Авторы: Ненашева Елена Александровна, Ермолаева Кристина Петровна
Должность: воспитатель, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ црр-детский сад № 33
Населённый пункт: г.о. Воскресенск
Наименование материала: «Психокоррекционная сказка» с использованием сенсорного оборудования
Тема: Сказка
Раздел: дошкольное образование
«Психокоррекционная сказка»
с использованием сенсорного оборудования
«Каждый из нас ангел,
но только с одним крылом.
И мы можем летать,
только обнявшись друг с другом»
(Лучано де Кресченцо)
Цели:
1) Снижение общей тревожности, эмоциональная разрядка.
2) Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
3) Обыгрывание глубоко спрятанных в подсознание страхов, беспокойства, агрессии.
1. Знакомство
-Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть, нам очень приятно, что вы пришли
к нам. Надеемся, вам понравится в нашей маленькой, но волшебной стране. Так
давайте вместе будем знакомиться с нашей волшебной страной и изучать ее. Вы
готовы?! Пожалуйста, давайте присядем в круг на волшебную полянку, чтобы мы
могли видеть друг друга и познакомимся. Меня зовут Лена, а это моя подруга
Кристина. Мы очень хотим, чтобы вы тоже стали нашими друзьями. В нашей стране
есть волшебный диск с названием "брейнскан".(включается звукоактивированный
проектор «Брейнскан»1; выключается свет).
Сейчас каждый из вас будет называть свое имя, и увидим, какое оно (называются
имена).
- Молодцы! (включается свет)
2.Знакомство с правилами тренинга
Ребята, так как мы с вами находимся в другой, волшебной стране, здесь есть
определенные правила, которые необходимо выполнять.
(складывается пазл-ангел, заранее подготовленный)
Правило 1 - не перемещаться по комнате без разрешения.
Правило 2 - ничего не трогать без разрешения.
Правило 3 - не перебивать друг друга.
Правило 4 - быть внимательным.
Правило 5 - уважать соседа.
3. Подготовка к прослушиванию сказки
Ребята, а вы знаете, кто такие ангелы?
-Ребята, вы знаете, что каждый из нас ангел?! Мы вам предлагаем взять ангелочков и
написать на них свое имя.
-Молодцы! Какие красивые у нас ангелочки. А ведь они не простые, они светятся.
Давайте посмотрим (выключается свет; включается ультрафиолетовый светильник с
лампой
2
)
А вы слышали когда-нибудь как поют ангелы? Давайте послушаем (звенят
колокольчики-ангелочки)
Это музыка какая? Какие чувства она у вас вызывает? Правильно, ребята, это нежная,
добрая, красивая, ласковая музыка. И мы с вами все нежные, добрые, красивые,
ласковые, но бывает так, что иногда мы сердитые, грустные, упрямые и даже бываем
злюками. Так вот когда вы превращаетесь в таких ангелов-ежиков с колючками
сердитости, злости, упрямства, вспомните, как поет добрый ангел и представьте себя
таким нежным, добрым, красивым, ласковым ангелом. Сейчас я предлагаю вам всем
закрыть глазки, еще раз послушать как поют ангелы, превратиться в ангелов -
пушистиков и мы отправимся в путешествие по нашей волшебной стране в страну
сказок. Вы готовы? Тогда слушайте.
4. Сказка про ангела
(включается музыка)
Жила-была маленькая девочка. На самом деле она была удивительно красива, умна,
весела, но ей казалось, что ее никто не любит, что с ней никто не хочет дружить, да
и родители ее не понимают. Девочка часто ругалась с ребятами, обижала их, много
плакала и мало улыбалась. Она часто злилась на всех, все ее раздражало. Она
считала, что в мире ничего нет прекрасного и удивительного и, что она никогда не
сможет быть счастливой, ведь все вокруг так сильно ее огорчало. Однажды девочке
приснился сон. Она отправилась на прогулку в лес. Она шла, пиная засохшие ветки,
упавшие с деревьев, ругалась на птиц, красиво встречающих ее, ей казалось все таким
некрасивым и противным. Девочка села на пенек и заплакала. Подул сильный ветер,
начался дождь (включается подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза
- Д»
3
; настенный модуль «Солнышко»
4
; зеркальный шар с приводом
5
; прожектор
«Мультицвет» для зеркального шара
6
)
- Пожалуйста, (имя), сядь под тучку. Какие чувства ты испытываешь? Спасибо (имя),
возвращайся в круг (выключается подвесной фибероптический модуль «Разноцветная
гроза - Д»
3
; настенный модуль
«Солнышко»
4
; зеркальный шар с приводом
5
;
прожектор «Мультицвет» для зеркального шара
6
; остается ультрафиолетовый
светильник с лампой
2
).
