Автор: Жарчинская Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Перспективный план
Тема: «Нетрадиционные игры с песком и водой «Волшебный мир песка и воды»» для детей группы раннего возраста «Сказка» на 2020-2021 учебный год.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 109
«Детский сад комбинированного вида»
Учтено Утверждено
мнение Совета родителей заведующим
МБДОУ № 109
Протокол № ____Е.С. Федотова
Перспективный план
«Нетрадиционные игры с песком и водой
«Волшебный мир песка и воды»» для
детей группы раннего возраста «Сказка»
на 2020-2021 учебный год.
Выполнила:
Воспитатель группы «Сказка»
Жарчинская Е.А.
\
г. Кемерово, 2020 г.
Содержание
1.Введени
…………………………………………………………………………………………………2
2.Цели и задачи
проекта………………………………………………………………………………... …..... 3
3. Игры с
водой………………………………………………………………………………………… .4
3. Игры с
песком………………………………………………………………………………………....5
4.Перспективный план
……………………………………………………………………………………………… .. 6
5. Педагогическая
диагностика…………………………………………………………………………………. 12
6.Литература……………………………………………………………………………….. 15
Введение:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений,
любопытство,
постоянное
стремление
наблюдать
и
экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире,
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя
свою
любознательность
в
процессе
активной
познавательно-
исследовательской
деятельности,
которая
в
естественной
форме
определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной
стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать
основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-
следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими
связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на
сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н.
Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей
часто
лежат
в
ограниченности
их
интеллектуальных
впечатлений,
интересов». Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в
процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства
предметов.
Между двумя видами: игрой и познавательной деятельностью нет
противоречий.
Игра-вид
деятельности,
мотив
которой
заключается
в
результатах, а через познавательную деятельность с предметами ребенок
ставит
определенные
цели,
добивается
конкретных
результатов.
Разграничивать
игру
и
познавательную
деятельность
не
стоит,
они
дополняют друг друга.
Основная особенность детской познавательной деятельности заключается
в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,
осуществляемые
ребенком
практические
действия
выполняют
познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая
условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,
импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную
направленность психологической работы с малышами – эмоциональное
наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального
напряжения, развитие положительных эмоций у детей группы «Сказка»
будет решаться через программу «….» при помощи различных игр и
манипуляций с песком и водой.
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в
качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации
детей к детском саду, с целью
создания наиболее благоприятных и
оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду.
Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставили перед
собой
Задачи:
снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в
период
адаптации,
помочь
ребенку
проиграть
психотравмирующую
ситуацию расставания с родителями;
установить доверительные отношения между педагогом и малышами,
сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка.
Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя
как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об
окружающем мире и самом себе в этом мире;
помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила,
а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через
игры, усилить его чувство принятия и успешности;
способствовать
возникновению
и
поддержанию
положительных
эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона
настроения;
удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-
насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих
чувств,
развивать
и
поддерживать
самостоятельность
в
освоении
окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения
окружения;
развивать
тактильно-кинестетическую
чувствительность,
умение
прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный
опыт малышей;
обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить
социальные контакты со сверстниками.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой и песком
становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,
принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического
напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения
во время игр с водой и песком:
нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок на пол;
нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Цель работы - развитие познавательной деятельности через игры с песком
и водой.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Углублять представления о живой и не живой природе.
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению
результатов опытов.
Формировать представления о свойствах и качествах воды и песка.
Игры
с
водой. Вода
обладает
психотерапевтическими
свойствами,
способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто
развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает
благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые
самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как
переливание,
выливание,
заполнение
емкостей
водой,
обладают
психопрофилактической ценностью.
Для организации “Водного царства” важно учесть:
Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для
детей во время игр с водой.
Во-вторых:
Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта”
у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно
воспользоваться в самых разных ситуациях.
Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко
воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых
контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после
окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на
полотенце для просушки.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки
и др.);
предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса,
формы, размера, фактуры; природные материалы;
стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на
дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и
другие пластиковые емкости;
совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно
зачерпывать воду;
сита,
сачки,
дуршлаги,
лейки,
воронки (воронки
можно
легко
изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно
сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не
только из основного отверстия);
резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и
многое другое.
Игры
с
песком,
сыпучими
материалами. Эти
игры
также
имеют
положительное значение для развития психики ребенка, установления
психологического комфорта:
при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется
эмоциональное состояние;
развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности
влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование
произвольного внимания и памяти;
с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой
моторики
ребенок
учится
прислушиваться
к
своим
ощущениям
и
проговаривать их.
Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:
водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый
таз;
чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок
заполняет 1/3 емкости;
вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы).
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия —
выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной
субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого
песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить
внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым
подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную
крупу: манную, гречневую, перловую, горох.
Перспективный план
познавательного развития
через нетрадиционные игры с песком и водой
«Волшебный мир песка и воды»
Группы раннего возраста «Сказка»
Октябрь
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1
«Знакомство с песком»
1.Знакомить детей со свойствами
песка (сухой – сыплется, влажный -
лепится).
