Напоминание

Особенности методов обучения на уроках ОРКСЭ учебный модуль «Основы светской этики»


Авторы: Локтева Вера Сергеевна, Вера Сергеевна Локтева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 390
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности методов обучения на уроках ОРКСЭ учебный модуль «Основы светской этики»
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Локтева Вера Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 390 Красносельского района г.Санкт-

Петербурга

Населенный пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: статья

Тема: Особенности методов обучения на уроках ОРКСЭ

учебный модуль «Основы светской этики»

Дата публикации:22.03.2021

Раздел:полное образование

Введение……………………………………………………………….2стр.

1.1 Задачи ОРКСЭ модуль «Светская этика»в области развития личности

обучающегося:……………...…………………………………………2стр.

2.Особенности методов обучения….………………………………..4 стр.

2.1 Формы и виды учебной деятельности ………………………… 6 стр

2.2 Методики преподавания курса………….………………………...8стр

2.3 Внеурочная работа в рамках изучения курса …………………..10стр.

3. Требования к учителю по преподаванию курса ОРКСЭ модуля «Светская

этика»………………………………………………………………….12стр.

Заключение……………………………………………………………15стр

Список литературы……………………………………………………17стр

Приложение…………………………………………………………....18стр

Тема : Особенности методов обучения на уроках ОРКСЭ

учебный модуль «Основы светской этики»

Введение

В современном мире постоянно возрастает степень интеграции на различных

уровнях (экономическом, политическом, культурном), всё большее значение

приобретают проблемы межэтнического, межконфессионального и

межкультурного взаимодействия. От степени эффективности решения этих

проблем зависит мирное сосуществование и межкультурное сотрудничество

людей различных социальных общностей и групп, что особенно актуально

для нашего многонационального народа. Для того чтобы идеи

конструктивного мультикультурализма возобладали в современном

российском обществе, необходимо сделать их неотъемлемой составляющей

мировоззрения большинства россиян культурная политика государства

направлена на повышение гражданского самосознания россиян, их

готовности к активному участию в процессах общественного развития. На

наш взгляд, одним из необходимых условий для реализации данной

концепции является формирование в обществе атмосферы позитивного

восприятия различных культурных и религиозных традиций, в которой

будущий полноправный гражданин Российской Федерации должен

нравственно и интеллектуально развиваться, начиная с детского возраста.

Созданию такой атмосферы и формированию необходимых для этого качеств

личности школьника должно способствовать изучение курсов ОРКСЭ на

ступени начального общего образования.

Основная образовательная задача начальной школы — формирование у

обучающегося основ целостного, системного представления о мире в

единстве, взаимообусловленности его природного, социального,

экономического, культурно-исторического, духовного, эстетического

измерений, конструктивного, нравственного отношения к людям, обществу,

природе, образованию и труду, первоначальное осознание обучающимся

возможностей своего деятельного участия в совершенствовании

окружающего мира и себя в нем.

Решению этой задачи должен быть подчинен курс ОРКСЭ. В начальной

школе он имеет пропедевтический характер, вводит обучающихся в

определенную, избранную религиозную традицию или предоставляет

условия для духовно-нравственного развития на внеконфессиональной,

общегражданской основе

ОРКСЭ в начальной школе вводит ребенка не только в определенную

традицию нравственной, духовной жизни человека, но, посредством ее, в

культуру многонационального, многоконфессионального народа России.

Основное время в программах ОРКСЭ отводится на изучение избранного

модуля, при этом целесообразно предусмотреть возможность знакомства

обучающихся с содержанием других модулей и результатами их освоения

одноклассниками. На этих занятиях дети должны общаться друг с другом,

рассказывать одноклассникам о содержании изучаемой ими религиозной

культуры или светской (гражданской) этики, обсуждать общие темы, решать

учебные межпредметные задачи с учетом содержания разных модулей

ОРКСЭ.

1.1 Задачи ОРКСЭ модуль «Светская этика»в области развития личности

обучающегося:

Важнейшей задачей для современной российской школы является

формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях

многонационального государства выступает гарантом межнациональной

стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной

стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы

религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской

этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования, существенной характеристикой

которого являются требования к личностным результатам, обеспечивающим

готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной,

профессиональной самореализации и социализации в будущем.

