Напоминание

«Нетрадиционные игры с песком и водой «Волшебный мир песка и воды»» для детей группы раннего возраста «Сказка» на 2020-2021 учебный год.


Автор: Жарчинская Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №109
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Перспективный план
Тема: «Нетрадиционные игры с песком и водой «Волшебный мир песка и воды»» для детей группы раннего возраста «Сказка» на 2020-2021 учебный год.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 109

«Детский сад комбинированного вида»

Учтено Утверждено

мнение Совета родителей заведующим

МБДОУ № 109

Протокол № ____Е.С. Федотова

Перспективный план

«Нетрадиционные игры с песком и водой

«Волшебный мир песка и воды»» для

детей группы раннего возраста «Сказка»

на 2020-2021 учебный год.

Выполнила:

Воспитатель группы «Сказка»

Жарчинская Е.А.

\

г. Кемерово, 2020 г.

Содержание

1.Введени

…………………………………………………………………………………………………2

2.Цели и задачи

проекта………………………………………………………………………………... …..... 3

3. Игры с

водой………………………………………………………………………………………… .4

3. Игры с

песком………………………………………………………………………………………....5

4.Перспективный план

……………………………………………………………………………………………… .. 6

5. Педагогическая

диагностика…………………………………………………………………………………. 12

6.Литература……………………………………………………………………………….. 15

Введение:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых

впечатлений,

любопытство,

постоянное

стремление

наблюдать

и

экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире,

рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя

свою

любознательность

в

процессе

активной

познавательно-

исследовательской

деятельности,

которая

в

естественной

форме

определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной

стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать

основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-

следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими

связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на

сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н.

Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей

часто

лежат

в

ограниченности

их

интеллектуальных

впечатлений,

интересов». Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в

процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства

предметов.

Между двумя видами: игрой и познавательной деятельностью нет

противоречий.

Игра-вид

деятельности,

мотив

которой

заключается

в

результатах, а через познавательную деятельность с предметами ребенок

ставит

определенные

цели,

добивается

конкретных

результатов.

Разграничивать

игру

и

познавательную

деятельность

не

стоит,

они

дополняют друг друга.

Основная особенность детской познавательной деятельности заключается

в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

осуществляемые

ребенком

практические

действия

выполняют

познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая

условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,

импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную

направленность психологической работы с малышами – эмоциональное

наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального

напряжения, развитие положительных эмоций у детей группы «Сказка»

будет решаться через программу «….» при помощи различных игр и

манипуляций с песком и водой.

Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в

качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации

детей к детском саду, с целью

создания наиболее благоприятных и

оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду.

Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставили перед

собой

Задачи:

снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в

период

адаптации,

помочь

ребенку

проиграть

психотравмирующую

ситуацию расставания с родителями;

установить доверительные отношения между педагогом и малышами,

сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка.

Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя

как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об

окружающем мире и самом себе в этом мире;

помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила,

а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через

игры, усилить его чувство принятия и успешности;

способствовать

возникновению

и

поддержанию

положительных

эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона

настроения;

удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-

насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих

чувств,

развивать

и

поддерживать

самостоятельность

в

освоении

окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения

окружения;

развивать

тактильно-кинестетическую

чувствительность,

умение

прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный

опыт малышей;

обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить

социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой и песком

становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я.

Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,

принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического

напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения

во время игр с водой и песком:

нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок на пол;

нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;

после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Цель работы - развитие познавательной деятельности через игры с песком

и водой.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Углублять представления о живой и не живой природе.

Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению

результатов опытов.

Формировать представления о свойствах и качествах воды и песка.

Игры

с

водой. Вода

обладает

психотерапевтическими

свойствами,

способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто

развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает

благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые

самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как

переливание,

выливание,

заполнение

емкостей

водой,

обладают

психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для

детей во время игр с водой.

Во-вторых:

Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта”

у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно

воспользоваться в самых разных ситуациях.

Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко

воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых

контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после

окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на

полотенце для просушки.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки

и др.);

предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса,

формы, размера, фактуры; природные материалы;

стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на

дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и

другие пластиковые емкости;

совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно

зачерпывать воду;

сита,

сачки,

дуршлаги,

лейки,

воронки (воронки

можно

легко

изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно

сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не

только из основного отверстия);

резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и

многое другое.

Игры

с

песком,

сыпучими

материалами. Эти

игры

также

имеют

положительное значение для развития психики ребенка, установления

психологического комфорта:

при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется

эмоциональное состояние;

развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности

влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование

произвольного внимания и памяти;

с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой

моторики

ребенок

учится

прислушиваться

к

своим

ощущениям

и

проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый

таз;

чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок

заполняет 1/3 емкости;

вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия —

выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной

субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого

песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить

внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым

подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную

крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Перспективный план

познавательного развития

через нетрадиционные игры с песком и водой

«Волшебный мир песка и воды»

Группы раннего возраста «Сказка»

Октябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

«Знакомство с песком»

1.Знакомить детей со свойствами

песка (сухой – сыплется, влажный -

лепится).

