Автор: Попова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Невьянска
Наименование материала: Статья
Тема: Работа в группах на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений учащихся в 3 классе
Раздел: начальное образование
Попова Е.Н.
студент
Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна,
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ППО,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
РГППУ
РАБОТА В ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В 3 КЛАССЕ
Аннотация
В
статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений младших школьников,
задачи развития и способы реализации данной проблемы.
Ключевые слова: коммуникативные умения, работа в группах, младший школьник.
Keywords:
communication skills, group work, junior schoolchild.
Школьное образование в настоящее время является одним из решающих факторов как
индивидуального успеха человека, так и долгосрочного развития страны. Не случайно
все последние государственные инициативы: Национальный проект «Образование»,
закон «Об образовании в РФ», ФГОСы, направлены на совершенствование системы
образования и связаны с усилением роли «человеческого фактора» в условиях
современной цивилизации, основными чертами которой являются гиперконкуренция,
сверхбыстрая смена технологий, интернет-общение, социальная самоорганизация. В
перечисленных выше законодательных документах определены приоритетные задачи
современного образования.
На сегодняшний день в России происходят серьезные изменения во всех сферах
жизни, подразумевающие необходимость введения новых подходов в систему
обучения
и
воспитания
младших
школьников.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учителями
новые цели. Кроме навыков чтения, письма и счета, которые дети должны приобрести
в процессе обучения в начальной школе, педагог должен сформировать у них
универсальные учебные действия. Приоритетной задачей современной школы сегодня
является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни, формирование у учащихся умения сотрудничать и работать в группе, быть
толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно,
четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Для этого детям нужно
уметь контактировать с другими, для передачи какой-либо необходимой информации.
Одной из наиболее эффективных форм работы, которая помогает устанавливать
контакт в начальной школе, является групповая работа.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту
поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и
речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6
- 7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное
установление
дружеских
контактов,
появляется
настоящее
сотрудничество
школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что
является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
В системе общего образования начальная школа играет очень важную роль. Это
та составляющая, которая должна обеспечить целостное развитие личности ребенка,
становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование
интеллекта, его социализацию. Определить современные требования к качеству
начального образования
основная задача федерального государственного
⸻
образовательного стандарта [1]. Принципиальным отличием школьных стандартов
нового поколения является их направленность на достижение не только предметных
образовательных результатов, но, в первую очередь, на формирование личности
учащихся,
овладение
ими
универсальными
методами
учебной
деятельности,
обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех ступенях
дальнейшего образования [3, с. 90].
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. В конце
дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, а
в младшем школьном возрасте потребность в общении становится одной из главных. В
7 — 10 лет ребенок точно знает, что для общения ему нужны другие дети, и явно
предпочитает их общество. Р. С. Немов утверждает, что коммуникативный процесс
младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей,
качественно отличающихся от коммуникации с взрослыми, а именно большое
разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне;
коммуникативный процесс сверстников насыщен яркой эмоциональностью [21, с. 16].
Младший школьный возраст имеет свои особенности: неустойчивое внимание,
повышенную двигательную активность, ведущую игровую деятельность, наглядно-
образное
мышление.
Поэтому
важна
организация
активной
и
интересной
мыслительной деятельности детей, чтобы их внимание удержать на протяжении всего
урока. Весь учебный процесс должен вызывать у учащихся внутреннее стремление к
знаниям, к умственному труду. Школьник развивается более результативно, если учёба
у него вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие учеников
доверительное и усиливающее роль эмоций. Это ещё одно преимущество для
использования групповой работы на уроке.
Согласно позиции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка с самого
рождения определяется социальными закономерностями, где важнейшее место во
взаимодействии человека с окружающей действительностью – от рождения и в
течение всей жизни, занимает коммуникация. По мнению Л.С. Выготского «…общение
с взрослым служит основным путем проявления собственной актуальности ребенка,
где отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека» [16,
с. 147]. Коммуникация выступает, как постоянно присутствующая и решающе важная
форма отношения к действительности у ребенка.
Развитие коммуникативных умений является неотъемлемой частью языкового
образования в начальной школе. Языковая компетенция предполагает знание самого
языка,
его
устройства
и
функционирования,
языковых
норм,
в
том
числе
орфографических
и
пунктуационных.
Именно
языковая
и
коммуникативная
компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А
для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Именно
применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия
для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности,
способной к общению в любом культурном пространстве [17, c. 19].
Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы: учебный предмет
«Русский язык» обеспечивает развитие коммуникативных умений, поскольку учит
ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В начальной
школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как успехи в изучении
русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим
учебным предметам, а также обеспечивают успешность его пребывания в детском
обществе.
Групповые формы работы ставят учащихся в активную позицию. Учебная
деятельность строится как поисковая и исследовательская, в ходе которой учащиеся
обмениваются мнениями, доказывают свою точку зрения и разворачивают дискуссии.
Также, групповая форма работы способствует развитию индивидуальной помощи
каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-
консультантов. Решается ряд и других учебных и воспитательных задач:
возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем
при фронтальном обучении;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
возрастает сплоченность класса;
учащиеся помогают в учёбе своим товарищам;
приобретаются
навыки,
необходимые
для
жизни
в
обществе:
ответственность, умение строить свою позицию и доказывать её, такт.
На
уроках
используются
разные
формы
организации
коммуникативного
общения: групповые, индивидуально-групповые.
При такой форме работы возрастает
познавательная активность и творческая самостоятельность, сплочённость класса;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт;
более точно оценивают свои возможности; формируется умение решать конфликтные
ситуации, слушать собеседника, эмоционально сопереживать [17]. Одной из самых
распространенных форм групповой работы, является работа в парах. Её успешно
используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к
сотрудничеству.
В процессе групповой работы школьники постепенно овладевают умениями,
необходимыми для межролевого общения.
Рассмотрим отличительные признаки,
характеризующие понятия «умения» и «навыки».
«Умение — это действие, которое образуется сознательно на основе знаний.
Структура действия не варьируется. Действие недостаточно отработано, выполняется
медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка» [13].
«Навык — это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по
привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате
умственных, волевых усилий. Навык – автоматизированные компоненты сознательной
деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы
действий» [13].
В зависимости от выполняемой роли Б. Ф. Ломов выделил группы
функций коммуникативных умений. Он выделил три группы функций общения:
информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-
коммуникативную [5]. Рассмотрим каждую группу умений.
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать
в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение,
вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать
говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения
в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую
ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и
невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и
содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и
снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами,
схемами, группировать содержащийся в них материал).
Группа
регуляционно-коммуникативных
умений
состоит
из
умений
согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по
общению (осуществление само и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности,
обоснование совместно выполняемых заданий операций в определенной логической
последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения
совместных учебных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем
общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не
уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать
советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению,
взрослым,
учителю);
применять
свои
индивидуальные
умения
при
решении
совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение,
графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования
и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования
художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);
оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически,
учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения,
выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие
вербального поведения невербальному).
Группа
аффективно-коммуникативных
умений
основывается на
умениях
делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
оценивать эмоциональное поведение друг друга [5].
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения
коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как
«качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение
на оптимально высоком профессиональном уровне»; [1] О.И. Киличенко называет
коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя,
выражающим
способность
учителя
управлять
общением
детей
и
своими
взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей
деятельностью в условиях решения коммуникативных задач; В.Д. Ширшов понимает
их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и
практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать
коммуникативные
знания
и
навыки
для
точного
и
полного
отражения
и
преобразования действительности [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативные акты и документы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
№ 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Литература:
1.
Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования / В.М. Ананишнев //
Системная психология и социология. – 2010. – № 2 – 134 с.
2.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2013 – 152 с.
3.
Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой
диагностики универсальных учебных действий третьеклассников / под ред. Н.В.
Афанасьевой. – Вологда: ВПК, 2011 – 98 с.
4.
Бершадский М.Е. Между двух стульев: цели и содержание образования /
М.Е. Бершадский // Народное образование. – 2012. – № 2 – 153 с.
5.
Битянова М. Групповая работа в школе / М. Битянова // Школьный
психолог. − 2013. − № 1 – 52 с.
6.
Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская. – СПб:
Питер, 2015 – 304 с.
7.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный
подход / А.А. Вербицкий. – М.: Наука, 2013 – 207 с.
8.
Вохминова Л.В, Колбасенко М.Н, Угрюмова Ю.Л. Влияние групповых
форм организации учебной деятельности на развитие познавательных интересов
младших школьников / Л.В. Вохминова, М.Н. Колбасенко, Ю.Л. Угрюмова //
Начальная школа 2000: Проблемы и перспективы. – 2010. − № 1 – 149 с.
9.
Выготский, А. С. Педагогическая психология / А. С. Выготский М.:
Педагогика, 1991. с. 532