В целом задачи ОРКСЭ в области развития личности обучающегося

включают:

Формирование российской гражданской и культурной идентичности,

воспитание патриотизма, ответственности за настоящее и будущее

Отечества;

Формирование готовности к духовно-нравственному развитию в течение

всей жизни;

Усвоение содержания православной, исламской, буддийской, иудейской

культур и светской этики (по выбору обучающегося, родителей (законных

представителей) несовершеннолетнего обучающегося);

Осознанное принятие нравственных ценностей, идеалов и норм поведения,

хранимых традиционными религиями России, светской этикой,

культурами российских народов;

Понимание значения нравственности, духовности, веры, религии в жизни

человека, семьи и общества;

Понимание роли традиционных религий в историческом развитии

российского государства и общества, российской культуры и культур

народов России;

Приобретение опыта конструктивного социального поведения, решения

личностных и социально значимых проблем на основе традиционных

нравственных ценностей;

Педагогическая, духовно-нравственная поддержка успешной

социализации обучающихся.

В области социальных отношений:

Позитивное влияние средствами ОРКСЭ, как важного компонента системы

духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения, на

отношения семьи и школы, духовную атмосферу внутрисемейных

отношений, повышение педагогической культуры родителей;

Понимание мировоззренческих и культурных особенностей

представителей традиционных религий в России, людей,

придерживающихся нерелигиозных нравственных норм; формирование

готовности вести с ними диалог, достигать взаимопонимания и

сотрудничества;

Формирование у граждан представления об общей исторической судьбе

народов России через организацию средствами образования

межконфессионального диалога, диалога религиозного и нерелигиозного

содержания российской культуры в истории и современности;

В области общественно-государственных отношений:

Консолидация российского общества за счет актуализации в

общественном сознании базовых национальных ценностей, традиционных

духовных идеалов и социальных приоритетов;

Укрепление межконфессиональных и межнациональных отношений;

Укрепление доверия граждан к государству, традиционным религиозным

организациям.

Конкретно модуль «Основы светской этики» призван воспитывать

патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине

России, готовить юных

граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите

Отечества. На уроках светской этики формируются семейные ценности и

традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном

отношении к родителям, родственникам, старшим. Происходит

формирование у детей первичных представлений о культуре семейных

отношений. Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и

настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян.

Следует обратить внимание учеников на то, что основной труд школьника

это его ответственная и добросовестная учеба.

2.Особенности методов обучения

Светский характер образования в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях Российской Федерации означает следующее :

1) организационно-правовая независимость государственных и

муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций.

Разделение полномочий и функций органов государственной власти и

религиозных организаций в сфере образования, в том числе при реализации

углубленного изучения религий в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях с участием религиозных организаций;

2) право обучающихся (воспитанников), педагогических работников и

других участников образовательного процесса на свободу совести и

вероисповедания, свободный выбор и выражение своих взглядов и

убеждений;

3) отсутствие государственной религии или нерелигиозной идеологии,

обязательной для изучения всеми обучающимися (воспитанниками);

добровольный характер углубленного изучения какой-либо религии или

нерелигиозной идеологии;

4) обязанность разработчиков содержания образования учитывать

разнообразие мировоззренческих подходов в российском обществе.

Представление учащимся знаний о религии в инвариантном компоненте

общего образования не может проводиться только с позиций критического

или апологетического подходов;

5) обязанность органов управления образованием создавать условия,

способствующие защите и развитию в системе образования традиций и

ценностей российской культуры, региональных и этнических культур и

традиций народов Российской Федерации.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,

национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,

учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать

реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений,

обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и

развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе

духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об

основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о

нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой

религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин

(модулей) в области теологии, привлекаются соответствующие

централизованные религиозные организации.

6 «Изучаемый же в рамках школьной программы предмет «Основы

религиозных культур и светской этики» не является религиозным

образованием, а имеет культурологическую направленность «в целях

формирования и развития личности в соответствии с семейными и

общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Естественно возникает ряд вопросов -каковы основные принципы

преподавания курса? Они должны носить- светский характер и

культурологический подход. А самое главное должно быть преобладание

воспитательного аспекта. Акцент на активных (интерактивных) формах

преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности

сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него

повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога,

личного неравнодушия и заинтересованности.