2. Побуждать действовать совком и

формочкой.

3.Развивать воображение.

Ёмкость

с

песком,

вода,

совки,

формочки

разной

величины и формы, игрушки.

2

«Знакомство с водой»

1. Закреплять знание свойств воды.

2. Побуждать, на ощупь, определять

свойства воды: тёплая, холодная.

3. Активизировать словарь: тёплая,

холодная, водичка, уточка, рыбка.

4.Развивать

внимательность

и

тактильное восприятие.

Емкость с водой, игрушка,

лейка,

3

«Готовим торт с

бабушкой Капой»

1.Закреплять умение действовать

совком и формочкой.

2. Развивать воображение,

творчество детей, разговорную речь

3. Побуждать угощать друзей,

заботиться о них.

Ёмкость с песком, вода,

совки, формочки,

разноцветные камешки, для

украшения изделия.

4

«Достань игрушку»

1. Развивать целеустремлённость,

ловкость, координацию движений

кистей рук.

2. Вызывать радость от

совершаемых действий.

3. Побуждать называть предмет и

его величину.

Ёмкость

с

тёплой

водой,

игрушки

разной

величины,

которые тонут в воде.

Ноябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

«Солнышко для

друга» (объёмная

постройка

«Солнышко»)

Развитие эмпатии, учить

использовать цветные палочки,

изучая цвета.

Цветные палочки,

Разноцветные камешки.

2

«Поймай шарик»

1. Учить пользоваться черпаком для

вылавливания шарика из воды.

2. Развивать ловкость и

целеустремлённость.

3. Развивать речь: поймал шарик,

ловил сачком, жёлтый шарик.

Ёмкость с тёплой водой,

черпаки с вертикальной

ручкой (сачки), шарики.

3

«Необыкновенные

следы»

1.Развитие тактильной

чувствительности, воображения.

Ёмкость с песком, формочки

для песка «Следы».

4

«Наливаем-выливаем»

1. Учить, аккуратно переливать

воду из одной ёмкости в другую.

2. Развивать ловкость, внимание,

координацию движений рук.

3. Развивать умение

последовательно выполнять работу

Баночки, стаканчики разного

размера, формы, ёмкость с

водой.

Декабрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1.

«Варежки-

ладошки».

1. Развитие умения работать по

образцу.

2,Воспитывать положительное

отношение к элементарной

экспериментальной деятельности.

Ёмкость с песком. Разные

формочки для песка, материал

для оформления

2.

«Пейте куклы вкусный

сок».

1. Выявить свойство воды и красок,

способность красок растворяться в

воде и изменять её цвет.

Акварельные краски,

кисточки, прозрачные

пластиковые стаканы с водой.

3.

«Строим горку для

снеговика»

1.Развивать фантазию,

сообразительность,

2. Воспитывать положительное

отношение к элементарной

экспериментальной деятельности.

Ёмкость с песком, капсулы от

киндер сюрпризов, маленькие

машинки- грузовики, снеговик

– форма и игрушка снеговик.

4.

«Пенный замок»

Познакомить с тем, что при

попадании воздуха в каплю мыльной

воды образуется пузырь, затем пена.

Мелкая ёмкость с мыльной

водой, соломинки, резиновая

игрушка.

Январь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

«Налей воду через

воронку»

1. Учить, аккуратно наливать воду в

бутылку (банку) через воронку.

2. Активизировать словарь:

наливаю, лью, зачерпнула, кружка,

воронка.

3.Развивать координацию движений

кистей рук, ловкость,

внимательность.

Ёмкость с водой,

пластмассовые кружки,

бутылочки (банки), воронки.

2

«Следы на песке»

1. Побуждать детей рисовать

пальчиками, палочками на песке.

2. Побуждать рассказывать, что

нарисовали.

3. Развивать разговорную речь.

4. Развивать мелкую моторику

кистей рук.

Поднос с песком , палочки,

печатки, машинки.

3.

«Поймай рыбку в

пруду»

1. Развивать целеустремлённость,

терпеливость, координацию

движений рук и мелкую моторику.

2. Вызывать радость от результата.

3.Побуждать называть цвет рыбки.

Ёмкость с тёплой водой,

рыбки разного цвета, сачки

(удочки).

4.

«Печём куличики»

1. Закреплять знание детей об

особенностях сухого и мокрого

песка, об изменчивости формы.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3.Побуждать использовать в речи

слова: сухой - мокрый, много-мало

песка.

Ёмкость с песком, леечка с

водой, формочки поднос,

шишки.

Февраль

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1.

«Тонет – не тонет»

1. Использовать игровую ситуацию.

2. Закреплять понятия: лёгкий,

тяжёлый; качество предметов.

3. Развивать любознательность.

Ёмкость с водой, набор

предметов из различного

материала (дерево, железо,

резина, пластмасс)

2.

«Норки для мышки»

1. Закреплять умение действовать

совком.

