Автор: Попкова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НСП МБОУ "Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: с Наченалы, Чамзинский район, Мордовия
Наименование материала: презентация
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовая работа
Выполнила: Попкова И.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Наченальская ООШ»
Саранск, 2015г.
1.
Введение. Актуальность темы.
2.
Теоретическая часть. Роль игры в жизни ребенка.
2.1 История игрового обучения
2.2 Выдающиеся ученые об игре как источнике духовно-
нравственного развития
2.3 Игра как метод обучения
2.4 Требования к подбору игр
2.5 Классификация игр
2.6 Типы уроков с использованием игровых технологий
3. Практическая часть. Использование различны видов игр на
уроках русского языка
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Сделать серьезное занятие для ребенка
занимательным - вот главнейшая задача обучения.
К.Д.Ушинский
.
Игра
–
одно
из
важных
средств
умственного
и
нравственного
воспитания детей. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций
являются
эффективным
средством
обучения
и
воспитания,
поскольку
отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета
привлекают внимание всего класса.
Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что:
1)
по
мнению
учащихся,
русский
язык
является
отнюдь
не
самым
интересным предметом в школе и входит в число сложных , поэтому
необходимо развивать у детей интерес к предмету, делать его как можно
более радостным и увлекательным;
2) в связи с переходом на ФГОС особое внимание уделяется развитию
творческой активности и интереса у школьников к предметам;
3) игра поможет развить у учащихся визуальную систему восприятия,
сделать
урок
интересным,
доступным,
поможет
повысить
активность
детей, улучшить качество образования
Игра - самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра
приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-
новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у
школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения
становится наиболее эффективным
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов
деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна
перерасти в обучение, в творчество.
Игровые
педагогические
технологии
включают
достаточно
обширную
группу
методов
и
приёмов
организации
педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным
признаком
-
чётко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующими
ей
педагогическими
результатами,
которые
могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические
игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в
определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную
деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения
задания связывается с игровым результатом.
Игровое обучение имеет глубокие
исторические корни.
- Принцип соревнования пронизывал
процессы воспитания и обучения в древних
Афинах.
- В средневековье устраивались игры -
состязания школьников в риторике.
- К использованию приемов игрового
обучения призывали Ф.Рабле,
Я.А.Каменский, Ж.Руссо.
- Педагогический феномен игры истолкован
в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского,
К.Д.Ушинского.
- Игра является непременным слагаемым
педагогических технологий и современной
школы.
К.Д.Ушинский
–
родоначальник
теории
игры
в
отечественной
науке – считал, что игра оказывает огромное влияние на духовно-
нравственное развитие ребенка. Он писал: « Не надо забывать,
что игра, в которой самостоятельно работает детская душа,
есть тоже деятельность ребенка»
Советский психолог философ – С.Л.Рубинштейн – понимает игру
как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с
внешним миром.
«В
игре
формируется
и
проявляется
потребность
ребенка
воздействовать на мир»
Выводы
Ушинского
и
Рубинштейна
о
том,
что
игра
есть
осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н.Леонтьев.
Он говорил, что игра - это «…доступный путь ребенка для
понимания и освоения мира»
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов
деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом,
способна перерасти в обучение, в творчество.
Игра, как метод обучения, делает ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной
технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения,
объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
1)
игры
должны
соответствовать
определенным
учебно-воспитательным
задачам,
программным
требованиям
к
знаниям,
умениям
навыкам,
требованиям стандарта;
2)
игры
должны
соответствовать
изучаемому
материалу и строиться с учетом подготовленности
учащихся и их психологических особенностей;
3)
игра
должна
быть
доступной
для
учащихся
данного возраста;
4) игры должны базироваться на определенном
дидактическом
материале
и
методике
его
применения;
5)
игра
должна
быть
построена
на
интересе,
участники должны получать от нее удовольствие;
6)
для
игры
обязателен
элемент
соревнования
между участниками
Существует несколько групп игр, развивающих
интеллект, познавательную активность ребенка.
1 группа – предметные игры
2 группа – творческие, сюжетно – ролевые игры
(инсценирование…)
3 группа – дидактические игры (
кроссворды,
викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д. )
4 группа – интеллектуальные игры
(игры – тренинги, игры – упражнения…)
Можно
выделить такие виды уроков с использованием игровых
технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием
игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок –
путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием
заданий, которые обычно предлагаются на традиционном
уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора
и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало,
середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление
знаний, умений, навыков, повторение и систематизация
изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку
(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.),
которые могут проводиться между учащимися разных классов
одной параллели.
Фонетика
Разгадай ребус
,,,, ,, ,,, ,, ,,,,
+
МЫ
АЮТ АМИ
В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется их
кругозор. Можно проводить при изучении темы «Антонимы»
Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.
Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.
Король под фасолью. – Принцесса на горошине.
Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.
Пес без босоножек.- Кот в сапогах.
Великолепный индюк. – Гадкий утенок.
Квадратик. – Колобок.
Синяя бейсболка. – Красная шапочка.
Солнечный принц.- Снежная королева.
Распорото черными ножницами. – Шито белыми нитками.
Двумя войнами отмытые. – Одним миром мазаны.
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и
доказать справедливость своей точки зрения.
1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от
натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и
искрящихся всеми цветами палитры.
2.Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один
поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и
тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр
деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней
скованности природы.
3. - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому
юноше?
- Пятьдесят два, Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
- Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть
фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту
Куда Макар телят не гонял.
Гусь свинье не товарищ.
У него язык без костей.
Семь пятниц на неделе.
Из огня да в полымя.
Как в воду канул.
Канул, куда, полымя, гусь, неделе, у, костей, семь,
товарищ, из, гонял, как, воду, Макар, в, свинье, на, него,
без, пятниц, не, огня, не, телят, воду, язык, да.
1. Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном
небе… (звезда)
2. Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из
тетради…
(лист)
3. Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у
Эвереста …
(высота)
4. Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть
такой… «Крокодил»
(журнал)
Корни: -прав-, -брос-, -глав-, -ровн-, -чист-, -винт-, -вред-, -дрог-, -стон-,
-прос-, -полз-, -ловч-, (-ловк-), -длин-, -добр-, -корм-, -мозж-, (-мозг-).
При правильном решении в выделенном столбике сверху вниз вы
прочтёте название важнейшего явления языка.
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор
орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень
юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -
объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно
заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется
раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется
о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6)
Расчистил
Петя
написал
с
буквой
з.
Он
рассуждал
так:
«Приставки,
оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню»,
- сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения
мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его
поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное
слово -рослый. А как надо?
Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка
можно сделать следующие выводы:
1) игра — один из приемов обучения русскому языку,
помогающий создать на уроке речевую ситуацию;
следовательно, игра — средство активизации деятельности
учащихся на уроке;
2) правильно организованная с учетом специфики
материала игра тренирует память, помогает учащимся
выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приемов преодоления пассивности
учеников;
5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность,
организованность, ответственность и коллективизм.
1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-
Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др.
Педагогика:учебное пособие для студентов педагогических
институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
3. Дубова Т.А. Дидактическая игра на уроках русского языка «Иду в
гости». Журнал «Русский язык в школе» № 11 2001г.
4. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников.
Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
6. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии
познавательных интересов и способностей младших школьников.
Журнал, № 11, 2004 год.
7. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков
русского языка. Журнал. № 1, 2011г.
8. Пидкадистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии. М., 1996.
9. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. СПб., 1994.
10. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.