Следующее. В чём воспитательная составляющая данного курса?

Освоение курса должно обеспечить:

· понимание духовности, нравственности, морально ответственного

поведения для жизни человека, семьи, общества;

· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни

человека, семьи, общества;

· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их

представителям;

· формирование первоначального представления об отечественной

религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального

многоконфессионального народа России;

· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество,

семья, религия;

· укрепление духовной преемственности поколений.

2.1 Формы и виды учебной деятельности.

Задачи модуля Учебного курса ОРКСЭ «Основы светской этики»:

1.

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для

достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к

нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,

понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье

и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике,

о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности

России; об исторической роли традиционных религий в становлении

российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

3.

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и

вероисповедания, духовных традициях народов России; становление

внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Курс ОРКСЭ носит культурологическую направленность, его преподавание

не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы

религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников

с нравственно-культурологическими основами традиционных для России

религий. Учитывая поликультурный и поликонфессиональный характер

российского общества, учебный предмет «Основы религиозных культур и

светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:

1) основы православной культуры;

2) основы исламской культуры;

3) основы буддийской культуры;

4) основы иудейской культуры;

5) основы мировых религиозных культур;

6) основы светской этики.

Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.

Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов

толерантности, уважения к различным религиозным традициям.

Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное

воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических

ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской

этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий

направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность,

милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная

составляющая курса, развитие представлений младшего подростка о

значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали,

формирование у младших школьников ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие

отечественной истории и культуры; развитие способностей младших

школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и

поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

общественного мира и согласия.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных

методов обучения:

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования

теоретических и фактических знаний, а их применение способствует

развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы

личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного

мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и

формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы,

применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и

способствует совершенствованию умений практической деятельности в

конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и

познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития

наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с

преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и

будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании

при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность

учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для

получения обучающимися новых знаний и совершенствования

универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в

практической деятельности, исключит формальный подход и механическое

усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы работы:

работа в паре

индивидуальная

групповая

самостоятельная

2.2 Методики преподавания курса

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению

содержания курсов, могут быть выделены следующие методы: метод

моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский

метод, проектирование. В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут

быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на

творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор

определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее

важные выводы, также к эвристическим методам добавляются элементы

исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по

наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших

классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к

организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем,

которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника).

Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание

происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области

проектной деятельности учащихся. Большое внимание на каждом уроке,

занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного

материала.

Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий

организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки

обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет

использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных

пособий на печатной основе учителю предлагается электронное

сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы,

фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, (просмотр видеоматериала в

4 классе- 15-20 мин, а также предусматривается физкультминутки и

упражнения для глаз, табл.,оригинальные документы, произведения

художественной литературы и т.п. К наиболее предпочтительным формам

учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и

светской этики» относятся: взаимные вопросы и задания групп,

взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация).

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной

деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса,

являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов,

использование информационно-коммуникационных технологий. Задания на

дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской

этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.

Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4

поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном

планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении

изучения курса. В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация

итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты

могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию

приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают

возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой,

деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют

оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь

курс.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для

развития учащихся только при условии существования в классе

благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и

заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом

собственной учебной деятельности. Методическое обеспечение курса

позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную,

групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и

индивидуальную. К коллективным формам внеурочной деятельности можно

отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными

людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило,

принимают участие целые классы (параллели классов). Групповые формы

внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и

регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии,

экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры,

диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35

обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность

каждого участника. В рамках индивидуальной внеклассной работы

школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную

тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная

работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы

организации внеурочной деятельности призваны решать задачи

нравственного, морально-этического воспитания.Контроль возможен

обычными приемами и через тесты. Пример.

Тесты Тема 1. «Россия – Родина моя».

Задание 1.Подбери синонимы к слову «Родина»:____________

Задание 2. Подберите однокоренные слова к слову «Родина»

Родина,__________________

Задание 3. Заполни пропуски в предложениях.

