диагностика.
3.2 Основные требования к уровню подготовки детей.
3.3 Работа с родителями.
IV
Перспективный план работы
I.
Целевой раздел программы.
1.1
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дошкольный
возраст
характеризуется
возрастающей
познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,
сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительное
творчество-
специфическая
детская
активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенка. Способность к
творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить
в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не
разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве- залог будущих успехов. Желание
творить-
внутренняя
потребность
ребенка,
она
возникает
у
него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности,
которые помогут ему стать личностью.
Детская
художественная
одаренность-
распространенное
явление,
практически всегда возникающее в благоприятной среде обучения и
общения.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным
техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В
способах изображения(достаточно простых по технологии) нет жесткой
заданности и строгого контроля. Зато есть творческая способность и
подлинная радость. Результата обычно очень эффектный и почти не зависит
от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в
которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже
самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику,
если применяется на основе традиционных материалов. Можно изобретать
свои способности и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые
материалы.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение
детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному
искусству.
Разнообразие
способов
рисования,
аппликации
и
лепки
необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей
оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Методика работы с
детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской
художественной
деятельности
формировать
у
ребят
такие
качества:
самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие
самореализовываться
в
различных
видах
и
формах
художественно
творческой
деятельности;
снижать
закомплексованность,
скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в
силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен
творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду,
основанную на доверии и понимании.
1.2 Цель программы.
Развитие
самостоятельности,
творчества,
индивидуальности
детей,
художественных способностей путем экспериментирования с различными
материалами, нетрадиционных техник;
Формирование художественного мышления и нравственных черт личности,
эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
1.3 Задачи программы.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Образовательные задачи:
- Знакомить с техническими приемами и способами изображения с
использованием различных изобразительных материалов.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства, окружающих
предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей действительности.
Развивающие задачи:
-
Развивать
художественный
вкус,
пространственное
воображение,
творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность, желание экспериментировать.
- Развивать творческие способности детей.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
I.4
Межпредметные связи по разделам:
1. «Развитие речи».
На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою
работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек,
загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны
усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2.
«Ознакомление
с
окружающим
миром».
Для
занятий
по
изо
деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют
уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые
варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях
природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Занятия по изо деятельности способствуют
усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении, развивается мелкая моторика рук.
4.
«Музыкальное
воспитание».
Рисование
по
передаче
восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к
праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.
5.
«Физическое воспитание». Использование физминуток, пальчиковой
гимнастики,
дыхательной
гимнастики,
работа
по
охране
зрения
и
предупреждению нарушения осанки.
1.5 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для
дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный
возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен
существенными
физиологическими,
психологическими
и
социальными
изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и
психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно
переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная
приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую
роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на
последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста
необходима
для
правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи,
так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
От 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел
ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с
ножницами:
дети
могут
вырезать
круги
из
квадратов,
овалы
из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:
квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции.
От 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не
отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Это не только изображение отдельных
предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В
рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые
способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы
различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В
аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из
бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета
при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный
материал,
дошкольники
создают
фигурки
людей,
животных,
героев
литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной
области является
овладение композицией
(фризовой,
линейной,
центральной)
с
учетом
пространственных
отношений,
в
соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между
собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив
в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно
всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план
действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего
и
творческого
продуктивного
воображения;
формируются
основы
символической
функции
сознания,
развиваются
сенсорные
и
интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить
себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других
и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего
результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,
который
способен
лишь
к
элементарному
различению
таких
сфер
действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «я
сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о
различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7 годам
формируются предпосылки для
успешного перехода на
следующую ступень образования.
II.
Содержательный раздел.
2.1 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита,
цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а
является вариативным звеном учебного плана.
2.2 Виды и техники нетрадиционного:
1.
Рисования:
оттиск поролоном;
рисование на мятой бумаге;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошек;
волшебные веревочки;
кляксография;
монотопия;
тычок жесткой кистью;
граттаж;
фотокопия;
точечный рисунок;
ниткография;
рисунок на мокрой бумаге;
рисование вдвоем на длинной полосе бумаги;
рисование с секретом в три пары рук;
печать пробками;
рисование ватными палочками;
рисование мыльными пузырями;
рисование манной крупой.
