Напоминание

"Роль организации игрового аппарата в формировании основных базовых компетенций в классе домры"


Автор: Ращупкина Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Отрадный Самарской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Роль организации игрового аппарата в формировании основных базовых компетенций в классе домры"
Дата публикации: 07.09.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Отрадный Самарской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

с обучающейся 2 класса

отделения народных инструментов

специальность «Домра»

Тема:

«Роль организации игрового аппарата в формировании

основных базовых компетенций в классе домры».

Преподаватель: Ращупкина Ольга Викторовна

Концертмейстер: Соколова Виктория Викторовна

Цель урока:

формирование физиологически целесообразной постановки рук,

развитие основных исполнительских навыков в классе домры на начальном

этапе обучения.

Триединая задача урока:

1.

Образовательная: формировать базовые технические умения и навыки.

2. Развивающая: развивать отношение к качеству звукоизвлечения через

слуховой контроль, образное мышление.

3. Воспитательная: воспитывать музыкально-исполнительское мышление.

ПЛАН УРОКА:

I. Разминка.

- «Морское приключение»

- «Пальчиковая гимнастика»

4 мин.

II. Организация игрового аппарата, формирование рациональных игровых

движений обеих рук.

- Правая рука. Игра ритмо-блоков

3 мин.

- Левая рука. Игра упражнений

«гусеница» (движение руки вдоль грифа)

3 мин.

«паучок» (поперечное движение руки)

3 мин.

III. Освоение элементов позиционной игры. Координация

игровых движений обеих рук.

- Игра одноактавных гамм на одной струне разной

аппликатурой и штрихами

5 мин.

- Игра двухоктавной гаммы и арпеджио разными

ритмическими группировками.

5 мин.

IV. Н. Бакланова «Этюд» А-dur. Подготовка к исполнению

трелей.

7 мин.

V. Русская народная песня «На горе-то калина,

обработка Н.Д. Дмитриева.

10 мин.

ХОД УРОКА:

I. Разминка. Подготовительные упражнения

«Морское приключение».

Цель: развитие свободы и координации движений. Формирование игровых

ощущений и понимания мышечной работы без инструмента.

Описание:

«Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу –

Влево, вправо, за корму.

Ходят волны на просторе,

Вы узнали» Это – море.

Чайка над волной взмывает,

Чайка чайку догоняет.

Посмотрите, пароход

По волнам плывёт вперёд».

Читая

стихотворение,

обучающаяся

производит

различные

движения

отражающие

содержание

стихов,

контролируя

при

этом

напряжение

и

расслабление мышц.

Методические

указания:

Корпус

держится

свободно,

но

собранно

и

подтянуто. Выполняемые движения дают ученице представление о свободе и

естественности движений рук и их частей.

«Пальчиковая гимнастика»

Цель: освоение игровых движений без инструмента, развитие внимания,

мелкой моторики, координации движений.

Описание: «Ты, утёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимание в кулачки и разжимание пальцев обеих рук. Можно использовать

резиновые игрушки.

«Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь»?

Кончиками

больших

пальцев

рук

поочерёдно

касаться

подушечек

1,2,3,4

пальцев.

«Утром рано

Солнце встало,

Всех детишек приласкало»

Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»

поворачивать кисти рук в разные стороны.

Методические

указания: упражнения

следует

выполнять

спокойно,

в

медленном темпе, следя за чёткостью и синхронностью движений, избегая

излишнего напряжения мышц.

II.

Организация

игрового

аппарата,

формирование

рациональных

игровых движений обеих рук.

- Правая рука. Игра ритмоблоков на разных струнах.

Цель: развитие двигательной техники правой руки, закрепление основных

приёмов звукоизвлечения.

Описание: «Дождик, дождик капелька

Водяная капелька».

Кисть

и

предплечье

располагаются

параллельно

струнам

и

совершается

шаговое движение, медиатор занимает положение перпендикулярное струнам.

Удары вниз.

«Мой весёлый, звонкий мяч

Ты, куда пустился в скач?»

Комбинированное

движение.

Поступательное

предплечья

с

маховым

движением кисти. Подача движения идет от плеча. Удары вверх.

«Я на домрочке играю

И поют мои друзья.

Подпевают под окошком

Нам четыре воробья».