Моя Родина___________________

Столица моей Родины___________

Задание 4. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У

каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди каких

национальностей живут в России? Запиши.

Люди каких национальностей живут в твоем крае? Подчеркни.

Также пример оценивания на ступени начального общего образования

Первоначальные системные представления о светской этике,

традиционных религиях (по выбору обучающихся и их родителей (лиц,

замещающих родителей);

Знакомство с основным содержанием других модулей ОРКСЭ;

Понимание значения нравственности, духовности, веры, религии в жизни

человека, семьи и общества;

Первоначальные знания о традиционной духовно-нравственной культуре

своей семьи, народа;

Сформированность основ ценностного отношения к традиционной

духовно-нравственной культуре своей семьи и народа.

Понимание взаимосвязи содержания ОРКСЭ с содержанием предметов

«окружающий мир», «литературное чтение», ИЗО, «музыка» в рамках

первоначального целостного представления о российской истории и

культуре;

Сформированность ценностных основ российской гражданской

идентичности, включающих базовые национальные ценности: Россия,

Отечество, родной край, семья, патриотизм, традиционные религии,

образование, труд;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных

религий в становлении российской государственности;

Сформированность основ уважительного отношения к согражданам вне

зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

2.3 Внеурочная работа в рамках изучения курса.

Обязательными условиями воспитания духовно-нравственной личности

младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской

этики» выступают: организация работы со средствами духовно-

нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во

внеучебной деятельности; практическая деятельность, направленная на

формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви,

бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к

учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и

светской этики» .Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию

познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико.

Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить

наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную

деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов,

мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное

мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения

кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более

глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания Работа с

родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы

религиозных культур и светской этики» Учебный курс «Основы религиозных

культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие

возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в

учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в

вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению

семьи. Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»

должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую

можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная

задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество,

предполагаемый результат – мотивация и стимулирование

заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения

содержания курса их детьми. После изучения первой части программы для

констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и

предоставления родителям возможности контроля процесса обучения

желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие

сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем

понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных

образовательных результатов. Многие виды деятельности, рекомендуемые в

рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей

семьи с целью получения информации, например, выполнение таких

пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе,

подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать

большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала

для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые

места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные

святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать

фотографии или фрагменты видеофильмов. При изучении тем, связанных к

бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей

учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как

отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые

блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко

индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в

классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом

взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных

понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин.

Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные

команды взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-

исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и

семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не

сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Родители и

члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое

мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской

этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и

участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к

внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий,

праздников и т.д.

Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом

предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения,

информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный

праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению

родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах. На уроках этики

учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и

порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и

доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость,

правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При

изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в

ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Изучая основы

светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много

полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении

в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом

другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным

и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения

учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам

интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития

этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о

происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы,

хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит

младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в

основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры

поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная

социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах

поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в

обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом

уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера,

которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в

последующей жизни. У учеников формируется положительное,

доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к

духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять

в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с

этим важен деятельный подход в обучении, проявление активности и

самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо

соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для

эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту

задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях

сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом.

Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с

разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения

светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-

коммуникативные.

3. Требования к учителю по преподаванию курса ОРКСЭ модуля «Светская

этика».

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных

друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы

иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы

светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую

завершённость по отношению к установленным целям и результатам

обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по

предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный

учебный компонент.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики» (34 часа)

достаточно подробно разобран в рабочих программах.

Исходя из этого, особенно актуально, чтобы современный учитель понимал,

зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской

этики и основы духовно-нравственной культуры народов России в школе,

что является содержанием данных предметов, как можно рассматривать

факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и

мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного

школьного обучения. При этом особое внимание следует уделять реализации

принципов культурологического подхода: личностная мировоззренческая

позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании

предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного

отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления»,

«ненавязывания» своего собственного мировоззрения или подачи материалов

школьного курса с позиции доминирующего собственного отношения к вере.

