Автор: Сургутскова Инна Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Ханты-Мансйиск
Наименование материала: Технолого-педагогический проект развития творческого восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения воспитанников старшего дошкольного возраста «С музыкой и кисточкой в ладошке»
Тема: Технолого-педагогический проект развития творческого восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения воспитанников старшего дошкольного возраста «С музыкой и кисточкой в ладошке»
Раздел: дошкольное образование
Технолого-педагогический проект развития творческого восприятия и
эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения
воспитанников старшего дошкольного возраста
«С музыкой и кисточкой в ладошке»
Пояснительная записка
Одним из основных видов музыкальной деятельности является
слушание
(восприятие)
музыки.
Художественное
восприятие
музыкального образа воспитанниками старшего дошкольного возраста
включает в себя: интерес к музыкальным произведениям, эмоциональную
отзывчивость на выразительность и изобразительность музыкального
образа, музыкальную эрудицию.
Значимость творчества П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А.
Вивальди
известна
всему
миру,
а
знакомство
воспитанников
с
музыкальным наследием этих композиторов начинается уже с детского
сада.
Педагогический
коллектив
нашего
детского
сада
реализует
основную образовательную программу МАДОУ «Детский сад №22
«Планета детства» в соответствии ФГОС дошкольного образования, в
которой
музыкальное
развитие
воспитанников
представлено
в
образовательной области «Музыка». Раздел «Слушание музыки» включает
в себя ознакомление воспитанников с творчеством композиторов –
классиков, в том числе с творчеством П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А.
Вивальди.
Актуальность
1.
Использование
интегрированного
подхода
в
организованной
образовательной
деятельности
(ООД)
развивает
потенциал
самих
воспитанников,
побуждает
к
активному
познанию
окружающей
действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных
связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
2. Форма проведения ООД нестандартна, интересна. Использование
различных видов деятельности в течение ООД поддерживает внимание
воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности образовательной деятельности.
Настроение ребенка дошкольного возраста очень нестабильно – он
радостно смеется, а через минуту уже горько плачет или сердится без
видимых для нас причин.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах современные
дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками стали слишком
замкнутыми и менее отзывчивыми. А ведь общение в значительной
степени обогащает и способствует развитию эмоционально-волевой сферы
человека.
Эти обстоятельства послужили основанием для создания проекта «С
музыкой и кисточкой в ладошке», в основе которого использованы
интегрированные музыкальные занятия, которые способствуют развитию
эмоциональной отзывчивости воспитанников.
Таким образом, при разработке проекта была выдвинута гипотеза,
что использование интегрированного подхода в ООД позволяет повысить
интерес к музыкальным произведениям, музыкальную эрудицию, умение
эмоционально и выразительно передать музыкальный образ в движении и
рисунке.
Цель проекта:
Развитие творческого восприятия и эмоциональной отзывчивости на
музыку П. И. Чайковского, к. Сен-Санса, А. Вивальди и отражение ее в
творчестве (рисунке, танцевальной импровизации, игре на музыкальных
инструментах) у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
обогащать представления воспитанников о жизни П. И. Чайковского,
К. Сен-Санса, А. Вивальди;
продолжать знакомить с музыкой П. И. Чайковского, К. Сен-Санса,
А. Вивальди;
совершенствовать эмоциональное восприятие музыки, создавая
зрительный образ, помогающий ближе проникнуть в содержание
музыки;
развивать способность переносить фантазийный образ на бумагу, в
движении, поэтическом слове, игре на музыкальных инструментах;
способствовать
осознанию,
возможного
синтеза
(музыка
–
литература – живопись);
развивать
эмоциональную
отзывчивость
воспитанников
при
восприятии музыки;
способствовать развитию и закреплению связной речи посредством
описания своих чувств, образов, возникающих при восприятии
музыки;
воспитывать любовь и интерес к классической музыке.
Тип проекта: долгосрочный, творческий
Сроки реализации: сентябрь 2018 – ноябрь 2019
Исполнители основных мероприятий.
1.
Воспитатели группы старшего дошкольного возраста.
2.
Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель по изо
деятельности).
3.
Родители
(законные
представители)
воспитанников
старшего
дошкольного возраста.
Условия реализации:
1.
Педагогическая
технология
реализуется
в
ходе
совместной
деятельности
педагогов
по
изо
деятельности
и
музыкального
руководителя.
2.