2.Аппликации
- обрывная;
- накладная;
- модульная(мозаика);
- симметричная;
- ленточная;
- силуэтная;
- квилинг;
- торцевание;
- коллаж;
- оригами;
- аппликация из салфеток;
- гофрированная бумага;
- аппликация из ткани;
- аппликация из крупы;
- аппликация из соломы;
- аппликация из засушенных листьев.
3. Лепки
- лепка вытягиванием;
- лепка объемных фигур из отдельных частей;
- модульная лепка;
- налепные украшения;
- пластилиновая аппликация;
- мозаика из мелких шариков и плоских камешков;
- выкладывание жгутиками(витражная техника);
- пластилинография;
- расписной пластилин (разрезание слоеного пластилина);
- создание фактурной поверхности;
- отпечатки различными предметами на пластилиновой основе
- рельефы (декоративные пластинник): барельеф, горельеф, контррельеф;
-раскатывание пластилинового листа, обрубовка;
- цветоведение (смешивание цветов);
- рисунок из пластилиновой ленты;
- рисование пластилином;
- процарапывание;
- сграффито (многослойное процарапывание);
- лепка на форме;
- лепка из пластин;
- торцевание на пластилине;
- лепка из колец;
- миниатюра;
- многоплановый рельеф;
- работа с шаблоном;
- пластилиновая живопись;
- контур.
2.3 Методы и приемы используемые на занятиях :
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с
использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана
работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под
руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные
творческие работы.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
2.4 Планируемый результат.
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования, аппликации и лепки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
и уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета,
местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков, поделок;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
- создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции. -
освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники
аппликации, лепки.
В следствии всего выше указанного, у детей выявятся улучшения
показателей мелкой моторики пальцев рук; умение ориентироваться на
плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности
.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях будет даваться
возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,
испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу,
изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ,
совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с
использованием приобретенных навыков.
III. Организационный раздел.
1.1 Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить,
воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора
Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной
деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
1.
Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно,
пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть
незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл
– искажения значительные, форма не удалась, части предмета
расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение
статическое.
2.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на
полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные
искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный
характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма
разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски;
преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан
неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4.
Ассоциативное
восприятие
пятна; 3
балла
–
самостоятельно
перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2
балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в
пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1.
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники,
владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла –
испытывает
затруднения
при
действиях
с
изобразительными
материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует
неосознанно.
2.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания
взрослого
и
критично
оценивает
свою
работу;
заинтересован
предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку
взрослого,
неадекватен
при
самооценке
(завышена,
занижена),
заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке
взрослого,
самооценка
отсутствует;
заинтересован
(равнодушен)
продуктом собственной деятельности.
3.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет
задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с
вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается
редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному
раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не
обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию
замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 –
высокий уровень.
3.2 Основные требования к уровню подготовки детей
Требования к уровню подготовки детей по разделу “Изобразительная
деятельность” представлены в таблице.
Воспитанник
должен
Базовая программа
Компонент ДОУ
Знать
Различные виды
изобразительного искусства:
живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное
искусство
Теплые и холодные оттенки
Уметь
1.
Высказывать эстетические
суждения о произведениях
искусства.
2.
Самостоятельно, активно
и творчески применять
ранее усвоенные способы
изображения в рисовании,
используя выразительные
средства.
3.
Выделять особенности
предмета; передавать в
рисунке его форму,
величину, строение,
пропорции, цвет,
композицию.
4.
Размещать изображение
на листе бумаги, соблюдая
перспективу (близко,
далеко)
5.
Передавать движения
людей, животных.
6.
Соединять в одном
рисунке разные
материалы, техники для
создания выразительного
образа.
7.
Создавать фон для
изображаемой картины
различными способами.
8.
Определять названия
цветов, различных
оттенков.
9.
Смешивать краски,
получая различные
оттенки и использовать их
в рисунке.
10.Создавать узоры по
мотивам народных
росписей на листах бумаги
1.
Использовать в
рисунках различные
техники (по сырому,
монотипия, пальцевая
живопись, граттаж и
т.д.).
2.