Необходимым условием функционирования духовно-образовательной среды

является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов

работы, исключающее монолог учителя. Не менее важную методическую

функцию могут выполнить использование на уроке выдержек из биографий

религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты,

трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и активных

деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых

сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные

игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных

носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование. На занятиях

может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться

демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На

уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно

из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый

термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее

определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного

запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им

только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще

можно исключить, без ущерба для понимания – манера объяснения, лекции,

беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой,

артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы,

рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно

предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности

драматизировать изложение материала. Качество воспроизведения видео и

аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически

совершенным. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений,

которые будут демонстрироваться в курсах ОРКСЭ , непривычен и

малопонятен для большинства школьников. Полезно и эффективно

использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных

целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее,

если дополнить его впечатлениями от осмотра храма. В ходе такой мини–

экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и

устройстве. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым

сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная

или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть

максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки по курсу могут

проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических

памятников. Региональный краеведческий компонент будет способствовать

решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного

отношения к старине, отечественному религиозному и культурному

наследию. Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде

обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного

пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает

эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы

взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к

другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы

имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их

свободного перемещения в аудитории. При работе с младшими школьниками

(учащимися 4 классов), следует особенно учитывать психологический

фактор. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и

излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной

заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию

участниками образовательного процесса ценности других людей. В процессе

духовно-нравственного развития во внеучебное время применяются

различные методы. Выбор методов зависит от программы

духовнонравственного развития и воспитания на ступени начального общего

образования как составной части образовательной программы школы,

содержания воспитательной деятельности и её направленности. В духовно-

нравственном образования учащихся начальных классов весьма актуальным

является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у

них действенных нравственных чувств. В этом плане в 104 школе с детьми

необходимо проводить различные мероприятия: беседы на этические темы,

чтение художественной литературы, обсуждение положительных и

отрицательных поступков детей. Большую работу члены педагогического

коллектива должны проводить с родителями, которые могут

непосредственно участвовать почти во всех внеклассных и внешкольных

мероприятиях. Так в начальной школе изучение курса «Основы религиозной

культуры и светской этики» требует, чтобы методика преподавания и формы

взаимодействия с родителями должны быть максимально деликатными и

тактичными.

При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды

учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют

важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

• понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является

непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития

человечества, что уважение его является фактором развития

демократических и гражданско-правовых основ жизни российского

общества;

• понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих

равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-

конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения

должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила

нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

• потребность в общении с представителем иной религиознокультурной

традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

• мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих

реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов

породившей их религиозно-культурной традиции;

• стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций,

навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта,

толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

• определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента

исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального,

гражданского сообщества;

• осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в

мероприятиях по социальному проектированию и улучшению

3 Заключение.

Результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

учебный модуль «Светская этика»

Обучение по программе модуля «Основы светской этики» направлено на

достижение следующих личностных, метапредметных и предметных

результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии

культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к

истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и

свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие

начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы

из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить

соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом

характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами

коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результатаы:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,

нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных

традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной

культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Завершение изучения курса предусматривает подготовку и презентацию

творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть

как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов

приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают

возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но

уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации

проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с

основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях

России от своих одноклассников.

Данная статья , в силу ограниченного объёма, безусловно, не в состоянии

осветить все аспекты теории и методики преподавания курсов ОРКСЭ

модуля «Светская этика», но оно может дать ответы на некоторые

практические вопросы учителей, чей опыт преподавания духовно-

нравственных дисциплин незначителен..

Список литературы

1.

«Основы светской этики» 4-5 класс, М.: Просвещение, 2012.

2.

Электронное пособие «Основы светской этики»

3.

Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические

рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций /

Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение,

2013.

4.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителей / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:

Просвещение, 2014.

5.

Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в

основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций /

Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014.

6.

Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных

группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014.

Приложение

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

(4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год)

Основы

православн

ой

культуры

Основы

исламской

культуры

Основы

буддийс

кой

культур

ы

Основы

иудейской

культуры

Основы

мировых

религиозн

ых

культур

Основы

светской этики

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни

человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16

часов)

Урок 2.