Место
и
время
реализации
технологии:
музыкальная
и
интегрированная
ООД,
дидактические
игры
в
самостоятельной
деятельности воспитанников.
3.
Содержание
технологического
проекта:
изучаем
особенности
художественного восприятия воспитанниками музыки П. И. Чайковского,
К. Сен-Санса, А. Вивальди
Этапы реализации:
I.
Подготовительный
II.
Основной
III.
Заключительный
Ожидаемые результаты.
Воспитанники:
Положительная динамика в развитии музыкального восприятия;
Становление музыкальной эрудиции;
Развитие умений художественного восприятия в деятельности;
Развитие творческого воображения, творческих способностей
Родители (законные представители):
Повышение интереса к музыкальной деятельности воспитанников.
Воспитатели:
Активное участие в процессе развития музыкального восприятия
воспитанников;
Проведение интегративной ООД с использованием музыки;
Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры;
Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач
музыкального развития
Музыкальный руководитель:
Организация различных форм прослушивания музыки;
Организация интегративных занятий и вариативная организация
процесса восприятия музыки воспитанниками.
Описание деятельности проекта
Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные
принципы:
Принцип гуманизации представляет собой процесс, направленный на
развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности.
Принцип научности
предполагает подкрепление всех мероприятий,
направленных
на
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
научно-
обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип
комплексности
и
интегративности
решение
задач
эмоционального
развития
и
творческого
восприятия
музыки
воспитанниками старшего дошкольного возраста в системе всего учебно-
воспитательного процесса.
Принцип активности
– участие всего коллектива в поиске новых
эффективных
методов
и
целенаправленной
деятельности
по
эмоциональному развитию и творческому восприятию воспитанников
старшего дошкольного возраста.
Принцип
индивидуального
подхода
предполагает
овладение
воспитанниками
доступными
для
них
знаниями,
учитывая
их
индивидуальные особенности.
Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка. Тесная связь эмоций, слуха, чувства ритма, обнаруживается при
анализе содержания каждой способности. Поэтому, если какая-либо
способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого
развития других. Организация музыкального воздействия осуществляется
с учетом ведущей деятельности ребенка – восприятия музыки.
Принцип
синкретизма
предполагает
взаимосвязь
разных
видов
музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при
объединяющей роли восприятия, исполнения музыки.
Принцип креативности
предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало музыкально-ритмической, познавательной, игровой
деятельности, приобретение ими собственного опыта.
В соответствии с поставленной целью и задачами проекта, мы
определили следующие основные этапы:
Этапы работы.
I.
Подготовительный
изучение
научно-методической
литературы,
анализ
Интернет-
ресурсов по данной теме;
подбор
необходимых
материалов:
музыкальных
произведений,
репродукций, литературных произведений, живописи;
обновление центра по художественно-эстетической деятельности в
группе и в изобразительной студии для творческой деятельности
детей.
Данный проект предполагает участие родителей:
совместное создание фонотеки, видеотеки;
участие в сборе художественной литературы по данной теме
(выдающиеся музыканты, художники, поэты, писатели);
совместные праздники, встречи в музыкально-творческой гостиной;
анкетирование родителей;
совместное с детьми сочинение сказок, историй.
II.
Основной этап – практический (деятельностный)
Основной этап представляет собой занятия (ООД) разделенные на 3
этапа:
1 этап: привлекаем внимание воспитанников к слушанию музыки.
Для привлечения внимания воспитанников к слушанию музыки и
погружению их в процесс музыкального восприятия необходимо:
создать условия для развития интереса к слушанию музыки;
способствовать сосредоточенному и внимательному восприятию
музыкальных произведений;
обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих оттенки
эмоциональных состояний;
активизировать
умение
передачи
эмоционального
состояния
музыкального
образа
через
танцевальную
импровизацию
и
художественный образ.
2 этап: слушаем, анализируем музыку П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А.
Вивальди.
Для этого:
обогащать музыкальный опыт воспитанников;
активизировать художественное восприятие музыкальных средств
выразительности;
развивать творческое воображение при восприятии музыки.
3
этап:
активизируем
стремления
воспитанников
рассуждать
о
музыкальном произведении, создаем условия для выражения ребенком
результатов
музыкального
восприятия
в
деятельности
–
игровой,
художественной-эстетической, двигательной. Третий этап носит в большей
степени
обобщающий
и
закрепляющий
характер.