-Девочке стало еще более обидно. Она плакала и просила помочь ей. Она не знала, где
и кого просить о помощи, но она кричала о помощи. И крик её был услышан.
Чей-то голос во сне произнёс: "Рядом с тобой живёт ангел и он поможет тебе"
(включается
подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза - Д»
3
;
настенный модуль «Солнышко»
4
; остается ультрафиолетовый светильник с лампой
2
).
-(Имя) присядь, пожалуйста, на кресло рядом с солнышком, погрейся в его лучах.
Какие чувства ты испытываешь?Спасибо (имя),возвращайся в круг.
Ангел услышав, что его зовет девочка, очень обрадовался: "Я нужен! Я ей нужен!
Я так счастлив!" — радовался ангел и смотрел на девочку ласково и нежно. Ангел взял
девочку за ручки и она тут же увидела красивое звездное небо (выключается
подвесной фибероптический модуль «Разноцветная гроза - Д»
3
; настенный модуль
«Солнышко»
4
;
включается
настенный
ковер
«Звездное
небо»
7
;
остается
ультрафиолетовый светильник с лампой
2
)
"Посмотри",- сказал ангел. "Это вселенная наших плохих и ненужных эмоций. Пусть
все твои страхи, плохое настроение, вредность, злость и гнев отправятся в далекий
космос и останутся там навсегда". Девочка комкала свои плохие черты ивыкидывала
их в космос (включается настенное панно «Бесконечность»
8
).
-(Имя), я предлагаю тебе выбросить свои плохие эмоции в далекий космос, а чтобы
они не вернулись, волчок - серый бочок будет охранять их (демонстрируется игрушка
волка.) Какие чувства теперь ты испытываешь? Спасибо (имя), возвращайся в круг.
"Скажи мне милая, - сказал ангел, - ты готова стать доброй, нежной,умной,
дружелюбной?!Тогда за мной!"(выключается настенный ковер «Звездное небо»
7
;
настенное панно «Бесконечность»
8
; остается ультрафиолетовый светильник с
лампой
2
).
И
он
быстро
очутились
на
красивой
полянке
(включается
подвесной
фибероптический
модуль
«Разноцветная
гроза
-
Д»
3
;
настенный
модуль
«Солнышко»
4
;
зеркальный
шар
с
приводом
5
;
прожектор
«Мультицвет»
для
зеркального шара
6
). Солнышко согревало своими лучами, касаясь щечек девочки,
словно мама нежно гладило ее по щечкам, дул теплый, легкий ветерок.
"Это самое чудное место, в котором я когда-либо бывала", - сказала девочка.
"Да, это волшебная поляна. Это поляна, на которой растут Деревья - Характеры.
Это дерево с ветвями лжи, жадности, злости, гнева, недоверия, обидчивости,
плаксивости.
Это
дерево
с
ветвями
правдивости,
щедрости,
доброты,
общительности. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как
выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать,
какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки. А какое
дерево выбрала бы ты? Я бы выбрала дерево доброты, - ответила девочка
- (Имя) пойдем со мной на волшебную полянку. А какое дерево выберешь ты?
(выключается зеркальный шар с приводом
5
; остается ультрафиолетовый светильник
с лампой
2
; прожектор «Мультицвет» для зеркального шара
6
; включается детский
зеркальный уголок с пузырьковой колонной
9
)
"Посмотри в это волшебное озеро. Ты видишь себя? Ты добрая умная, нежная,
послушная.
Я желаю тебе быть всегда такой. Ведь если что-то не получается и не удается в
жизни, значит, ты мало стараешься или злые драконы вновь встали на твоем пути.
Тогда ты вспомни, что у тебя есть я и попробуй сделать все возможное, чтобы
удержаться от злости и гнева, а оставаться лишь доброй и умной девочкой.
-(Имя), подойти к волшебному озеру. Там плавают рыбки, которые исполняют
желания. Потрогай колбу, почувствуй энергию этих рыбок. Отдай им свои страхи,
переживания и загадай то, о чем мечтаешь.
