Напоминание

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора». ПРОЭКТ по математическому развитию


Автор: Реснянская Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР- ДЕТСКИЙ САД № 19 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Населённый пункт: г. Тимашевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора». ПРОЭКТ по математическому развитию
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 19 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

ПРОЭКТ

по математическому развитию

НОМИНАЦИЯ: дошкольный возраст

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».

Автор:

Воспитатель: МБДОУ д/с № 19

Ирина Сергеевна Реснянская

Тимашевск

2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3-4

1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЮ КОНСТРУИРОВАНИЮ............... 5

1.1 Принципы, методы и формы обучения соответствуют современным

образовательным технологиям................................................................ 5

2. КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С LEGO?............................... 6

2.1 Обучение через игру................................................................................. 6

2.2 Мелкая моторика...................................................................................... 6

2.3 Мышление................................................................................................. 6

2.4 Цвет и основы математике...................................................................... 6

3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА).................................................................................. 7-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................... 12

.......................................................................................................................... 13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Развитие элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного

умственного развития ребенка, его познавательных интересов и

любознательности, логических операций (сравнение, обобщение,

классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и

интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического

мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире

математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной,

самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески

решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено

«математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности

человека.

Эффективным средством развития математических знаний у

дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно

развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом

виде деятельности.

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили

многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук,

З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).

Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет

существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе

конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее

заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе

он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной

модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления,

глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как

форма, величина, конструкция ит.д.

Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует

развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для

формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и

механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение

математических представлений, так как: в процессе конструирования

присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для

детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном

развитии, а в формировании элементарных математических представлений

ведущим принято считать практический метод, сущность которого

заключается в организации практической деятельности детей, направленной

на усвоение определенных способов действий с предметами и их

заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д ).

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному

восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и

пространственные отношения; способность мышления к обобщению,

соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в

них существенных свойств и установления связей и зависимостей между

ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития

дошкольников.

Объект исследования: формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: LEGO –конструктор в формировании

элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование LEGO –конструктора в

процессе обучения способствует повышению уровня формирования

элементарных математических представлений, активизирует познавательную

деятельность.

Цель исследования: Выявить и опытно-поисковым путем проверить

формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

по средствам LEGO –конструктора

Задачи:

1. Сформировать элементные математические представления (количество и

счет, соотношение целого и части, соотношение числа и цифры,

геометрические тела и плоские фигуры).

2. Способствовать умению сериации, классификации предметов по одному

или нескольким признакам.

3. Организация познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и

интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для

совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных

качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и

размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож

предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять

ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи

«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в

различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное

расположение.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения,

мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и

монологической речи, расширение словарного запаса.

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного

мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями,

формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в

процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные

формы организации обучения конструированию.

1.1 Принципы, методы и формы обучения соответствуют современным

образовательным технологиям.

Принципы обучения:

-индивидуальности,

- доступности,

-преемственности,

-результативности;

Формы и методы обучения:

- метод творческих проектов. (На занятиях предлагается выполнить мини-

проект по изучаемой теме из деталей LEGO конструктора),

-дифференцированного обучения.

ЛЕГО дает возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в

рамках организованной среды и при наличии необходимого руководства

создает оптимальные условия для обучения. Образовательная среда ЛЕГО

объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе базовые

комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко

сформулированную образовательную концепции.

2 .КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЮ С LEGO?

LEGO — это традиционный игровой конструктор, от игры с которым

получают удовольствие дети разных возрастов. Он развлекает и воспитывает

детей уже нескольких поколений. LEGO является популярным конструктором

с бесконечными возможностями. Воображение детей имеет полную свободу

так как они могут построить весь Мир полностью из кирпичиков LEGO.

Давайте посмотрим на некоторые из образовательных преимуществ LEGO:

2.1 Обучение через игру.

Дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает, она

захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем

больше они учатся. Простые действия имеют часто большие образовательные

преимущества, так как, находясь в состоянии исследования, происходит

расширение умственных способностей детей.

Концепция LEGO проста, но она является универсальной, так как блоки

могут быть использованы для создания любого элемента, большого или

маленького.

2.2 Мелкая моторика.

Строительство башни учит детей постепенным достижениям, по мере

того, как они строят все выше и выше. Манипулирование кирпичиками и

блоками развивает и совершенствует мелкую моторику, ловкость и

координацию рук и глаз. Закрепление кирпичиков друг с другом помогает

крепить мышцы рук, что очень важно для подготовке детей к письменной

работе. Этому способствует замысловатые движения для блокировки

кирпичиков и практика освоения данного мастерства.

2.3 Мышление.

Дети могут творить все, что их душе угодно, они могут разбирать

конструкцию до основания, а затем строить их заново. Возможности

безграничны. Это делает игрушку вне времени. Дети возвращаются к ней

снова и снова. Дети учатся сосредотачиваться и концентрироваться играя с

конструктором LEGO, поскольку требуется внимание для соединения

элементов и сборки модели. Мышление, умение решать проблемы,

концентрация и внимание, все это применяется при конструировании LEGO.

