Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ с учётом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ
«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,
кто не стал истинным сыном матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к
матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному
достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других
национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам
его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная
культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества,
государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это
и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе
целенаправленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип
личности.
Российскому
обществу
требуются
люди
деловые,
уверенные
в
себе,
независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный
«Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между
людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы,
связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического
воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и
гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к
объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной
основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни
человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического
воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны
и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание
имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного
возраста
определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо
окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью
окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,
которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния
– в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх,
впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди
которых он живет.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, селу /городу, округу, стране;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и
промыслам народа малой родины;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;
Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,
труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и
детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение
его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально –
действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые
чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение
традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях
знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у
них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к
окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,
любознательность,
коммуникабельность,
ответственность,
чувство
собственного
достоинства.
Задачи нравственно – патриотического воспитания:
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и
толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и
их родителям, соседям и другим людям);
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой
Родины.
Каждый
педагог
строит
свою
работу
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных
для его возраста);
Непрерывность,
преемственность
и
интегративность
педагогического
процесса;
Дифференцированный
подход
к
каждому
ребенку
с
учетом
его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного
возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям,
народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к
музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с
понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами,
взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его
историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и
настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны
года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей,
посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они
проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в
связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и
по мере необходимости).
Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по
следующим доминирующим целям:
1)
Охрана и укрепление здоровья ребенка;
2)
Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию,
природе родного края;
3)
Развитие любознательности;
4)
Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь
окружающим;
5)
Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6)
Формирование коммуникативных способностей.
Планирование
образовательной
деятельности
соответствует
следующим
требованиям:
1)
Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом
(беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным
местам, в музей);
2)
В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием
подгрупповых и индивидуальных форм;
3)
Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма –
пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному
направлению
(ФМЭП,
конструирование,
музыкальные
и
физкультурные
занятия).
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления
определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с
умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе
трудовой деятельности – уважение
людям труда, трудолюбие и бережливость,
организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека
закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая
обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном
смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические
условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами
семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма
у
детей.
Эвристическая
среда
характеризуется
насыщенностью
положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества,
инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи
выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией,
обучении их способам общения с ребенком;
- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие
образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как
специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную
деятельность детей.
Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с
рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в
семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны».
Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно
изучение
улиц,
названных
в
честь
героев,
проведение
тематических
экскурсий
специалистами – экскурсоводами.
Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в
организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены,
мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Формы работы с детьми и их родителями
по нравственно – патриотическому воспитанию
Для детей
Для родителей
-
интегрированные,
познавательно
–
экологические
занятия,
физкультурные
досуги,
военно
–
спортивные
игры,
музыкальные
праздники,
досуги
и
развлечения, физкультминутки ;
- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;
- тематические презентации;
- дидактические игры и упражнения, СРИ,
подвижные игры;
- чтение и обсуждение, рассматривание и
обсуждение;
- изготовление атрибутов для СРИ;
-
создание
тематических
папок
и
их
оформление;
- изготовление поделок для группового
помещения и праздникам;
-
конструирование
военной
техники
из
бумаги и бросового материала;
-
выставки
книг
с
иллюстрациями,
репродукций произведений живописи;
- викторины;
- инсценирование и драматизация отрывков
художественных произведений, разучивание
стихотворений, пословиц и поговорок;
- семейные вечера;
- музыкально – литературные композиции;
- тематические выставки;
- рукописные журналы;
- выставки рисунков, плакатов;
- проведение творческих мастерских;
- создание «Семейных клубов»;
- оформление выставок детского творчества,
совместного творчества детей со взрослыми;
- фотовыставки;
- викторины, сочинение загадок (о военных
предметах и событиях войны);
- патриотические акции;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование.
