Напоминание

Воспитание творческой личности


Автор: Баймухаметова Эльвира Зиннатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Башкирская гимназия с.Мраково
Населённый пункт: Село Мраково Кугарчинский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание творческой личности
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание творческой личности

В условиях социальных преобразований, происходящих в нашей

стране, бурного научно-технического прогресса становится особенно

актуально формирование у учащихся творческого подхода, активной

жизненной позиции.

Процесс развития творческих способностей актуален тем, что с од-

ной стороны их развитие является основополагающим фактором це-

лостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с

другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков

предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации чело-

века.

Внеклассная работа может реализоваться в том случае, если уче-

ник в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой обще-

образовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и

эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные

качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убежде-

ния, черты характера.

Творческая деятельность учащихся дает возможности для прояв-

ления собственной

индивидуальности. Непосредственное участие

школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспек-

тивы в деле комплексного развития и формирования творческого по-

тенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Творческие способности - это индивидуальные особенности каче-

ства человека, которые определяют успешность выполнения им творче-

ской деятельности различного рода. Поэтому в одних и тех же условиях

разные учащиеся проявляют их по разному.

Творческие способности разделяются на учебные и собственно

творческие способности. Творческие способности - это те, которые

определяют процесс создания предметов духовной и материальной

культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными

словами творческие способности определяют процесс индивидуального

творчества в различных областях творческой деятельности. При этом

применительно к детям творчество определяется как форма деятельно-

сти человека, направленная на создание качественно новых для него

ценностей, имеющих общественное значение. Способности определяют

деятельность и развиваются в деятельности.

Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навы-

кам. Но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обу-

словлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овла-

дения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умения-

ми и знаниями происходит развития способностей. Потому способно-

сти развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.

Важным условием для развития творческих способностей являет-

ся развитие именно творческой деятельности, а не обучение только тех-

ническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо раз-

вивать обусловленное возрастными особенностями развития личности

подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на

стремление к общению через результаты творчества.

Какова же роль внеучебной деятельности в развитии творческих

способностей подростков?

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов

деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необ-

ходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа

представляет собой совокупность различных видов деятельности и об-

ладает широкими возможностями воспитательного воздействия на под-

ростка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует

более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, ко-

торые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обо-

гащает личный опыт подростка, его знания о разнообразии человече-

ской деятельности, он приобретает необходимые практические умения

и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у де-

тей интереса к различным видам деятельности, желания активно участ-

вовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети так

же учиться жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной

сферой воспитательной работы педагога, осуществляемой во взаимо-

связи с воспитательной работой на уроке.

Формы внеклассной работы - это не условия, в которых реализу-

ется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количе-

ство. Это многообразие создаёт сложности в их классификации, поэто-

му единой классификации нет. Предложены классификации по объекту

воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по

направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нрав-

ственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспита-

тельное значение с позицией её цели, задачи, функции.

Функции внеклассной работы. Цель и задачи внеклассной работы

придают специфический характер функциям целостного педагогическо-

го процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая

функция внеклассной работы заключается не в формировании системы

научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей опре-

делённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая

функция. Она заключается в развитии психических процессов школьни-

ка. Развивающая функция воспитательной работы заключается также в

развитии индивидуальных способностей школьников через включения

их в соответствующую деятельность.

Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информатив-

ным (для эффективного воспитательного воздействия требуется об-

ращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к

разуму через эмоции);

во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение

имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной рабо-

ты направленно на совершенствование разнообразных умений и навы-

ков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки ,отра-

батываются умения самостоятельной работы при поиске информации,

организации различных внеклассных дел (вечеров, викторин), комму-

никативные умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортив-

ные игры).

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе пред-

назначена для формирования у них познавательного интереса. Она яв-

ляется продолжением учебной деятельности с использованием иных

форм.

Досуговая деятельность необходима для организации полно-

ценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой друже-

ской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной

работе необходима для их полноценного развития. Спортивно-оздоро-

вительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в

спортивных подвижных играх.