2.4 Цвет и основы математики.

Конструктор LEGO также может быть использован для преподавания

элементарной математике, решение задач, для счета, а также для создания

узоров. LEGO учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям. Дети

могут весело проводить время, раскладывая кирпичики в соответствующие

цветовые группы и определяя цвета в каждой группе. Они также могут

сортироваться по группам разных размеров.

(Журнал «Провизор» №1. 2014 год, автор: Эллен Пейдж).

3. . ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Результаты деятельности детей:

1.

Умение детей соотносить цифры с количеством предметов, выполнять

задания по алгоритму, считать в прямом порядке. Закрепить названия

цифр.

2.

Освоение способов художественного оформления LEGO конструкций.

3.

Развитие эстетических и художественных способностей.

Оборудование: кубики и кирпичики LEGO -конструктора, цифры.

Описание проектной деятельности.

Время- 80 минут (4 этапа по 20 мин).

Этап 1. Подготовительный.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения С.Маршака «Веселый счет»

(сопровождает показом цифр).

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Вопросы.

Кто главные герои этого стихотворения?

Развивающая игра «Число и цифра».

У каждого ребенка набор цифр от 1 до 5.

Педагог показывает детям поочередно карточки с разным количеством

предметов (1,2,3,4,5).

Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой.

Развивающая игра «Соедини правильно».

Вопросы.

Соедините каждый квадрат с цифрой с карточкой, на которой

соответствующее количество предметов.

Какие карточки соединили (Цифра два и две вишенки, цифра три и три

морковки, цифра четыре и четыре огурца, цифра пят и пять репок, цифра один

и одна игрушка).

Приложение №1. Фотография №1

Этап 2.

Художник нарисовал из кубиков счетную лесенку, а когда собрался ее

разукрасить, у него закончились краски.

Вопросы.

Как мы можем помочь художнику?

Задание от художника.

Лесенка, которая состоит из одного кубика, раскрась красным.

Лесенка, которая состоит из двух кубиков, раскрась оранжевым.

Лесенка, которая состоит из трех кубиков, раскрась желтым.

Лесенка, которая состоит из четырех кубиков, раскрась зеленым.

Лесенка, которая состоит из пяти кубиков, раскрась синим.

Педагог вносит LEGO - конструктор и предлагает рассмотреть из каких

деталей он состоит (кубики) их цвет ,размер и количество.

Вопросы.

Какую конструкцию можно сделать?

Что для этого нужно?

Педагог дает время для самостоятельной деятельности детей.

Этап 3.

Педагог вносит LEGO - конструктор. Рассказывает сказку, используя модели

собранные из LEGO - конструктора (дерево, квадрат, прямоугольник,

королева математика).

В некотором царстве, в некотором государстве жила королева Математика.

Она очень любила давать задание своим подчиненным. И однажды она

приказала прямоугольнику и квадрату принести ей наливное яблоко, которое

росло в саду на высоком дереве. Призадумались квадрат и прямоугольник

дерево высокое, а мы низкие. Что нам делать?

Вопросы к детям:

Как нам помочь жителям сказочно страны?

А как нам ее сделать?

Что для этого нужно?

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5.

Приложение №1. Фотография № 2.

Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число

деталей (кубиков из LEGO - конструктора), соответствующее цифре.

Получается лестница с пятью ступеньками.

Приложение №2. Фотография № 3.

Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы

спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:

Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.

Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.

Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.

Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

Этап 4. Заключительный.

Соединяют объекты из LEGO – конструктора в единую композицию.

Педагог дает возможность дополнить композицию новыми объектами и

обыграть ее, придумывая новую математическую историю.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Фотография № 4. Приложение №4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большие возможности в формировании математических представлений

детей дошкольного возраста представляет LEGO – конструктор.

Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя

объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя

предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со

взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; познакомятся с

числами, цифрами; освоят сенсорные эталоны – цвет, форму, величину,

расположение в пространстве. LEGO-детали с цифрами можно использовать

вместо традиционной кассы цифр.

LEGO – конструктор поможет детям дошкольного возраста в игровой

форме освоить элементарные математические представления.

Главное заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к

моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя

можно многому научиться.

При использовании в НОД математикой LEGO – конструктора дети с

большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и

услышанное, т.к эмоционально вовлечены в НОД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

ООО «Издательство «Детство- Пресс»,2013 .- 528 с.

2.

Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная

программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на

основе образовательных решений LEGO EDUCATION).

ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.

3.

Лиштван З.В. Конструирование. Москва.: Просвещение 1981 г.

4.

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного

материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика

– Синтез, 2009.- 64 с.

5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (Учебно-методическое

пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.

6.

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного

возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.

7.

Интернет – ресурсы, «Какие преимущества обучения с LEGO?»

Журнал «Провизор» №1. 2014 год, автор: Эллен Пейдж.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Фотография №1

Фотография № 2

13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Фотография № 3

Фотография № 4.



В раздел образования




Яндекс.Метрика