Основные
виды
деятельности, в которых могут отражаться накопленные впечатления, -
литературное (поэтическое) творчество, изобразительная деятельность,
танцевальная импровизация.
ООД проводились по темам:
1.
В теме «Музыка народов мира» эффективно использование приема
сравнения музыкальных произведений и инструментов, а также средств
выразительности в музыке П. И. Чайковского (элементы итальянской,
немецкой, французской музыки) и современной народной) музыки этих
стран. Воспитанникам очень интересна тема, поскольку ООД строится на
сопоставлении и сравнении старинной и современной музыки. Они с
большим интересом слушают музыку, рисуют костюмы и определяют
характер жителя этой страны, музыку которой прослушали. На этом этапе
можно объединять несколько видов деятельности: воспитанники слушают
музыку и рассматривают произведения живописи, данных стран под музыку,
рисуют.
2.
Тема «Природа дышит утомленьем…» представляет творческое
направление. Где дети, слушая музыку проявляют свое творчество и
фантазию в рисунке.
3.
Тема «Народные гулянья». По этой теме воспитанники выражают свои
эмоции, участвуя вместе с родителями в фольклорном празднике.
4.
Тема «Однажды на озере…». Эта тема вызывает у воспитанников чувство
сопереживания, побуждает к желанию помочь, выразить свои эмоции в
рисунке и двигательной импровизации.
5.
Тема «Волшебные сказки». В этой теме используется метод обогащения
музыкального
опыта
обучающихся.
Им
предлагаются
ситуации
самостоятельного познания, исследования. Для решения задачи понимания
средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях можно
использовать музыкально-дидактические методы, например: «Кто подошел к
теремку?», «Звуки шумовые и музыкальные» и др. Интеграция полученных
впечатлений
осуществляется
через
изобразительную
деятельность
(рисование,
коллаж),
а
также
через
театрализованную
деятельность
(музыкальный спектакль «Гуси-лебеди»)
6.
Тема: «Музыка моей Родины». Отражается обогащение познавательного
опыта, и интеграция полученных впечатлений осуществляются через
игровую деятельность, связанную с бытовыми особенностями русского
народа. Широко используются русские народные сказки, изготовление
игрушек, поделок, фольклорные праздники и т.п.
7.
Тема: «Сон. Пробуждение». В данной теме можно использовать
элементы психогимнастики. Они способствуют отражению отдельных черт
характера и эмоциональных состояний. Это игры и упражнения «Игра с
камешками» (этюд на выражение эмоций под муз. Т. Ломовой «На берегу»),
«Факиры» (под национальную восточную музыку), «Чунг-Чанга» (этюд на
выражение радости под муз. В. Шаинского).
8.
Тема: «Необычные гости». Знакомясь с этой темой, воспитанники учатся
проявлять свои эмоции с помощью двигательной импровизации и в
рисовании.
9.
Тема: «Музыка и природа». Воспитанникам интересна эта тема, так как в
нее подключаются и родители. Помогая сочинять истории, рассказы, сказки
на прослушанную музыку и рассматривая картины художников.
10.Тема: «Осень в цвете и звуке». Это тема привлекает воспитанников своей
нетрадиционной формой рисования по наждачной бумаге. Совместной
деятельностью с родителями (законными представителями).
11.Тема: «Осенняя песня». Эта тема так же предполагает творческое
направление, где воспитанники, слушая музыку сочиняют рассказы с
родителями и импровизируют на музыкальных инструментах.
12.Тема: «Зимние сны». Целесообразно предоставить воспитанникам
возможность для проявления творчества и самостоятельности. Игровые и
проблемные ситуации, создаваемые на этом этапе, дети воспринимают с
большим интересом, пытаются услышать содержание музыкальных образов,
рассказать о своих впечатлениях.
Перспективный план
Месяц
Тема
Репертуар
(Восприятие)
Художественн
ая
литература
Живопись
Творческий
продукт
Сентябрь
2018
Музыка
народов
мира
П. И. Чайковский
«Детский альбом.
«Итальянская
песенка».
«Старинная
французская
песенка».
Немецкая
песенка».
История
происхождени
я
национальных
костюмов
Иллюстрации
народных
костюмов
Италии,
Франции,
Германии
Рисование
костюмов
(Выставка
рисунков
«Народный
костюм»)
Октябрь
2018
Природа
дышит
утомленьем
А. Вивальди.