Трудовая деятельность - отражает содержание различных видов

труда; бытовую, ручную, общественную, полезную, обслуживающую.

Творческая деятельность - предполагает развитие склонностей,

интереса детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая дея-

тельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни,

чтецов, рисунков, театр, кружки по танцам, фольклору.

На содержание внеклассной работы в школах оказывает влияние сле-

дующие факторы, как традиции и особенности школы; особенности

возраста, класса, индивидуальности детей; особенности самих педаго-

гов, их интересы, склонности, установки.

В школе учащиеся проводят одиннадцать лет своей жизни, и жаль,

если это время теряется просто так. Ведь за такой период можно позна-

комиться не только со знаниями, добытыми людьми, но, и это - глав-

ное, познать самого себя, определить свои склонности, возможности и

способности, чтобы найти им наилучшее применение в дальнейшем.

Каждый человек обладает какими-то способностями и каждый учащий-

ся в школе должен иметь свой шанс для того, чтобы изучать себя, свои

способности: и тот, кто склонен к логическому мышлению, и тот, у

кого умелые, чуткие руки, и тот, кто обладает чувством прекрасного и

склонен к занятиям искусством. Однако жесткие рамки учебного време-

ни существенно ограничивают инициативу и учащихся, и учителя. Ши-

рокие возможности для реализации своих способностей как для уча-

щихся так и для учителей дает внеклассная работа. При ее организации

ведущими должны быть принципы свободы выбора учащимися занятий

по интересам и обеспечения возможности развития творческих способ-

ностей каждому.

Внеклассная работа приучает ученика к самостоятельности, вно-

сит элементы исследовательской, творческой деятельности. Так же она

помогает педагогу лучше узнать индивидуальные способности учащих-

ся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к

определенной области знаний, направлять развитие этого интереса.

Внеклассная работа развивает организаторские способности учителя,

заставляет быть в курсе последних достижений в науке, дает возмож-

ность проявления творческой инициативы.

Принцип деятельностного подхода - один из важнейших в про-

цессе воспитания. Его суть в том, что только в деятельности развивает-

ся человек, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает

жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится

защищаться и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и

реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться

жизни.

В школе должны быть представлены все виды деятельности, а не

только учебная, в которой не все дети могут быть одинаково успешны,

но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое

творчество, свободное общение. Ведь задача педагога - не развлечь уче-

ника, а открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит и развить его

способности.

Для учащихся нашей гимназии есть все условия для развития твор-

ческих способностей. Мы, воспитатели и учителя гимназии, сами про-

водим кружки и дополнительные занятия и ведем работу по привлече-

нию учащихся к дополнительным занятиям, ведем строгий контроль

посещаемости.

В интернате воспитатели проводят занятия на различные темы (в

группах или общие для всех воспитанников ), мероприятия («Вечер зна-

комств», «Вечер ко Дню матери», «Вечер встречи с выпускниками ин-

терната», «Зарница», «А ну-ка, девочки!», «Выпускной вечер в интер-

нате», «Новогодний карнавал»), экологические субботники, занятия по

вязанию, разные конкурсы, где воспитанники интерната могут про-

явить и проявляют свои способности.

Кроме этого в самой гимназии работают кружки: спортивные, тан-

цевальный, фольклорный, пробы пера. Работает детско-юношеская

спортивная школа, где дети посещают кружки по плаванию, теннису,

боксу.

В Центральном доме творчества работают следующие кружки:

«Вязание

крючком

и

спицами»,«Кукла+декор»,«Веселый

художник»,«Чудесная мастерская»изделия из бисера, лепка, папье-

маше)

,

«Музыкальный

калейдоскоп»(русский

фольклор),

«English club» («Английский клуб», «Веселый английский»), «Самодел-

кин»,«Юный конструктор»,«Танцевальный».

Много учащихся дополнительно занимаются в Мраковской детской

школе искусств(на отделениях хореографии, художественно-приклад-

ном, фольклора, вокала).

Результат – участие детей в районных, зональных, республиканских,

дистанционных всероссийских конкурсах и занятие ими призовых

мест.



В раздел образования




Яндекс.Метрика