- рассматривание и обсуждение предметных
и сюжетных картинок;
-
продуктивная
деятельность
по
прочитанному
или
просмотренному
произведению, рисование иллюстраций к
художественным произведениям, рисование
иллюстраций к прослушанным (военным)
песням, музыкальным произведениям;
- пение, беседы по содержанию песни,
драматизация
песни,
слушание
и
обсуждение (военных) песен;
- патриотические акции;
-
экскурсии
(к
памятникам,
в
музей,
библиотеку и пр.);
- посещение музеев, библиотек;
- целевые прогулки;
- народные праздники;
- создание мини – музеев, музеев – архивов,
наполняемых
детьми
и
родителями
семейными реликвиями;
- смотры – конкурсы;
- запись детских рассказов;
- интервьюирование;
- изготовление плакатов;
- организация встреч с уважаемыми людьми,
ветеранами, тружениками тыла, «детьми
войны»;
- создание мини – музеев;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
-
посещение
и
изготовление
макетов
памятников и памятных мест.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных
технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости,
познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и
поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном
возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке,
обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности
к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе
воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду
среди направлений
образовательной
программы
ДОУ
(физическое,
познавательно-речевое,
социально-
личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный
компонент.
Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического воспитания с
образовательными областями основной образовательной программы
Образовательная
область
Задачи
Социально-
коммуникативное
развитие
Воспитывать у детей
дошкольного возраста чувство любви и
привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой
основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений
к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать
интерес
и
уважительное
отношение
к
культуре
и
традициям
ненецкогонарода, стремление сохранять национальные ценности
Познавательное
развитие
Приобщать
детей
к
истории
Ненецкого
автономного
округа.
Формировать представления о традиционной культуре родного края
через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать
речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи
через знакомство с культурой ненецкого округа
Художественно-
эстетическое
развитие
Приобщать
детей младшего дошкольного возраста к музыкальному
творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через
слушание
музыки,
разучивание
песен,
хороводов.
Знакомство
с
культурой, бытом и традициями ненецкого народа.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего
дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным
видам деятельности.
Физическое
развитие
Развивать
эмоциональную
свободу,
физическую
выносливость,
смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы ненцев.
В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая среда.
Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры
НАО (библиотека, краеведческий музей, ЭКЦ и пр.), общественных организаций,
включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле
воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей,
педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых
для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого –
педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического
воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно –
нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их
необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные планы
по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, перспективные
планы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Ведется работа над реализацией
долгосрочного проекта (2014 – 2019 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на
формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях,
чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному
языку, природе родного края, на воспитание нравственности, эмоционально – действенного
отношения к окружающим; все это отражено в темах проекта – «Ненецкий автономный
округ в годы войны», «Книга Памяти», «Дети войны».
Используемая литература
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
1.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников№ /Методическое
пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
3.
Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика – Синтез,
2008 г.
4.
Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с., изд.
Мозаика – Синтез, 2011 г.
5.
Дыбина
О.В.
«Интеграция
образовательных
областей
в
педагогическом
процессе»
/соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
6.
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
7.
Зацепина
М.Б.
«Дни
воинской
славы
/патриотическое
воспитание
дошкольников»
//Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
8.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы
детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2010 г.
9.
Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно – коммуникативные
технологии в дошкольном образовании» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез,
2011 г.
10.
Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»,
изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
11.
Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»/Методическое
пособие/», изд. Мозаика – Синтез, 2007 г.
12.
Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
13.
Соломенникова
О.А.
«Занятия
по
формированию
элементарных
экологических
представлений», изд. Мозаика – Синтез, 2009 г.
14.
Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», изд. Мозаика – Синтез,
2005 г.
1.
Дошкольник. Младший школьник / журнал 2005, №1, - 1 с.
2.
Великой победе посвящается: Праздники в детском саду / сост. Ю.Е.Антонов. – М.: ТЦ Сфера,
2010. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5).
3.
Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с
детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
4.
Калашникова Г.В. Гимны России. – М.: Музыка, 2005. – 80 с., ил., нот.
5.
Никитина Е.А. 23 февраля – праздник доблести и отваги. Сценарии праздников с нотным
приложением для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 40 с. (серия «Вместе с музыкой»).
6.
Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико
– ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. – изд. 2-е, перераб. –
Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.
7.
Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности /
авт. – сост. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.
8.
Ромашкова Е.И. День защитников Отечества (модели праздничного досуга). – М.: ТЦ «Сфера»,
2000. – 96 с. (серия «Вместе с детьми»).
9.
С любовью к России. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007. – 128 с.
10.
Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные
праздники, квесты, познавательно – исторические игры / авт. – сост. Ж.В.Черноиванова,
М.В.Власова (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015. – 141 с.
11.
Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с
событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 48 с., цв.ил.