Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ


Автор: Ямбаева Ирина Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ямбаева Ирина Викторовна,

преподаватель,

ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»,

г.о.Чапаевск

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ - ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Одна из главных задач обучения, от которой зависит эффективность

учебно-воспитательного процесса, является задача - научить обучающихся

учиться, привить им умения самостоятельно получать и применять знания,

самостоятельно трудиться. Конечно, процесс формирования у обучающихся

умения самостоятельно работать должен начинаться еще с начальной школы.

К нам же приходят ребята совершенно не умеющие не только работать

самостоятельно, но и не понимающие для чего они пришли на урок и какова

их функция во время различных этапов урока. На каждом уроке наряду с

планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о

том, какие навыки самостоятельной работы получит на этом уроке

обучающийся.

Остановимся

сначала

на

самостоятельной

работе

обучающихся при изучении нового материала. Если обучающийся научился

самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-

то пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения

знаниями. Знания, которые усвоил обучающийся сам, значительно прочнее

тех, которые он получил после объяснения преподавателя. Здесь же решается

и воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе,

возможности в

дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в

знаниях, расширять знания,развивать самооценку и проводить самоконтроль,

творчески

применять

приобретенные

знания

в

решении

каких-то

практических задач. Для такой работы я выбираю материал легкий,

доступный для понимания, или выполнимый по образцу. На уроках

геометрии, при изучений темы «Многогранники и тела вращения» сама

рассказываю о первом изучаемом виде многогранников - призме, провожу

по презентации и обучающей карточке стройный рассказ с иллюстрацией

чертежами. А на последующих уроках по таким же обучающим картам

обучающиеся с помощью учебника самостоятельно изучают новые фигуры.

Рефлексия проводится в конце урока по заранее подготовленым слайдам

презентации. Эта работа завершается самостоятельным изучением последней

фигуры – шар, на которую обучающая карта с вопросами отсутствует.

Возможно, не все обучающиеся успешно справятся с этой работой. Каждая

самостоятельная

работа

должна

завершаться

проверкой

знаний.

При

выполнении

этого

вида

самостоятельной

деятельности

я

применяю

индивидуальные устные зачеты по конспекту. В результате таких бесед с

преподавателем,

у обучающихся формируются не только знания, но и

умения «не бояться» устно отвечать.

При обучении обучающихся доказательству теорем, сначала по

учебнику прошу их

самостоятельно разбивать текст доказательства на

логические части, находить в аксиоматике подтверждение геометрических

выссказываний.

В

сильных

группах

усложняю

задачу

-

«записать

доказательство с использованием символики». И только когда обучающие

уже хорошо освоят эти действия,

выношу следующие теоремы на

заучивание и воспроизведение доказательства.

На уроках закрепления изученного материала использую следующие

виды самостоятельной деятельности: например изучили формулу, я показала

несколько примеров, затем прошу обучающихся придумать 5 или 10 своих

примеров. Сама подхожу к каждому обучающемуся, комментирую, помогаю

или ставлю «плюсы» в тетрадь. При этом формируются устойчивые умения

применять данную формулу и приобретается уверенность в своих знаниях.

Следующий вид самостоятельной работы – это работа по образцам

решения.

Обучающимся

предлагается

решить

задания

по

образцу,

содержащемуся в обучающей карточке, где есть и основной теоретический

материал, есть и

ответы к заданиям. Такая работа преследует цель

формирования самооценки знаний.

Очень

полезной

считаю

при

закреплении

полученных

знаний

использование «практикумов» по прорешиванию задач. Обучающиеся могут

во вреия практикума подойти к преподавателю и получить консультацию,

иногда

привлекаю

в

качестве

консультанта

заранее

проверенного

обучающегося. При таком виде деятельности качество усвоения материала

только улучшается, появляется стимул в работе.

На уроках контроля знаний - самостоятельная работа осуществляется с

привлечением готовых ответов на слайдах презентации, своего рукописного

справочника, таблиц, графиков, при этом развиваются информационные

компетентности.

Одним из видов самостоятельной деятельности обучающихся является

выполнение

необязательных заданий, т.е. во внеурочное время для

желающих

на

дополнительную

оценку.

Это

изготовление

моделей

геометрических тел, состовление сообщений на темы не входящие в

программу,

составление задач занимательного

содержания,

написание

сочинений на тему « Математика в моей профессии и вокруг нас» и т.д.

Такая деятельность способствует развитию творческого отношения к труду,

заставляет работать с дополнительной литературой, искать новые источники

знаний.

Самым осознанным видом самостоятельной деятельности является

проектная

деятельность,

когда

с

помощью

создания

преподавателем

проблемной ситуации у обучающихся возникает необходимость, так или

иначе,

решить данную

проблему,

создав учебную презентацию

или

обучающую

карточку,

или

учебный

демонстрационный

экспонат.

У

обучающихся

при

этом

развиваются

навыки

использования

ранее

полученных знаний, аналитическое мышление, исследовательские умения,

образное мышление, творческие способности, умение планировать свою

деятельность.

При

заключительном

повторении

материала

использую

самостоятельное

составление

обучающимися

обучающее

-

контролирующих карт, что позволяет формировать у них научность знаний,

способность к обобщению.

Один из стимулов умственной деятельности - это удовлетворение от

проделанной работы, сознание того, что ты что-то можешь сделать сам и

даже помочь другому. Самостоятельная работа

не только способствует

сознательному и прочному усвоению знаний, формулированию умений и

навыков, но и служит средством воспитания самостоятельности, как черты

личности, в дальнейшем позволяющей самостоятельно решать жизненные

задачи.



В раздел образования




Яндекс.Метрика