Урок 2.

Урок 2.

Урок 2.

Урок 2.

Урок 2.

Введение в

православну

ю духовную

традицию.

Особенност

и

восточного

христианств

а. Культура

и религия.

Введение в

исламскую

духовную

традицию.

Культура и

религия.

Ведение

в

буддийс

кую

духовну

ю

традици

ю.

Культур

а и

религия.

Введение в

иудейскую

духовную

традицию.

Культура и

религия.

Культура и

религия.

Культура и

мораль. Этика и

ее значение в

жизни человека.

Урок 3.

Священное

Писание.

Урок 3.

Пророк

Мухаммад –

образец

человека и

учитель

нравственно

сти.

Жизнеописа

ние.

Урок 3.

Будда и

его

учение.

Урок 3.

Тора –

главная

книга

иудаизма.

Сущность

Торы.

«Золотое

правило

Гилеля».

Урок 3.

Культура и

религия.

Урок 3. Род и

семья – исток

нравственных

отношений в

истории

человечества.

Урок 4.

Священное

Писание и

Священное

Предание.

Урок 4.

Пророк

Мухаммад –

проповедни

ческая

миссия.

Урок 4.

Будда и

его

учение.

Урок 4.

Письменная

и Устная

Тора.

Классическ

ие тексты

иудаизма.

Урок 4.

Возникнов

ение

религий.

Древнейши

е

верования.

Урок 4.

Ценность

родства и

семейные

ценности.

Урок 5. Во

что верят

православн

ые

христиане.

Урок

5. Прекрасн

ые качества

Пророка

Мухаммада.

Урок 5.

Буддийс

кий

священн

ый

канон.

Урок 5.

Патриархи

еврейского

народа.

Урок 5.

Возникнов

ение

религий.

Религии

мира и их

основатели

.

Урок 5.

Семейные

праздники как

одна из форм

исторической

памяти.

Урок 6. Что

говорит о

Урок

6. Священн

Урок 6.

Буддийс

Урок 6.

Евреи в

Урок 6.

Священны

Урок 6. Образцы

нравственности

Боге и мире

православна

я культура.

ый Коран и

Сунна как

источники

нравственно

сти.

кий

священн

ый

канон.

Египте: от

Йосефа до

Моше.

е книги

религий

мира:

Веды,

Авеста.

Трипитака.

в культурах

разных народов.

Урок 7. Что

говорит о

человеке

православна

я культура.

Урок 7.

Общие

принципы

ислама и

исламской

этики.

Урок 7.

Буддийс

кая

картина

мира.

Урок 7.

Исход из

Египта.

Урок 7.

Священны

е книги

религий

мира: Тора,

Библия,

Коран.

Урок 7.

Нравственный

образец

богатыря.

Урок 8.

Христианск

ое учение о

спасении.

Урок

8. Столпы

ислама и

исламской

этики.

Урок 8.

Буддийс

кая

картина

мира.

Урок 8.

Получение

Торы на

горе Синай.

Урок 8.

Хранители

предания в

религиях

мира.

Урок 8.

Дворянский

кодекс чести.

Урок 9.

Добро и зло

в

православно

й традиции.

Урок

9. Исполнен

ие

мусульмана

ми своих

обязанносте

й.

Урок 9.

Добро и

зло.

Урок 9.

Пророки и

праведники

в иудейской

культуре.

Урок 9.

Человек в

религиозн

ых

традициях

мира.

Урок 9.

Джентльмен и

леди.

Урок 10.

Христианск

ая этика.

Заповеди

блаженства.

Урок

10. Обязанн

ости

мусульман.

Урок 10.

Ненасил

ие и

доброта.

Урок 10.

Пророки и

праведники

в иудейской

культуре.

Урок 10.

Священны

е

сооружени

я.

Урок 10.

Государство и

мораль

гражданина.

Урок 11.

Христианск

ая этика.

Золотое

правило

нравственно

Урок

11. Обязанн

ости

мусульман.

Урок 11.

Любовь

к

человек

у и

ценност

Урок 11.

Храм в

жизни

иудеев.

Урок 11.

