Напоминание

Применение активных методов обучения на уроках математики


Автор: Кравчук Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №30"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение активных методов обучения на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Применение активных методов обучения на уроках математики.

Однажды, в наказание за шалости и обман, тетя Полли заставила Тома красить забор

длиной в тридцать ярдов.

Том впал в тоску. Ведь было субботнее утро, время свободы для любого мальчишки.

Кроме того, Том опасался насмешек проходящих мимо знакомых. ..

Тогда в голову ему пришла гениальная идея. Он решил выдать наказание за

привилегию.

Том взял кисть и начал красить забор, изображая из себя человека, занятого важным

и интересным делом. Когда к нему подошел мальчик Бен Роджерс и стал над ним

издеваться, намекая, что Тому приходится работать, тогда как он идет купаться и

играть, Том ответил, что белить забор гораздо интереснее и не каждому мальчику

доверят такую ответственную работу.

Ситуация изменилась. Бен, видя с каким упоением Том красит забор, стал

постепенно меняться в лице и, наконец, попросил Тома дать попробовать покрасить

и ему. Том, ликуя в душе, отказал, указав на ответственность поручения. Тут Бен

окончательно попался в ловушку. Он отдал Тому яблоко, лишь бы тот разрешил

немного побелить забор.

С остальными мальчишками, подошедшими посмеяться над Томом, произошло

тоже самое.

Марк Твен « Приключение Тома Сойера»

А ведь мы все знаем этот классический пример Тома Сойера, искусно

превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную

игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища!

Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но

как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!

Что наша жизнь –игра… и дети , даже и современные дети, что бы про них не

говорили любят играть. Если привычной и желанной формой деятельности для

ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации

деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные

исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности.

Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение

интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль

компенсирующего

фактора

в

случае

недостаточно

высоких

способностей

обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие

способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива .

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,

общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений,

являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных

условий для реализации его природных способностей.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того,

что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при

участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и

формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в

реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и

принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает

материал

на

90%. Близкие

к

приведенным

данные

были

получены

также

американскими и российскими исследователями.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

Упражнение «Поздоровайся глазами»

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш практикум с этого

упражнения.

Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом не словами, а молча - глазами.

При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли

свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на

первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были

направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были

направ-лены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет

локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять

минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом

одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались

соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг

друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более

се-рьезными

упражнениями,

способствует

установлению

контакта

между

учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно

использовать следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,

полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков

(внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы

педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на

каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное

дерево».

Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и

лимоны.

Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от

практикума, а опасения на лимонах.

Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

Что же такое АМО?

Замечательно сказал немецкий писатель, один из крупнейших представителей

литературы европейского Просвещения ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради Бога, размышляйте,

и, хотя криво – да сами»

Г. Лессинг

И эти слова хорошо передают смысл Активных методов обучения.

Определимся с понятием «активные методы обучения».

Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

АМ презентации учебного материала

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,

оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые

моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к

активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения

учебным материалом.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность

и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе

освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности,

игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных

коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся,

групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов

чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Сектор 2 – этапы урока.

На каких этапах урока можно применять АМО?

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока,

объяснение

нового,

закрепление

изученного,

обобщение

знаний,

организация

самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие

эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор -3. Цели применения АМО.

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-

информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт

быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

Сектор 4 – виды АМО.

Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и

запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего практикума.

(«Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями» , «Фруктовый сад», «Мозговой

штурм», «Инфо-угадай-ка»)

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы

обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы

над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки»,

«Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия

решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для

представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-

карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-

5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене

или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по

теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой

темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются

поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде

учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.

Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение

3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой

нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на

знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к

своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и

определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого

каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении

учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит

коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с

вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы

не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия

автобусных остановок.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь

иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно

расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят

сделать это, не выходя из класса.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или

сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы

встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные

методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый

Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний –

воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают

глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая

губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух

входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых

кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет

живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и

кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем

пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после

этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать

недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на

первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее

«взбодрилась»)

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и

почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно

давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз

подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-

новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и

благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и

уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они

двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто

представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,

свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук,

локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать

свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо

пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам

активнее участвовать в упражнении.

Пример АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в

ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта,

комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что

ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем

уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать

урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на

дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО,

принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных

аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности

обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого

учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Подведение итогов практикума.

А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – угадай-ка» и допишите в

графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.

(«Пометки на полях», «Ресторан», «Земля, воздух, огонь и вода»,

«Автобусная остановка»)

Подводя итог нашего практикума, вернёмся к «Фруктовому саду».

Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале. Определите для себя,

оправдались ли они.

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что

больше всего дети утомляются в бездействии.

ПРИМЕРЫ

Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при

проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Приведу примеры игровых ситуаций которые я использую на уроках.

Дидактическая игра «Юный художник».

Эта игра проводится по теме «Координатная плоскость». Ученикам

предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же

последовательности соединить отрезками, в результате которых получается

определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой

рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин.

На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл». Учащимся

предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка

теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется

доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

На уроке математики в 5 классе на тему «Обыкновенные дроби»,

«Закончи фразу!».

1.

Обыкновенная дробь состоит из ...

2. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают ...

3. На координатной прямой меньшая дробь расположена ...

4. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется ...

5. Знаменатель дроби показывает ...

Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение».

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

1.

Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…

2.

Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

3. Сегодня я понял(а), что…

Прием «Ромашка»:

Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан

термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос

или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего

задания, обобщения материала.

Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да - Нет».

Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно

использовать такие вопросы:

1)

-25- число отрицательное? (да)

2)

89- число положительное?(да)

3)

При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)

4)

-3+(-5) = 8 (нет)

5)

-15 +(-26)= -41 (да)

6)

Нуль больше любого отрицательного числа (да)

7)

Из двух отрицательных чисел то больше, модуль которого больше (нет)

8)

Из двух чисел то число больше, которое находится правее на координатной

прямой (да)

Например на уроке геометрии в 8 классе по теме: «Четырехугольники» можно

использовать такие вопросы.

У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!

В любой прямоугольник можно вписать окружность!

Квадрат является прямоугольником!

Любой прямоугольник является ромбом!

Диагонали прямоугольника равны!

Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!

Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!

Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

Утверждения, с которыми либо соглашаются, либо не соглашаются, ученики

готовят сами в качестве дополнения к домашнему заданию на протяжении изучения

всей темы.

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют

увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на

протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся;

помогают запомнить теоретический материал.



В раздел образования




Яндекс.Метрика