Автор: Ширшова Анна Викторовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ ПО ФИЗИКЕ
Раздел: среднее профессиональное
Ширшова Анна Викторовна,
преподаватель физики,
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
г.о.Чапаевск, Самарской области
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ
ПО ФИЗИКЕ
Физика всегда была одной из сложных школьных дисциплин. Органи-
зация уроков физики, через основную деятельность обучающихся (предмет-
ное содержание) с опорой на вспомогательную деятельность (знания и навы-
ки в области информационно – коммуникационных технологий) с использо-
ванием информационных инструментов, позволяет преподавателю не переда-
вать знания «учитель-ученик», а вовлекать обучающихся в учебный процесс.
Общие компетенции рассматриваются, как готовность обучающихся исполь-
зовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни
для решения практических задач.
Приведу примеры способов формирования различных компетенций обучаю-
щихся при обучении предмету: «Физика».
Технологическая карта открытого урока по физике
Дисциплина: Физика
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)
Тема занятия: Газовые законы
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: практическая работа
Длительность: 45 минут
Технология: проблемного обучения
Цель: обеспечить изучение данной темы
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «изопроцесс»;
рассмотреть газовые законы, с помощью компьютерной модели получить
подтверждение зависимостей термодинамических параметров и построение
графиков этих зависимостей;
Воспитательные: способствовать формированию умений самостоятельного
приобретения знаний; продолжить работу по развитию мышления; воспита-
ние убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
Развивающие: формировать умение объяснять законы с молекулярной точ-
ки зрения, формирование логического мышления; развитие умений сравни-
вать, выявлять закономерности, обобщать;
развитие интеллектуальных и
творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физи-
ке с использованием различных источников информации и современных ин-
формационных технологий.
Методическая: показать способы активизации мыслительной деятельности
обучающихся при изучении нового материала. Показать организацию дея-
тельности обучающихся способствующую формированию ОК
Формируемые ОК
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цепи
и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной дея-
тельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффек-
тивного выполнения профессиональных задач
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные техноло-
гии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, ру-
ководством, клиентами
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная установка, презента-
ция к уроку, электронное приложение к учебнику «Физика. 10 класс»
Дидактические материалы: формулы, графики.
Ход учебного занятия
I. Организационный момент (сообщение темы и целей урока)- 3 мин.
Вводное слово преподавателя физики.
На прошлых уроках, мы с вами изучили строение твердых тел, жидкостей,
газов с точки зрения МКТ.
Цель нашего урока – познакомиться с понятием «изопроцесс»; рассмот-
реть газовые законы, с помощью компьютерной модели получить подтвер-
ждение зависимостей термодинамических параметров и построение графиков
этих зависимостей.
II. Актуализация опорных знаний – 7 мин.
Прежде чем вы приступите к просмотру видеоурока на тему «Газовые зако-
ны», я хотела бы вам напомнить:
1.
Что является объектом изучения МКТ? (Идеальный газ.)
2.
Что в МКТ называется идеальным газом? (Идеальный газ – это газ, в
котором взаимодействием между молекулами можно пренебречь.)
3.
Какие макропараметры характеризуют состояние газа?
(Давление,
объем и температура.)
4.
Какое уравнение связывает между собой все три термодинамических
параметра? (Уравнение состояния идеального газа).
Для удобства сегодня на уроке мы будем использовать компьютерные моде-
ли. По ходу урока вы будете анализировать увиденное, делать выводы, объ-
яснять результаты. На столах у каждого находиться таблица, которую к кон-
цу урока вы постарайтесь заполнить.
III. Изучение нового материала – 25 мин.
1. Внимательно смотрим и слушаем видеоурок по теме «Газовые законы».
Обращаем внимание на:
1.
Определение процесса
2.
История открытия закона
3.
Формула и формулировка закона
4.
Графическое изображение.
2. Открываем электронный учебник и заполняем таблицу.
Находим по оглавлению тему «Газовые законы» - стр. 186, открываем пара-
граф, внимательно читаем и заполняем таблицу. Время на работу с учебни-
ком – 10 мин.
Краткое содержание изучаемого материала учебника:
1. Изотермический процесс – процесс изменения состояния термодинамиче-
ской системы при постоянной температуре.
Для идеального газа изотермический процесс описывается законом Бойля-
Мариотта. Демонстрация процесса
Закон Бойля-Мариотта (изотермический процесс, T=const):
Для газа данной массы при постоянной температуре произведение давления
на объем постоянно.
Закон Бойля-Мариотта справедлив для любых газов, а также и для их смесей,
например, для воздуха. Графики изотермического процесса.
2. Изобарный процесс – процесс изменения состояния термодинамической
системы, протекающий при постоянном давлении.
Для идеального газа изобарный процесс описывается законом Гей-Люссака.
Закон Гей-Люссака (изобарный процесс p=const):
Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема к темпе-
ратуре постоянно. Графики изобарного процесса.
3. Изохорный процесс – процесс изменения состояния термодинамической
системы, протекающий при постоянном объеме.
Для идеального газа изохорный процесс описывается законом Шарля.
Закон Шарля (изохорный процесс, V=const):
Для газа данной массы при постоянном объеме отношение давления к темпе-
ратуре постоянно. Изохорным можно считать увеличение давления газа в лю-
бой емкости или в электрической лампочке при нагревании. Графики изохор-
ного процесса.
3. Проверяем таблицу (Сравнение с эталоном ответа по слайду презента-
ции).
IV. Подведение итого – 7 мин.
1.
подведение итогов урока (беседа, демонстрация видеофрагмента «Га-
зовые законы»
2.
рефлексия деятельности обучающихся на уроке.
V. Домашнее задание – 3 мин.
§71, упр. 13(2)
(учебник физики 10 класса, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев)
Преимущества урока как формы организации педагогического процес-
са состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания
фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю си-
стематически и последовательно излагать материал, управлять развитием по-
знавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащих-
ся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе вне-
классную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой
знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельно-
сти; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содер-
жание и методы педагогической деятельности.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при
которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллек-
тивной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся
(класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и
методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все уче-
ники овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе
обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и
духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Учебник физики 10 класса, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
2. Электронное приложение к учебнику «Физика 10 класс»
3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов
4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагоги-
ки