Священны

е

сооружени

я.

Урок 11.

Образцы

нравственности

в культуре

Отечества.

сти. Любовь

к ближнему.

ь жизни.

Урок 12.

Христианск

ая этика.

Добродетел

и и страсти.

Отношение

к труду.

Урок

12. Обязанн

ости

мусульман.

Урок 12.

Милосе

рдие и

сострада

ние.

Урок 12.

Назначение

синагоги и

ее

устройство.

Урок 12.

Искусство

в

религиозно

й культуре.

Урок 12. Мораль

защитника

Отечества.

Урок 13.

Христианск

ая этика.

Долг и

ответственн

ость.

Милосердие

и

сострадание.

Урок

13. Обязанн

ости

мусульман.

Урок 13.

Отноше

ние к

природе

.

Урок 13.

Суббота

(Шабат) в

иудейской

традиции.

Субботний

ритуал.

Урок 13.

Искусство

в

религиозно

й культуре.

Урок 13.

Порядочность.

Интеллигентнос

ть.

Урок 14.

Спаситель.

Жертвенная

любовь.

Урок

14. Для чего

построена и

как

устроена

мечеть.

Урок 14.

Буддийс

кие

святые.

Будды.

Урок 14.

Молитвы и

благословен

ия в

иудаизме.

Урок 14.

Добро и

зло.

Возникнов

ение зла в

мире.

Понятие

греха,

раскаяния

и

воздаяния.

Рай и ад.

Урок 14.

Трудовая

мораль.

Нравственные

традиции

предпринимател

ьства.

Урок 15.

Спаситель.

Победа над

смертью.

Урок 15.

Мусульманс

кое

летоисчисле

ние и

календарь.

Урок 15.

Семья в

буддийс

кой

культур

е и ее

ценност

и.

Урок 15.

Добро и

зло.

Урок 15.

Добро и

зло.

Возникнов

ение зла в

мире.

Понятие

греха,

Урок 15. Что

значит «быть

нравственным» в

наше время?

раскаяния

и

воздаяния.

Рай и ад.

Урок 16.

Творческие

работы

учащихся.

Урок 16.

Творческие

работы

учащихся.

Урок 16.

Творчес

кие

работы

учащихс

я.

Урок 16.

Творческие

работы

учащихся.

Урок 16.

Творческие

работы

учащихся.

Урок 16.

Творческие

работы

учащихся.

Урок 17.

Подведение

итогов.

Урок 17.

Подведение

итогов.

Урок 17.

Подведе

ние

итогов.

Урок 17.

Подведение

итогов.

Урок 17.

Подведени

е итогов.

Урок 17.

Подведение

итогов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12

часов)

Урок 18.

Православие

в России.

Урок 18.

Ислам в

России.

Урок 18.

Буддизм

в

России.

Урок 18.

Иудаизм в

России.

Урок 18.

Религии

России.

Урок 18. Добро

и зло.

Урок 19.

Православн

ый храм.

Урок 19.

Семья в

исламе.

Урок 19.

Основы

буддийс

кого

учения

и этики.

Урок 19.

Основные

принципы

иудаизма.

Урок 19.

Религии

России.

Урок 19. Долг и

совесть.

Урок 20.

Православн

ый храм и

другие

святыни.

Урок 20.

Нравственн

ые основы

семьи в

исламе.

Урок 20.

Человек

в

буддийс

кой

картине

мира.

Урок 20.

Основные

принципы

иудаизма.

Урок 20.

Религия и

мораль.

Нравствен

ные

заповеди в

религиях

мира.

Урок 20. Честь и

достоинство.

Урок 21.

Православн

ые

Таинства.

Символичес

кий язык

православно

й культуры.

Урок 21.

Нравственн

ые ценности

ислама:

сотворение

добра,

отношение

к старшим.

Урок 21.

Человек

в

буддийс

кой

картине

мира.

Урок 21.

Милосердие

, забота о

слабых,

взаимопомо

щь.

Урок 21.

Религия и

мораль.

Нравствен

ные

заповеди в

религиях

мира.

Урок 21. Смысл

жизни и счастье.

Урок 22.

Христианск

ое искусство

(иконы,

фрески,

церковное

пение, прик

ладное

искусство).