Использовать
различные материалы
(гелевые блестки,
воздушные
фломастеры, зубные
щетки, поролон, клей
ПВА, свеча и др.).
3.
Использовать в рисунке
теплые и холодные
оттенки, определенную
цветовую гамму в
соответствии с
настроением, временем
года, суток.
4.
Рисовать
самостоятельно,
опираясь на схемы.
5.
Стилизовать предметы,
приукрашивая и
обобщая особенности
предметов.
6.
Создавать “сказочных”
героев.
7.
Преобразовывать
простые предметы
(линии и др.) в
определенные образы.
8.
Передавать
абстрактные понятия с
помощью
определенных форм,
линий.
разной формы, силуэтах
предметов и игрушек,
используя характерные
для того или иного вида
народного искусства и
цветовую гамму.
3.3
Работа
с
родителями.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Новогоднее
приключение или волшебство только начинается», выставки «Бравые
солдаты», «Волшебный цветок для самой милой», будет оформлен уголок
для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное
развлечения родителей и детей «Путешествие в страну «Бумажкино»,
«Путешествие в страну Радуги». Родительские собрания будут проводиться в
разных
формах:
круглый
стол,
родительская
приемная
и
т.п.
Это
активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.
Содержание и формы работы с семьей отличаются разнообразием, так как
жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.
Список литературы
1.Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные
демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.,
1998.
2.Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности.
Казань. 2003.
3.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000.
4.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). – М.: ВАКО, 2005. – 192
с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подготовительная к
школе группа. М., 2005 .
5.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 128 с.
6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических
комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).
– М.: ВАКО, 2005. – 176 с.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
7.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие
для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
8.Никомагорская О. «Основы художественного ремесла», АСТ-Пресс,
Москва, 1997.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под
ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп.
– М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
10.Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ.
Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека
руководителя ДОУ).
11.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
12.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов
дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
13.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для
педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС, 2003. –
176 с.
Перспективный план работы
Сентябрь.
1 нед. Тема: «Знакомство с жилищем – тирмэ». От 20.09
Региональный компонент
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным
обозначением.
3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Развивать подвижность пальцев рук.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения.
1.Пальчиковая гимнастика» «Пальчики – мальчики».
2.Упражнение «Зайчики», «Бабочка», « Белка».
3.Рисуем пальчиками «Юрту».
4.Украшаем юрту коврами
4. «Пальчиками играем – речь развиваем» (использование дидактических
игр).
2 нед. Тема : «Смотрит солнышко в окошко»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить координир. движения с речью.
3. Продолжать закреплять формы (круглое)
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Развивать мелкую моторику пальцев.
6. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей
деятельности.
Упражнения.
1.пальчиковая гимнастика «Солнышко»
2.Упражнения «Ладушки – ладушки», « Братцы».
3. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками).
4. «Солнышко лучистое» (выкладывание из спичек солнышко).
5. . Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между
ладошками по всей длине пальчиков.
6. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести
дорожку к домику).
3 нед. Тема: «Осень. Признаки осени.»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов
8. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное
внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь.
Упражнения.
1. Пальчиковая гимнастика «Осенний дождик».
2. «. Игра «Ежики и ежата». (Втекание спичек в большой и маленький
пластилиновый комочек).
3. «Осенний букет» - аппликация с использованием оригами.
4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.
5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные
коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
4 нед. Тема: «Деревья»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Научить детей завязывать узелки, бантики.
4. Формировать умение координировать речь и движения.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.
3. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь».
4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же
наполнением (рис, фасоль) .
5. «Осенние деревья» - рисование ладошками.
6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном
темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
Октябрь
1 нед. Тема: «Овощи с огорода»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным
обозначением.
3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
7.Развивать артистические способности, память, речь.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2. «Морковка» - раскрась по образцу.
3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно,
красную отдельно).
4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
5.Кукольный театр: «Репка»
6. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2 нед. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.
4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
5. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Упражнения
1. П/и «Гномики- прачки» .
2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание
пуговиц.
3. Упр. «Не дошитое платье» - «пририсовать к платью рукава, воротник,
карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Д/игра «Оденем Петю».
5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
6. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема: «Транспорт»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова
и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить
прямые горизонтальные линии.
4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть
вместе.
Упражнения
1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из
бумаги, смятой в комочки.