Маховое, поступательное движение (сгибание-разгибание) в локте вместе с

вращательным

(ротационным)

движением

кисти.

Предплечье

приводит

в

движение кисть. Переменные удары.

«И по крышам и по стёклам

Барабанит, барабанит дождь».

Вращательное

движение

кисти

в

запястье

вокруг

своей

продольной

оси.

Переход с переменных ударов на тремоло.

Методические

указания: исполняя

ритмоблоки

разными

приёмами

игры,

обучающейся

необходимо

фиксировать

внимание

на

двигательных

ощущениях,

добиваясь

точности

и

свободы

движения

правой

руки

и

качественного звукоизвлечения.

- Левая рука. Упражнение «Гусеница».

Цель: отработка падения и отскока пальцев левой руки на струну в суженном

положении пальцев, при движении вдоль грифа.

Описание: игра хроматических тетрахордов на струне ля, с перемещением

левой руки вдоль грифа по полутонам с 1-го лада к 12-му ладу и обратно.

Методические указания: преподавателю следует обратить внимание ученицы

на

плавность

движения

левой

руки

вдоль

грифа,

положение

пальцев

полукруглое,

мизинец

не

прогибается

в

среднем

суставе.

Поднятие

и

опускание пальцев происходит в пястно-фаланговом суставе.

- Упражнение «Паучок».

Цель: выработка

экономичных

движений

пальцев

левой

руки

при

смене

струн, координация движений рук.

Описание: игра ломанных хроматических тетрахордов с переходом со струны

на струну. Поперечное движение левой руки. Игра ритмической группировкой

четверть-две восьмушки.

Методические

указания: при игре этого упражнения необходимо обратить

внимание на сочетание падения пальца на струну и звуковой атаки медиатора,

а также поднятия каждого предыдущего пальца или ослабление давления

пальца на струну без его поднятия.

III. Освоение элементов позиционной игры.

-

Игра

одноактавных

гамм

на

одной

струне

разными

аппликатурными

вариантами и штрихами. Продольное движение левой рука.

Цель: организация движений левой руки при смене позиций, развитие ладово-

интонационного чувства, слухового контроля.

Описание: Ученица исполняет гаммы:

1) Cub мажор (1-ый лад, струна ля) 1 и 2 пальцами, штрих -staccato,

удары вниз;

2) Соль мажор (3-ий лад струна ми) 2 и 3 пальцы, штрих -legato, удары

переменные;

3) Фа мажор (4-ый лад, струна ре) 3 и 4 пальцы, non legato, дубль штрих.

Методические

указания: необходимо зафиксировать внимание ученицы на

плавном перемещении всей руки из позиции в позицию, дослушивании звуков

при смене положения руки на грифе. Точная смена штрихов, ровная пульсация

ритмических группировок.

-

Игра

двухоктавной

гаммы

Фа

мажор

и

тонического

арпеджио

в

ней

разными ритмическими группировками.

Цель: развитие чувства ритма, координации движений рук, мелкой техники,

совершенствование игровых движений.

Описание: исполнение гаммы Фа мажор и арпеджио в две октавы, темп

Moderato:

1) четверти – non Legato – удары вниз;

2) восьмые (дуоли) – дубль штрих – переменные удары.

3) шестнадцатые (квартоли) - переменные удары.

Методические

указания: следует добиваться ровного, ритмически точного

исполнения гаммы и арпеджио при переходе со струны на струну и при смене

позиции с перемещением левой руки на значительное расстояние, сохраняя

при этом метроритмическую пульсацию.

IV. Н. Бакланова «Этюд» A-dur. Подготовка к исполнению трелей.

Цель: активизация слухового контроля, развитие точной координации правой

и левой рук, организация 4-го пальца левой руки.

Описание: обучающаяся определяет технически сложные места, проигрывает

их отдельно разными способами (изменяя ритм, темп, штрихи), добивается

качественного

исполнения,

координационной

точности

игровых

движений

обеих рук. Игра с концертмейстером.

Методические

указания: пальцы

твердо

ставятся

на

лады,

мизинец

не

прогибается в средней фаланге, переменные удары медиатора - одинаковы по

силе

и

качеству.

При

игре

с

аккомпанементом

внимание

направлено

на

темпическую устойчивость.