Урок 22.

Нравственн

ые ценности

ислама:

дружба,

гостеприимс

тво.

Урок 22.

Буддийс

кие

символ

ы.

Урок 22.

Традиции

иудаизма в

повседневн

ой жизни

евреев.

Урок 22.

Религиозн

ые

ритуалы.

Обычаи и

обряды.

Урок 22.

Высшие

нравственные

ценности.

Урок 23.

Христианск

ое искусство

(иконы,

фрески,

церковное

пение, прик

ладное

искусство).

Урок 23.

Нравственн

ые ценности

ислама:

любовь к

отечеству,

миролюбие.

Урок 23.

Буддийс

кий

храм.

Урок 23.

Совершенн

олетие в

иудаизме.

Ответствен

ное

принятие

заповедей.

Урок 23.

Религиозн

ые

ритуалы.

Обычаи и

обряды.

Урок 23.

Идеалы.

Урок 24.

Православн

ый

календарь,

его

символическ

ое значение.

Урок 24.

Забота о

здоровье в

культуре

ислама.

Урок 24.

Буддийс

кие

святыни

.

Урок 24.

Еврейский

дом –

еврейский

мир:

знакомство

с историй и

традицией.

Урок 24.

Религиозн

ые ритуалы

в

искусстве.

Урок 24.

Принципы

морали.

Урок 25.

Православн

ый

календарь.

Урок 25.

Ценность

образования

и польза

Урок 25.

Буддийс

кий

календа

Урок 25.

Знакомство

с еврейским

календарем:

Урок 25.

Календари

религий

мира.

Урок 25.

Методика

создания

морального

Почитание

святых.

учения в

исламе.

рь.

его

устройство

и

особенност

и.

Праздники

в религиях

мира.

кодекса в школе.

Урок 26.

Православн

ый

календарь.

Почитание

святых.

Урок 26.

Ценность

образования

и польза

учения в

исламе.

Урок 26.

Праздни

ки в

буддийс

кой

культур

е.

Урок 26.

Еврейские

праздники:

их история

и традиции.

Урок 26.

Праздники

в религиях

мира.

Урок 26. Нормы

морали. Этикет.

Урок 27.

Православн

ый

календарь.

Почитание

святых.

Урок 27.

Праздники

исламских

народов

России: их

происхожде

ние и

особенности

проведения.

Урок 27.

Искусст

во в

буддийс

кой

культур

е.

Урок 27.

Еврейские

праздники:

их история

и традиции.

Урок 27.

Семья,

семейные

ценности.

Урок 27.

Этикетная

сторона

костюма.

Школьная форма

– «за и против».

Урок 28.

Православн

ый

календарь.

Праздники.

Урок 28.

Праздники

исламских

народов

России: их

происхожде

ние и

особенности

проведения.

Урок 28.

Священ

ные

буддийс

кие

сооруже

ния.

Урок 28.

Ценности

семейной

жизни в

иудейской

традиции.

Праматери

еврейского

народа.

Урок 28.

Долг,

свобода,

ответствен

ность,

учение и

труд.

Урок 28.

Образование как

нравственная

норма.

Урок 29.

Христианск

ая семья и

ее ценности.

Урок 29.

Искусство

ислама.

Урок 29.

Отноше

ние к

природе

.

Урок 29.

Ценности

семейной

жизни в

иудейской

традиции.

Урок 29.

Милосерди

е, забота о

слабых,

взаимопом

ощь,

социальны

е проблемы

Урок 29.

Человек – то, что

он из себя

сделал. Методы

нравственного

самосовершенст

вования.

общества и

отношение

к ним

разных

религий.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5

часов) [1]

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального

и многоконфессионального народа России.

Урок 31.

Подготовка

творческих

проектов.

Урок 31.

Подготовка

творческих

проектов.

Урок 31.

Подгото

вка

творчес

ких

проекто

в.

Урок 31.

Подготовка

творческих

проектов.

Урок 31.

Подготовка

творческих

проектов.

Урок 31.

Подготовка

творческих

проектов.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как

я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю

буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение

религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры

(в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами:

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к

России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в

благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и

т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя

гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня

народов России и т.д.).



В раздел образования




Яндекс.Метрика