2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по
ковру.
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на
подносе, следы от машины.
4. Упражнение «Топай-хлопай».
5. Пальчиковая игра «Вертолет».
6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.
4 нед. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкой моторики рук.
2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать
животных по образцу в горизонтальной плоскости.
4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления
работающих групп мелких мышц.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
Упражнения
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических
фигур животного с детенышем.
2. Упражнение «Коготки и лапки».
3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки
животных на ощупь.
4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.
5. Д/и «Животные и их детеныши».
6. Самомассаж гранеными карандашами.
Ноябрь
1 нед. Тема: «Игрушки»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить координир. движения с речью.
3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием
прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в
комочек бумаги.
6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
Упражнения
1. П/г «Игрушки».
2. Упражнение «Лошадка».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов
игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. Упр. "Собери матрешку» -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно
собрать.
5. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар,
кирпич, кубик).
6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.
7. «Пирамидка» -лепка из пластилина
8. Самомассаж косточками фруктов.
2 нед. Тема: «Птицы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить
прямые горизонтальные линии.
3. Продолжать учить координировать движения с речью.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги
и сминать из в комочки.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Упражнения
1. П/г. «Утята».
2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать
бумагу в маленькие крошки.
4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением
(фасоль, рис, греча) .
5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала
медленно, затем быстро.
6. Оригами «Птички».
7. Самомассаж бусинками.
3 нед. Тема: «Знакомство с кухонной столовой, чайной посудой»
Региональный компонент
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать
его в комочек.
6. Воспитывать бережное отношение к посуде. Упражнения
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .
2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.
3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.
5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.
6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем
в вазочку.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
4 нед. Тема «Транспорт»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к
деятельности.
5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе
обоих рук.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина»,
«Парусник», «Самолет».
3. Игра «Грузовик построим сами».
4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую
фасоль по разным грузовикам.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.
Декабрь
1 нед. Тема: «Дикие животные»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над
согласованием движений рук и ног.
4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.
Упражнения
1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в
тарелочку, ложкой.
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Подвижная игра «Зайка»
5. Упражнение «Веселые зверята»
6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.
7. Самомассаж мячиками (ежиками) .
2 нед. Тема «Деревья»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Научить детей завязывать узелки, бантики.
4. Формировать умение координировать речь и движения.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.
3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же
наполнением (рис, фасоль) .
5. »Осенние деревья» - рисование ладошками.
6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном
темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 нед. Тема «Зима. Признаки зимы»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.
6. Развивать умение сматывать клубочки.
Упражнения
1. »Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из
разных ниток.
4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»
5. Самомассаж мячиками (ежиками) .
6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.
7. »Глиняные рожицы» - рисуем глиной.
4 нед. Тема: «Новый год. Елка»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые
горизонтальные линии.
4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
5. Развивать умение сматывать клубочки.
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических
фигур по образцу.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки
3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.
5. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.
6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.
7. Самомассаж косточками фруктов.
Январь
1 нед. « Зимний лес».
1.
Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
2.
Развивать мелкую моторику рук.
3.
Продолжать развивать моторику пальцев через пальчиковую игру.
4.
Формировать развитие мелкой моторике.
5.
Учить детей изготавливать комочки ваты , скатывая круговыми
движениями ладоней . Формировать контроль за мышечными
ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий
(сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).
Упражнения.
1. Игра «Чтоб Мишке было теплее».
2.» В гости елочка пришла, снег на ветках принесла….» ( рисование
пальчиками).
3. . Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша
между ладонями).
4. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги
разложить комочки ваты),
5.Пальчиковая гимнастика « Дружные пальчики».
6.Упражнения « Осьминог», « Замок».
2 нед. Тема «Снег идет»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. «Снегопад»-рисуем пластилином.
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными
палочками.
4. »Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона
«крыше».
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
3 нед. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать желание помогать маме.
6. Развивать творческую фантазию.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его
прищепками.
3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник,
карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной
фактуры.
5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами,
вырисовывание узора.
6. Самомассаж косточками фруктов.
4 нед. Тема «Дикие животные»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение
договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.
Упражнения
1. П/г «Апельсин».
2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки.
3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки) .
4. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.
5. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.
6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.
Февраль
1 нед. Тема «Виды транспорта»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.
3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные
линии.
4. Развивать глазомер и точность.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения
1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.
2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге.
(30 уроков… стр. 8)
3. Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт (30- уроков… стр. 23) .
4. Самомассаж мячиками (ежиками) .
5. П/г «Путешествие».
6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну,
пуговицы на ножке – в другую коробочку.
2 нед. Тема «Профессии»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру
машины, подбирать нужный строительный материал.
5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Упражнения
1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».
2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.
4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.
5. »Мы строители» - строим из строительного материала гараж.
6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие
сосновые шишки, в другую - большие.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема «Защитники отечества»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук
2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать
умение наносить мазки пальцами.
3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.
4. Учить детей завязывать узелки и бантики.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».
3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками
4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.
5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.
6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
4 нед. Тема «Украсим платье Айгуль»
Региональный компонент
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Раздается трафарет платья.
3. Дети украшают платье элементами орнамента
3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Кукла».
2. Упражнение «Орнамент» - помоги мышке-норушке раскрасить платье.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем
солнышко.
5. «Веселая кукла» - рисуем мелками круги разного размера.
6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.
Март
1 нед Тема: «Мамин праздник»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать умение создавать узор по образцу.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные
лучи вокруг желтого круга.
3. Подвижная игра «Подарок маме».
4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми
красками
5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном
темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
2 нед. Тема: «Дом»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Обучение рисованию кругов.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с
помощью счетных палочек.
5. Развивать чувство формы.
6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.
7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения
1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».
2. П/и «Кроватка», «Стул».
3. »Домик для мишутки» - рисуем на манке.
4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из
палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»
6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических
фигур по образцу.
3. Учить детей рисовать волнистые линии.
4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в
другую.
5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических
фигур животного с детенышем.
2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в
тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
4. Нарисуй хвост коню.
5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
6. Самомассаж гранеными карандашами.
4 нед. Тема «Электроприборы»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Развивать внимание.
5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Упражнения
1. П/г «Это звери».
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов
электроприборов из бумаги, смятой в комочки.
3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр) .
4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер»,
«Утюг»
5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
6. Самомассаж мячиками (ежиками).
Апрель
1 нед. Тема «Весна»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем
композицию : солнышко, травку, первые цветы, деревья.
3. »Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.
4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.
5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные
коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
2 нед. Тема «Курай-символ Башкортостана»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Познакомить детей с инструментом курая
5. Продолжать учить детей работать с бумагой.
6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Упражнения
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы предметов то,
что тонет.
2. Упражнение «Веселый курай» -работа с картоном
3. Конструирование из бумаги «Трубочка».
4. Упражнение «Сыграем на курае» - музыка курая
5. Пальчиковая игра «Одуванчик».
6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка,
проснулся, заснул) .
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 нед. Тема "Весеннее солнышко"
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.
5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.
6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
Упражнения
1. Игра »Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .
2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.
3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)
4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.
5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».
6. Пальчиковая игра «Орешек».
7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.
4 нед. Тема: «Цветы»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы и цвета.
6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Упражнения
1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из
бархатной бумаги.
2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.
3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры
различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.
4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .
5. Д/игра «Собери букет».
6. Пальчиковая игра «Букет цветов».
7. Самомассаж мячиками (ежиками) .
Май
2 нед. Тема «Дождь»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
5. Стимулирование тактильных ощущений.
6. Развивать усидчивость, целенаправленность.
7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Упражнения
1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной
емкости в другую.
3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.
4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать
фасоль.
5. Заштрихуй тучку по образцу.
6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 нед. Тема: «Насекомые»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.
5. Развивать умение завязывать узелки.
6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.
7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии,
дополняя созданный педагогом образ.
8.Развивать память, речь.
Упражнения
1. П/игра «Червячки», «Паучок»
2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.
3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.
4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.
5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить
крышечку.
6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
7. Самомассаж косточками фруктов.
8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование
9. Потешки : «Божья коровка». « пчёлка»
4 нед. Тема: «Лето»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным
обозначением.
3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.
5.Развивать артистические способности, речь, память.
Упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.
3. Упражнение »Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.
4. Самомассаж мячиками (ежиками) .
5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
6.Настольный театр «Теремок»
7. Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.