Автор: Вершинина Татьяна Вениаминовна
Должность: препоаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской области
Населённый пункт: рп.Новоспасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формы и виды занятий в детском хореографическом коллективе.
Раздел: дополнительное образование
Формы и виды занятий в детском хореографическом коллективе.
Форма – от латинского слова, означает наружный вид, внешнее очертание.
Следовательно, форма обучения обозначает внешнюю сторону организации
учебного процесса, которая тесно связана с количеством учащихся, временем и
местом обучения, а также порядком его осуществления. Будучи внешней
стороной организации учебного процесса, форма обучения связана со своей
внутренней, содержательной стороной.
В
системе
дополнительного
образования
в
различных
танцевальных
объединениях выделены несколькоформ: урок, занятие, репетиция и концертная
деятельность.
Урок(Занятие) – это форма организации педагогического процесса, при котором
педагог в течение установленного времени (45 мин., 90 мин.) руководит
коллективной деятельностью постоянной группы обучающихся, используя
виды, средства и методы работы, создающие условия для овладения основами
изучаемого предмета, а так же воспитания и развития детей.
Общая цель урока (занятия):
Обучение знаниям, умениям и навыкам хореографического искусства, развитие
творческого потенциала ребенка и его личности.
Вид – это выражение качественно определенного соотношения общего и
особенного в конкретной организации объекта.
Рассмотрим следующие виды занятий в детском хореографическом коллективе:
групповые, мелкогрупповые, индивидуальные, ансамблевые.
Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Руководитель
и
педагог
непосредственно
воздействует
на
всех
детей,
предоставляя
возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых
занятиях
изучаются
новые
движения,
теоретический
материал
и
хореографические постановки.
Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 8 детей.
Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций, танцевальных
номеров.
Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей.
Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и
навыков у одарённых детей, а также для устранения пробелов в знаниях, если
таковые
имеются.
Может
применяться
как
воспитательная
беседа
с
воспитанником или постановка и отработка сольных партий и номеров.
Ансамблевые занятия
– такие занятия необходимы для соединения групп
разновозрастных
детей,
для
отработки
финальной
части
концерта
или
хореографических постановок, спектаклей и т.д.
Рассмотрим формы занятий в детском хореографическом коллективе:
урок
(занятие), репетиция, концерт.
Урок(занятие) – необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на
котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика
исполнения
движений,
вырабатывается
техника
исполнения
движений,
поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие способности
и творческая активность.
Структура урока:
организованный вход в зал,
разминка,
повторение пройденного материала,
изучение нового материала,
репетиционно-постановочная деятельность,
игра,
организованный выход из зала.
Занятие длится 45 минут, 90 минут, делится на под формы: урок(занятие)
классического танца, народного, бального, современного и т.д.
Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к
концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и дублеры.
Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности,
назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и
исполнителей.
Концерт
– наивысшая форма организации показа танцевальных номеров
хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи,
творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет различные
формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает участие в концерте
с отдельными номерами, в других – выступление носит характер отчета о работе
за год, где воспитанники показываютсвои хореографические постановки.
Концертная деятельность коллектива позволяет судить о правильности выбора
тематики детских танцев, их соответствии возрастным категориям детей, о
методике
педагогической
работы
руководителя.
Каждое
концертное
выступление должно приносить детям радость и ощущение праздника.
Независимо
от
используемых
форм
и
видов
занятий
в
детском
хореографическом коллективе, работа должна строиться так, чтобы каждый
ребенок развивался как личность, приобретая танцевальные умения и навыки.
Использование различных форм и видов занятий помогает руководителю
грамотно
распределять
физическую
нагрузку
на
занятии,
учитывать
индивидуальные особенности детей,
создавать условия для творческого
раскрепощения и самореализации ученика в коллективе.