2.Развивать координацию движений

рук.

Ёмкость с песком, игрушки:

мышки, котята; совки.

3. Вызывать интерес к игре с

использованием игровой ситуации,

общению друг с другом.

3.

«Волшебный фонтан»

Закрепить знания о свойствах воды –

льётся, можно процедить через

сачок. Дыхательная гимнастика.

Создание положительных эмоций.

Емкость с водой, сачок,

ситечко, игрушечный

дуршлаг, мелкие игрушки.

4.

«Узоры на песке»

Закрепление знаний о сенсорных

эталонах, установление

закономерностей.

Ёмкость с песком, разные

фигурные формочки.

Март

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

«Спрячь игрушки»

1. Формировать умение определять

количество предметов на основе

слухового, тактильного восприятия.

2. Побуждать прятать и находить

игрушки в песке.

Ёмкость с песком, игрушки,

природный материал

(каштаны, орехи,….).

2

«Волшебная губка»

1. Познакомить детей со свойствами

губки: собирает, держит воду.

2. Побуждать аккуратно переносить

воду при помощи губки.

3. Развивать терпеливость и

целеустремлённость.

Ёмкость с водой. Лейка, 2

тарелки, поднос, губка.

3

«Заборчик для утят»

1. Побуждать сгребать песок с 2-х

сторон руками, уплотнять,

постепенно подстраивая заборчик в

длину.

2. Развивать координацию движений

и мелкую моторику кистей рук.

3.Использовать игровую ситуацию.

Ёмкость с песком, поднос;

атрибуты для постройки:

полянка, кустики,…; утята.

4

«Мыльные пузыри»

1. Развивать понятие о свойствах

воды и различных материалов.

2. Развивать произвольное дыхание

в естественной и увлекательной

форме.

3. Побуждать использовать в речи

слов: летит, прозрачный, лёгкий,

пузырь.

4. Вызывать у детей радость и

эмоции летящим пузырям.

Ёмкость с водой. Мыльница

(любая мисочка), мыльный

раствор, трубочки,

соломинки.

Апрель

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1.

«Дорожка»

(соревнование)

1. Развивать игровую деятельность с

песком и камешками.

2. Формировать устойчивый мотив к

активной совместной деятельности.

3. Развивать воображение.

4. Продолжать знакомить детей со

свойствами камней.

Ёмкость с песком. Песок,

подносы, камешки, Зайчик,

кустики, деревья, палочки.

2.

«Море”

1.Познакомить с обитателями моря.

2. Побуждать к игровой ситуации.

Разноцветные большие и

маленькие камушки, ситечко,

игрушки – обитатели моря).

3.

«Инсценировка

«Колобок»»

1. Развивать мелкую моторику

пальцев и координацию рук.

2. Побуждать к игровой ситуации.

3. Развитие тактильной

чувствительности, зрительного

восприятия, образного мышления,

произвольности.

Ёмкость с песком, герои

сказки «Колобок»

4.

«Соревнование

кораблей»

1. Развивать целеустремлённость,

терпеливость, координацию

движений рук и мелкую моторику.

2. Вызывать радость от результата.

Ёмкость с водой. Трубочки.

Май

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

1

«Аппликация на песке»

1. Побуждать рисовать пальчиками

на песке, а затем выкладывать

контур рисунка различным

материалом.

2. Развивать творчество и

воображение.

3. Побуждать детей рассказывать,

что нарисовали и чем выложили

свой рисунок.

Ёмкость с песком, камешки,

палочки, крышки.

2

«Кораблики»

1. Использовать игровую ситуацию.

2. развивать ловкость, произвольное

дыхание (дуть на кораблик).

3. развивать словарный запас:

кораблик, на воде, плывёт, дует…..

Ёмкость с водой, кораблики

бумажные, дощечки.

3

«Необыкновенный

узор»

1. Побуждать рисовать на мокром

песке сухим.

2. Развивать мелкую моторику и

координацию движений кистей рук.

3. развивать воображение.

4.вызывать желание ещё раз

нарисовать узор.

Ёмкость с песком, поднос,

лейка с водой, ёмкость с

сухим песком.

4

«

Моем трубочиста»

Попросите малыша вымыть

испачканную куклу. Называйте

части тела, которые надо вымыть:

«А теперь вымой ей ножку,

посмотри, как она испачкалась», и т.

д. Губку можно намылить, обратите

внимание ребёнка на то, как

скользит в руках намыленная кукла.

Небольшая пластмассовая или

резиновая кукла, поролоновая

губка

Используемая литература:

1.

Методическая литература. 1.Айрих О.А.« Эмоциональное

развитие детей» - Волгоград: Учитель, 2011.

2.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-

экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».- Изд. 2-е.-

Волгоград: Учитель, 2015.

3.

Павлова О. В. «Художественное творчество»

4.

Цимбалюк С.В. «Игры с песком и водой с детьми

дошкольного возраста» Работа по самообразованию воспитателя

группы раннего возраста. »- Изд. 3-е.- Москва:Сатурн,2014.



В раздел образования




Яндекс.Метрика