Спасибо (имя), возвращайся в круг
(выключается детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной
9
; остается
ультрафиолетовый светильник с лампой
2
;
прожектор «Мультицвет» для
зеркального шара
6
)
5.Обсуждение сказки
-Ребята, вам понравилась сказка?
-О чем она?
(включается
подвесной
фибероптический
модуль
«Разноцветная
гроза
-
Д»;
настенный модуль «Солнышко»; настенный ковер «Звездное небо»)
Сейчас мы вам предлагаем занять то место в комнате, которое вам больше всего
понравилось, посидеть там минутку и помечтать.
6.Упражнение "Волна доброты".
(включается свет, выключается все оборудование сенсорной комнаты)
- Ребята, сейчас я предлагаю вам сесть в круг. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте
глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила, выдох – уверенность и спокойствие.
Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вы говорите себе: «Я
спокоен, уверен в себе, я сильный и мудрый. Свою силу я готов направить на добрые
дела!». Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение волна доброты. Возьмитесь за
ручки и передайте по кругу частичку своей доброты друг другу (сжимая-разжимая
ручки).
8.Итог занятия
- Ребята, мы сегодня с вами научились общаться с ангелами.
Ребята, вы поняли, что ведь в каждом из нас есть ангел, но чтобы взлететь нужно
крепко взяться за руки. Чтобы быть счастливыми, нужно прислушиваться к мнению
своих близких, держать крепко-крепко за руки своих родителей и тогда вы будете
порхать от счастья, словно ангел, летающий вокруг вас
(выключается свет,
включается
ультрафиолетовый светильник с лампой).
На этом наше занятие заканчивается. Из комнаты будет выходить первым тот, кого я
возьму за руку. Но нужно не просто уйти, а нарисовать на песке свое настроение
Использованное оборудование сенсорной комнаты:
№
Название
Описание
1
Звукоактивиро-ваный
проектор «Брейнскан»
Звукоактивиро-ванный проектор светоэффектов.
2
Ультра-фиолетовый
светильник с лампой
Ультрафиолетовый светильник с лампой для подсветки
флуоресцентных материалов.
3
Подвесной
фибероптический
модуль «Разноцветная
гроза - Д»
Декоративный световой модуль на базе оптического
волокна. Несущая платформа выполнена в виде тучки,
из которой идет дождь разноцветных капель. Вспышки
молнии. Размер несущей платформы-тучи: примерно 1,5
х 1м. Подвес к потолку. Интерактивный пульт
управления, позволяющий ведущему или пациенту
вживую управлять светоэффектом: регулировать дождь
и вкл/выкл молнию.
4
Настенный модуль
«Солнышко»
Декоративный световой модуль на базе оптического
волокна. Несущая платформа выполнена в виде солнца с
разноцветными лучами (пучок фибероптического
волокна ).
5
Зеркальный шар с
приводом вращения
При одновременной работе данных приборов возникает
эффект бесконечного множества бликов, напоминающих
падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании
со спокойной музыкой эти блики создают ощущения
сказки, героями которой становятся те, кто находится в
сенсорной комнате. Дополнительный эффект создается
при автоматической смене цвета луча, направленного на
зеркальный шар
6
Прожектор
«Мультицвет» для
зеркального шара
7
Настенный ковер
«Звездное небо»
Большое настенное панно с мерцающими звездами на
фоне темного неба. В ворс темной ткани вплетены
оптические волокна. Кончик нити торчит из ковра.
8
Настенное панно
«Бесконечность»
Иммитация светящегося тоннеля уходящего в
бесконечность
9
Детский зеркальный
уголок с пузырьковой
колонной
В прозрачной колонне высотой 150 см и диаметром 10
см, выполненной из пластика, заполненной водой,
перемещаются вверх, вниз и в стороны фигурки рыбок,
подталкиваемые пузырьками воздуха. Такая колонна -
основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной
комнаты.
10
Световой стол для
рисования песком
Стол с матовой стеклянной столешницей, подсвеченной
снизу.
11
Музыкальный центр и
набор музыкальных
дисков
Набор музыкальных дисков с релаксационной музыкой
и звуками живой природы.
12
Система управления
сенсорной комнаты на
12 каналов
Силовой коммутатор, предназначенный для управления
приборами сенсорной комнаты