Напоминание

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми


Автор: Биятлиева Мадина Дадакаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №21
Населённый пункт: Республика Дагестан город Каспийск
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.
Тема: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка для воспитателей

дошкольных учреждений.

Программа по развитию интеллектуальных и

творческих способностей детей дошкольного

возраста посредством игровой деятельности с

развивающими играми

Воспитатель: Биятлиева М.Д.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими

играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих

способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с

развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х.

Кюизенера.

Дошкольный

возраст

период

активного

развития

познавательной

деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции,

обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к

логическому,

развитие

произвольности

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики

является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей

дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе

позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных

занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной

взрослым

или

самостоятельной.

Они

важны

и

интересны

для

детей,

разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные

детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить

ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет,

контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в

основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально

действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их

многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для

решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих

способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы

организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл,

развивался

и

обучался

одновременно,

была

разработана

программа

интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три

последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.

Цель программы:

Повышение уровня интеллектуальных и творческих

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

через

систему

развивающих игр.

Задачи:

• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей

детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные

действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять

решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих

действий.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения.

Укреплять

интерес

к

играм,

требующим

умственного

напряжения,

интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

Воспитывать

навыки

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции,

согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Формировать

представление

о

математических

понятиях:

углубление

представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление

детьми математической терминологии.

При составлении программы использовались следующие игровые

технологии:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет

Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая

представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию

определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает

развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр

Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю

логическую

пропедевтику

и

подготовку

мышления

детей

к

усвоению

математики.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую

половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого

занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа

составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность

носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с

интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Данная

методическая

разработка

поможет

педагогам

планомерно

и

последовательно

использовать

предложенный

материал

для

развития

интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.

Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам

дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в

соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка

необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и

дидактических пособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце

учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая

проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно

судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период.

Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и

итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного

материала на каждом этапе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у

детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора

детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных

навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями,

пополнение

словаря

детей,

умение

понятно

и

социально-приемлемыми

способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение,

разучивание

и

обсуждение

художественных

произведений

в

ходе

предварительной работы.

4.

Образовательная

область

«Художественное

творчество»:

Развитие

продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым

нормам

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми,

объективное

оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и

музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного

отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при

выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье,

выполнение разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять

решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих

действий,

аргументировать

свои

высказывания,

строить

простейшие

умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ,

синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки

взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с

действиями сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе,

величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика