Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ с учётом ФГОС"


Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ с учётом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,

кто не стал истинным сыном матери и отца».

В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к

матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному

достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других

национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам

его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная

культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества,

государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это

и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе

целенаправленного воспитания.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип

личности.

Российскому

обществу

требуются

люди

деловые,

уверенные

в

себе,

независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный

«Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между

людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы,

связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического

воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и

гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к

объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование

первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной

основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в

обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни

человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического

воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны

и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание

имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного

возраста

определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо

окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью

окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,

которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния

– в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх,

впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди

которых он живет.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, селу /городу, округу, стране;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и

промыслам народа малой родины;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;

Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,

труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и

детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и

формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение

его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально –

действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые

чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение

традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях

знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у

них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к

окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,

любознательность,

коммуникабельность,

ответственность,

чувство

собственного

достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к

культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и

чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных

особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и

толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и

их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой

Родины.

Каждый

педагог

строит

свою

работу

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных

для его возраста);

Непрерывность,

преемственность

и

интегративность

педагогического

процесса;

Дифференцированный

подход

к

каждому

ребенку

с

учетом

его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный

возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного

возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям,

народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к

музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с

понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами,

взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его

историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и

настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны

года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей,

посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они

проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в

связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и

по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по

следующим доминирующим целям:

1)

Охрана и укрепление здоровья ребенка;

2)

Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию,

природе родного края;

3)

Развитие любознательности;

4)

Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь

окружающим;

5)

Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

6)

Формирование коммуникативных способностей.

Планирование

образовательной

деятельности

соответствует

следующим

требованиям:

1)

Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом

(беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным

местам, в музей);

2)

В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием

подгрупповых и индивидуальных форм;

3)

Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма –

пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному

направлению

(ФМЭП,

конструирование,

музыкальные

и

физкультурные

занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления

определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с

умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе

трудовой деятельности – уважение

людям труда, трудолюбие и бережливость,

организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека

закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая

обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения,

складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном

смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические

условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами

семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания

патриотизма

у

детей.

Эвристическая

среда

характеризуется

насыщенностью

положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества,

инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи

выражается:

- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией,

обучении их способам общения с ребенком;

- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие

образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как

специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную

деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с

рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в

семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны».

Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно

изучение

улиц,

названных

в

честь

героев,

проведение

тематических

экскурсий

специалистами – экскурсоводами.

Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в

организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены,

мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

Формы работы с детьми и их родителями

по нравственно – патриотическому воспитанию

Для детей

Для родителей

-

интегрированные,

познавательно

экологические

занятия,

физкультурные

досуги,

военно

спортивные

игры,

музыкальные

праздники,

досуги

и

развлечения, физкультминутки ;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- дидактические игры и упражнения, СРИ,

подвижные игры;

- чтение и обсуждение, рассматривание и

обсуждение;

- изготовление атрибутов для СРИ;

-

создание

тематических

папок

и

их

оформление;

- изготовление поделок для группового

помещения и праздникам;

-

конструирование

военной

техники

из

бумаги и бросового материала;

-

выставки

книг

с

иллюстрациями,

репродукций произведений живописи;

- викторины;

- инсценирование и драматизация отрывков

художественных произведений, разучивание

стихотворений, пословиц и поговорок;

- семейные вечера;

- музыкально – литературные композиции;

- тематические выставки;

- рукописные журналы;

- выставки рисунков, плакатов;

- проведение творческих мастерских;

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества,

совместного творчества детей со взрослыми;

- фотовыставки;

- викторины, сочинение загадок (о военных

предметах и событиях войны);

- патриотические акции;

- консультации и рекомендации;

- анкетирование.