2. Побуждать действовать совком и
формочкой.
3.Развивать воображение.
Ёмкость
с
песком,
вода,
совки,
формочки
разной
величины и формы, игрушки.
2
«Знакомство с водой»
1. Закреплять знание свойств воды.
2. Побуждать, на ощупь, определять
свойства воды: тёплая, холодная.
3. Активизировать словарь: тёплая,
холодная, водичка, уточка, рыбка.
4.Развивать
внимательность
и
тактильное восприятие.
Емкость с водой, игрушка,
лейка,
3
«Готовим торт с
бабушкой Капой»
1.Закреплять умение действовать
совком и формочкой.
2. Развивать воображение,
творчество детей, разговорную речь
3. Побуждать угощать друзей,
заботиться о них.
Ёмкость с песком, вода,
совки, формочки,
разноцветные камешки, для
украшения изделия.
4
«Достань игрушку»
1. Развивать целеустремлённость,
ловкость, координацию движений
кистей рук.
2. Вызывать радость от
совершаемых действий.
3. Побуждать называть предмет и
его величину.
Ёмкость
с
тёплой
водой,
игрушки
разной
величины,
которые тонут в воде.
Ноябрь
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1
«Солнышко для
друга» (объёмная
постройка
«Солнышко»)
Развитие эмпатии, учить
использовать цветные палочки,
изучая цвета.
Цветные палочки,
Разноцветные камешки.
2
«Поймай шарик»
1. Учить пользоваться черпаком для
вылавливания шарика из воды.
2. Развивать ловкость и
целеустремлённость.
3. Развивать речь: поймал шарик,
ловил сачком, жёлтый шарик.
Ёмкость с тёплой водой,
черпаки с вертикальной
ручкой (сачки), шарики.
3
«Необыкновенные
следы»
1.Развитие тактильной
чувствительности, воображения.
Ёмкость с песком, формочки
для песка «Следы».
4
«Наливаем-выливаем»
1. Учить, аккуратно переливать
воду из одной ёмкости в другую.
2. Развивать ловкость, внимание,
координацию движений рук.
3. Развивать умение
последовательно выполнять работу
Баночки, стаканчики разного
размера, формы, ёмкость с
водой.
Декабрь
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1.
«Варежки-
ладошки».
1. Развитие умения работать по
образцу.
2,Воспитывать положительное
отношение к элементарной
экспериментальной деятельности.
Ёмкость с песком. Разные
формочки для песка, материал
для оформления
2.
«Пейте куклы вкусный
сок».
1. Выявить свойство воды и красок,
способность красок растворяться в
воде и изменять её цвет.
Акварельные краски,
кисточки, прозрачные
пластиковые стаканы с водой.
3.
«Строим горку для
снеговика»
1.Развивать фантазию,
сообразительность,
2. Воспитывать положительное
отношение к элементарной
экспериментальной деятельности.
Ёмкость с песком, капсулы от
киндер сюрпризов, маленькие
машинки- грузовики, снеговик
– форма и игрушка снеговик.
4.
«Пенный замок»
Познакомить с тем, что при
попадании воздуха в каплю мыльной
воды образуется пузырь, затем пена.
Мелкая ёмкость с мыльной
водой, соломинки, резиновая
игрушка.
Январь
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1
«Налей воду через
воронку»
1. Учить, аккуратно наливать воду в
бутылку (банку) через воронку.
2. Активизировать словарь:
наливаю, лью, зачерпнула, кружка,
воронка.
3.Развивать координацию движений
кистей рук, ловкость,
внимательность.
Ёмкость с водой,
пластмассовые кружки,
бутылочки (банки), воронки.
2
«Следы на песке»
1. Побуждать детей рисовать
пальчиками, палочками на песке.
2. Побуждать рассказывать, что
нарисовали.
3. Развивать разговорную речь.
4. Развивать мелкую моторику
кистей рук.
Поднос с песком , палочки,
печатки, машинки.
3.
«Поймай рыбку в
пруду»
1. Развивать целеустремлённость,
терпеливость, координацию
движений рук и мелкую моторику.
2. Вызывать радость от результата.
3.Побуждать называть цвет рыбки.
Ёмкость с тёплой водой,
рыбки разного цвета, сачки
(удочки).
4.
«Печём куличики»
1. Закреплять знание детей об
особенностях сухого и мокрого
песка, об изменчивости формы.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3.Побуждать использовать в речи
слова: сухой - мокрый, много-мало
песка.
Ёмкость с песком, леечка с
водой, формочки поднос,
шишки.
Февраль
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1.
«Тонет – не тонет»
1. Использовать игровую ситуацию.
2. Закреплять понятия: лёгкий,
тяжёлый; качество предметов.
3. Развивать любознательность.
Ёмкость с водой, набор
предметов из различного
материала (дерево, железо,
резина, пластмасс)
2.
«Норки для мышки»
1. Закреплять умение действовать
совком.
2.Развивать координацию движений
рук.