V. Русская народная песня «На горе-то калина» обр. Н. Дмитриева.

Цель: совершенствование

двигательно-технических

навыков,

закрепление

навыка

игры

с

концертмейстером,

развитие

метро-ритма,

образного

мышления.

Описание: Игра

в

ансамбле

с

концертмейстером.

Анализ

исполнения,

преодоление

технических

трудностей,

работа

над

ансамблевой

сыгранностью.

Методические указания: движения и положения рук должны быть гибкими,

пальцы

активными,

цепкими,

внимание

обучающейся

заблаговременно

направляется на моменты требующие перестройки рук. Корпус исполнителя

свободный, активные показы начало фраз, точные снятия окончаний.

Методическое пояснение

Одно из основных положений отечественной музыкальной педагогики –

единство

процесса

формирования

исполнительской

техники

начинающего

музыканта

и

его

музыкально-художественного

развития.

Крупнейший

отечественный педагог-пианист Л.В. Николаев сформировал его следующим

образом:

«Техническое

мастерство

только

средство,

выявление

художественных намерений – цель. Первое без второго бесцельно, а второе

без первого неосуществимо». Но это требование, в свою очередь, не может

быть реализовано без углубленного изучения узко технических проблем, ибо

для развития художественного мастерства музыканту необходим подлинно

свободный и хорошо управляемый исполнительский аппарат.

Современная исполнительская школа в подходе к процессу игры на

инструменте

опирается

на

научные

знания

анатомии,

физиологии

и

психофизиологии,

которые

объясняют

особенности

движения

человека

и

закономерности управления этими движениями. Все это внесло изменения в

методику

обучения

игре

на

домре.

Сознательная

организация

игровых

движений, регулируемых головным мозгом, пришла на смену механическим

упражнения для выработки исполнительской техники.

Невозможность существования универсальной, пригодной абсолютно

для

всех

обучающихся,

постановки

игрового

аппарата,

объясняется

многообразием индивидуальных природных особенностей человека, с чем

сталкивается каждый преподаватель, работая с конкретным учеником.

При неустойчивом внимании ребенка привить обучающемуся сложные

навыки постановки рук и координации их движения чрезвычайно трудно.

Этот

процесс

требует

большой

выдержки

и

терпения

со

стороны

преподавателя и ученика. Однако при систематической, кропотливой работе

трудности могут быть успешно преодолимы.

На первой стадии обучения домрист должен освоить базовые элементы

всех основных навыков техники левой и правой рук – от самых элементарных

игровых

движений,

до

достаточно

сложных

исполнительских

навыков.

С

первых шагов следует прививать учащемуся, необходимую сосредоточенность

и

способность

к

самонаблюдению

в

занятиях,

это

позволит

избежать

закрепления нерациональных приёмов игры, при выработке игровых навыков

путём многократных повторений, которые в дальнейшем могут затормозить

техническое и музыкальное развитие обучающегося.

Свобода и экономия движений – это девиз должен быть положен в

основу

работы

над

формированием

игрового

аппарата

юного

музыканта,

только

при

наименьшей

затрате

мышечной

энергии

можно

достичь

наилучших результатов в освоении искусства игры на домре.

Список используемой литературы:

1.

Берлянчик

М.

«Как

учить

игре

на

скрипке

в

музыкальной

школе»

г.Москва, издательский дом «Классика – XXI», 2006г.

2.

Вольская Т., Уляшкин М. «Школа мастерства домриста»

г. Екатеринбург

3.

Круглов В. «Школа игры на домре» г. Москва

4.

Мазель

В.

«Музыкант

и

его

руки»

г.

С.Петербург,

издательство

«Композитор» 2002г.

5.

Мироманов

«К

вершинам

мастерства».

Развитие

техники

игры

на

трёхструнной домре, г. Москва, издательство Кифара – 2003г.

6.

Новиковская О. «Ум на кончиках пальцев», г. Москва АСТ издательство

«Сова» - 2007г.

7.

Рябов В. «Формирование основ двигательной техники левой руки у

учащихся в классе домры», г. Астрахань – 1988г.

8.

Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре», г. Ленинград –

1984г.

9.

Сугоняева Е. «Музыкальные занятия с малышами», г. Ростов-на-Дону,

издательство «Феникс» - 2002г.

10.Цыпин Г. «Исполнитель и техника» г. Москва, издательство «Академия»

1999г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика