Автор: Биятлиева Мадина Дадакаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №21
Населённый пункт: Республика Дагестан город Каспийск
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.
Тема: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка для воспитателей
дошкольных учреждений.
Программа по развитию интеллектуальных и
творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством игровой деятельности с
развивающими играми
Воспитатель: Биятлиева М.Д.
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими
играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих
способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с
развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х.
Кюизенера.
Дошкольный
возраст
–
период
активного
развития
познавательной
деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции,
обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к
логическому,
развитие
произвольности
восприятия,
внимания,
памяти,
воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики
является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей
дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе
позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных
занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной
взрослым
или
самостоятельной.
Они
важны
и
интересны
для
детей,
разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные
детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить
ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет,
контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в
основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально
действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их
многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для
решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы
организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл,
развивался
и
обучался
одновременно,
была
разработана
программа
интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три
последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.
Цель программы:
Повышение уровня интеллектуальных и творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
через
систему
развивающих игр.
Задачи:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные
действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих
действий.
•
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
•
Укреплять
интерес
к
играм,
требующим
умственного
напряжения,
интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
•
Воспитывать
навыки
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции,
согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
•
Формировать
представление
о
математических
понятиях:
углубление
представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление
детьми математической терминологии.
При составлении программы использовались следующие игровые
технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет
Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая
представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию
определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает
развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр
Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю
логическую
пропедевтику
и
подготовку
мышления
детей
к
усвоению
математики.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую
половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого
занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа
составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность
носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с
интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная
методическая
разработка
поможет
педагогам
планомерно
и
последовательно
использовать
предложенный
материал
для
развития
интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам
дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка
необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и
дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце
учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая
проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно
судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период.
Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и
итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного
материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у
детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора
детей, сенсорное развитие.
2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных
навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями,
пополнение
словаря
детей,
умение
понятно
и
социально-приемлемыми
способами выражать свои чувства, желания и мнения.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение,
разучивание
и
обсуждение
художественных
произведений
в
ходе
предварительной работы.
4.
Образовательная
область
«Художественное
творчество»:
Развитие
продуктивной деятельности детей.
5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым
нормам
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми,
объективное
оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и
музыки через аудиозаписи.
7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного
отношения к собственному труду и труду других людей.
8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при
выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье,
выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих
действий,
аргументировать
свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ,
синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки
взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с
действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе,
величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.