Ёмкость с песком, игрушки:
мышки, котята; совки.
3. Вызывать интерес к игре с
использованием игровой ситуации,
общению друг с другом.
3.
«Волшебный фонтан»
Закрепить знания о свойствах воды –
льётся, можно процедить через
сачок. Дыхательная гимнастика.
Создание положительных эмоций.
Емкость с водой, сачок,
ситечко, игрушечный
дуршлаг, мелкие игрушки.
4.
«Узоры на песке»
Закрепление знаний о сенсорных
эталонах, установление
закономерностей.
Ёмкость с песком, разные
фигурные формочки.
Март
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1
«Спрячь игрушки»
1. Формировать умение определять
количество предметов на основе
слухового, тактильного восприятия.
2. Побуждать прятать и находить
игрушки в песке.
Ёмкость с песком, игрушки,
природный материал
(каштаны, орехи,….).
2
«Волшебная губка»
1. Познакомить детей со свойствами
губки: собирает, держит воду.
2. Побуждать аккуратно переносить
воду при помощи губки.
3. Развивать терпеливость и
целеустремлённость.
Ёмкость с водой. Лейка, 2
тарелки, поднос, губка.
3
«Заборчик для утят»
1. Побуждать сгребать песок с 2-х
сторон руками, уплотнять,
постепенно подстраивая заборчик в
длину.
2. Развивать координацию движений
и мелкую моторику кистей рук.
3.Использовать игровую ситуацию.
Ёмкость с песком, поднос;
атрибуты для постройки:
полянка, кустики,…; утята.
4
«Мыльные пузыри»
1. Развивать понятие о свойствах
воды и различных материалов.
2. Развивать произвольное дыхание
в естественной и увлекательной
форме.
3. Побуждать использовать в речи
слов: летит, прозрачный, лёгкий,
пузырь.
4. Вызывать у детей радость и
эмоции летящим пузырям.
Ёмкость с водой. Мыльница
(любая мисочка), мыльный
раствор, трубочки,
соломинки.
Апрель
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1.
«Дорожка»
(соревнование)
1. Развивать игровую деятельность с
песком и камешками.
2. Формировать устойчивый мотив к
активной совместной деятельности.
3. Развивать воображение.
4. Продолжать знакомить детей со
свойствами камней.
Ёмкость с песком. Песок,
подносы, камешки, Зайчик,
кустики, деревья, палочки.
2.
«Море”
1.Познакомить с обитателями моря.
2. Побуждать к игровой ситуации.
Разноцветные большие и
маленькие камушки, ситечко,
игрушки – обитатели моря).
3.
«Инсценировка
«Колобок»»
1. Развивать мелкую моторику
пальцев и координацию рук.
2. Побуждать к игровой ситуации.
3. Развитие тактильной
чувствительности, зрительного
восприятия, образного мышления,
произвольности.
Ёмкость с песком, герои
сказки «Колобок»
4.
«Соревнование
кораблей»
1. Развивать целеустремлённость,
терпеливость, координацию
движений рук и мелкую моторику.
2. Вызывать радость от результата.
Ёмкость с водой. Трубочки.
Май
ТЕМА
ЦЕЛЬ
МАТЕРИАЛ
1
«Аппликация на песке»
1. Побуждать рисовать пальчиками
на песке, а затем выкладывать
контур рисунка различным
материалом.
2. Развивать творчество и
воображение.
3. Побуждать детей рассказывать,
что нарисовали и чем выложили
свой рисунок.
Ёмкость с песком, камешки,
палочки, крышки.
2
«Кораблики»
1. Использовать игровую ситуацию.
2. развивать ловкость, произвольное
дыхание (дуть на кораблик).
3. развивать словарный запас:
кораблик, на воде, плывёт, дует…..
Ёмкость с водой, кораблики
бумажные, дощечки.
3
«Необыкновенный
узор»
1. Побуждать рисовать на мокром
песке сухим.
2. Развивать мелкую моторику и
координацию движений кистей рук.
3. развивать воображение.
4.вызывать желание ещё раз
нарисовать узор.
Ёмкость с песком, поднос,
лейка с водой, ёмкость с
сухим песком.
4
«
Моем трубочиста»
Попросите малыша вымыть
испачканную куклу. Называйте
части тела, которые надо вымыть:
«А теперь вымой ей ножку,
посмотри, как она испачкалась», и т.
д. Губку можно намылить, обратите
внимание ребёнка на то, как
скользит в руках намыленная кукла.
Небольшая пластмассовая или
резиновая кукла, поролоновая
губка
Используемая литература:
1.
Методическая литература. 1.Айрих О.А.« Эмоциональное
развитие детей» - Волгоград: Учитель, 2011.
2.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-
экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».- Изд. 2-е.-
Волгоград: Учитель, 2015.
3.
Павлова О. В. «Художественное творчество»
4.
Цимбалюк С.В. «Игры с песком и водой с детьми
дошкольного возраста» Работа по самообразованию воспитателя
группы раннего возраста. »- Изд. 3-е.- Москва:Сатурн,2014.