- рассматривание и обсуждение предметных

и сюжетных картинок;

-

продуктивная

деятельность

по

прочитанному

или

просмотренному

произведению, рисование иллюстраций к

художественным произведениям, рисование

иллюстраций к прослушанным (военным)

песням, музыкальным произведениям;

- пение, беседы по содержанию песни,

драматизация

песни,

слушание

и

обсуждение (военных) песен;

- патриотические акции;

-

экскурсии

памятникам,

в

музей,

библиотеку и пр.);

- посещение музеев, библиотек;

- целевые прогулки;

- народные праздники;

- создание мини – музеев, музеев – архивов,

наполняемых

детьми

и

родителями

семейными реликвиями;

- смотры – конкурсы;

- запись детских рассказов;

- интервьюирование;

- изготовление плакатов;

- организация встреч с уважаемыми людьми,

ветеранами, тружениками тыла, «детьми

войны»;

- создание мини – музеев;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

-

посещение

и

изготовление

макетов

памятников и памятных мест.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных

технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости,

познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и

поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном

возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке,

обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности

к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе

воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду

среди направлений

образовательной

программы

ДОУ

(физическое,

познавательно-речевое,

социально-

личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный

компонент.

Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического воспитания с

образовательными областями основной образовательной программы

Образовательная

область

Задачи

Социально-

коммуникативное

развитие

Воспитывать у детей

дошкольного возраста чувство любви и

привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой

основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений

к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать

интерес

и

уважительное

отношение

к

культуре

и

традициям

ненецкогонарода, стремление сохранять национальные ценности

Познавательное

развитие

Приобщать

детей

к

истории

Ненецкого

автономного

округа.

Формировать представления о традиционной культуре родного края

через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать

речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи

через знакомство с культурой ненецкого округа

Художественно-

эстетическое

развитие

Приобщать

детей младшего дошкольного возраста к музыкальному

творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через

слушание

музыки,

разучивание

песен,

хороводов.

Знакомство

с

культурой, бытом и традициями ненецкого народа.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего

дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным

видам деятельности.

Физическое

развитие

Развивать

эмоциональную

свободу,

физическую

выносливость,

смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы ненцев.

В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая среда.

Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры

НАО (библиотека, краеведческий музей, ЭКЦ и пр.), общественных организаций,

включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле

воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей,

педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых

для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого –

педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического

воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно –

нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их

необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные планы

по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, перспективные

планы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Ведется работа над реализацией

долгосрочного проекта (2014 – 2019 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на

формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях,

чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному

языку, природе родного края, на воспитание нравственности, эмоционально – действенного

отношения к окружающим; все это отражено в темах проекта – «Ненецкий автономный

округ в годы войны», «Книга Памяти», «Дети войны».

Используемая литература

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

«От рождения до школы»

1.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

2.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников№ /Методическое

пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

3.

Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика – Синтез,

2008 г.

4.

Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с., изд.

Мозаика – Синтез, 2011 г.

5.

Дыбина

О.В.

«Интеграция

образовательных

областей

в

педагогическом

процессе»

/соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

6.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

7.

Зацепина

М.Б.

«Дни

воинской

славы

/патриотическое

воспитание

дошкольников»

//Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

8.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы

детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2010 г.

9.

Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно – коммуникативные

технологии в дошкольном образовании» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез,

2011 г.

10.

Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»,

изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

11.

Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»/Методическое

пособие/», изд. Мозаика – Синтез, 2007 г.

12.

Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

13.

Соломенникова

О.А.

«Занятия

по

формированию

элементарных

экологических

представлений», изд. Мозаика – Синтез, 2009 г.

14.

Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», изд. Мозаика – Синтез,

2005 г.

1.

Дошкольник. Младший школьник / журнал 2005, №1, - 1 с.

2.

Великой победе посвящается: Праздники в детском саду / сост. Ю.Е.Антонов. – М.: ТЦ Сфера,

2010. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5).

3.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с

детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

4.

Калашникова Г.В. Гимны России. – М.: Музыка, 2005. – 80 с., ил., нот.

5.

Никитина Е.А. 23 февраля – праздник доблести и отваги. Сценарии праздников с нотным

приложением для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 40 с. (серия «Вместе с музыкой»).

6.

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико

– ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. – изд. 2-е, перераб. –

Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.

7.

Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности /

авт. – сост. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.

8.

Ромашкова Е.И. День защитников Отечества (модели праздничного досуга). – М.: ТЦ «Сфера»,

2000. – 96 с. (серия «Вместе с детьми»).

9.

С любовью к России. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007. – 128 с.

10.

Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные

праздники, квесты, познавательно – исторические игры / авт. – сост. Ж.В.Черноиванова,

М.В.Власова (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015. – 141 с.

11.

Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с

событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 48 с., цв.ил.



В раздел образования




Яндекс.Метрика