Цикл «Времена
года. Осень.2ч.»
Стихотворение
А. Вивальди
«Сама природа
дышит
утомленьем»
И. Левитан
«Поздняя
осень»
Рисование
цветными
карандашами
(выставка
рисунков)
Ноябрь
2018
Народные
гулянья
П.И. Чайковский
«Цикл времена
года. Ноябрь. На
тройке»
Стихотворение
Н. Некрасова
«Не гляди же с
тоской на
дорогу»
И. Разживин
«Тройка в
Коломенском
»
Родительская
гостиная
«Во саду ли в
огороде» или
«Делу время,
потехе час»
Декабрь
2018
Однажды
на озере
К. Сен-Санс цикл
«Карнавал
животных.
Лебедь»
А. Барто «В
холодном
парке, среди
льдин…»
К. Стерхов
«Лебедь»
Рисование
акварелью
(выставка
рисунков)
Январь
2019
Волшебные
сказки
П. И. Чайковский
«Детский альбом.
«Нянина сказка»,
«Баба Яга»
Русские
народные
сказки
И. Билибин
«Баба Яга», И.
Кузнецов
«Гуси-
лебеди»
Театрализова
нная
деятельность
музыкальный
спектакль
«Гуси-
лебеди»
Февраль
2019
Музыка
моей
Родины
П. И. Чайковский
«Детский альбом.
«Мужик на
гармонике
играет».
«Масленица».
«Камаринская»
Т. Лаврова
«Маслена
широкая», Т.
Дементьева
«Встречайте
Масленицу
песней»
Б. Кустодиев
«Масленица»
Фольклорный
праздник
«Масленица»
Март
2019
Сон.
Пробужден
ие
П. И. Чайковский
«Детский альбом.
«Зимнее утро».
«Мама». «Вальс»
А. Фет «Мама!
Глянь-ка на
окошко…»
Эмиль Мунье,
Сандра Куск
«Образ матери
увековечен в
живописи»
Родительская
гостиная-
концерт «Что
может быть
чудесней
слова –
мама!»
А. Вивальди цикл
«Времена года.
Весна. 1ч.»
А. Вивальди
«Пришла
весна, ее
встречают
птицы»
В. Пурвитис
«Весна»
К. Моне
«Весна»
Танцевальная
импровизация
с цветами и
птицами
Апрель
2019
Необычные
гости
К. Сен-Санс цикл
«Карнавал
животных. Марш
короля льва.
Вальс слона.
Кукушка в
глубине леса»
Шуточные
стихи о
животных
Иллюстрации
музыкальных
картинок из
сборника И.
Корольково
й «Учимся,
играя»
Танцевальная
импровизация
с барабанами
Оркестр
Май 2019
Музыка и
природа
А. Вивальди.
Цикл «Времена
года. Лето.
Гроза»
М. Лермонтов
«Гроза»
(отрывок)
Л. Оболенский
«Весенняя
гроза»
К. Е.
Маковский
«Дети,
бегущие от
грозы»
Танцевальная
импровизация
с цветными
легкими
лентами.
Рассказ,
сочиненный с
родителями
дома
Сентябрь
2019
Осень в
цвете и
звуке
П. И. Чайковский
«Времена года.
Сентябрь. Охота»
«Пора, пора!
Рога трубят!»
(А. С. Пушкин
«Граф Нулин»)
С. Кожин
«Русская
охота»
История,
сочиненная с
родителями
дома.
А. Вивальди цикл
«Времена года.
Осень. 1ч»
Ф. Тютчев
«Есть в осени
первоначально
й»
А.
Твардовский
«Начало
осени»
И.Левитан
«Золотая
осень»
Б. Кустодиев
«Купчихи в
осеннем
интерьере»
Рисование по
наждачной
бумаге
(выставка
рисунков)
Октябрь
2019
Осенняя
песня
П. И. Чайковский
«Цикл времена
года. Октябрь
А.К. Толстой
«Осень,
осыпается весь
С. Жуковский
«Брошенная
терраса»
Рассказ.
Озвучивание
стихотворени
«Осенняя песнь»
наш бедный
сад…»,
А. С. Пушкин
«Унылая
пора…»
я
музыкальным
и
инструментам
и.
Ноябрь
2019
Зимние сны
А. Вивальди
«Зима»
А. Пушкин
«Зимнее утро»
Роберт
Дункан
«Зимние
пейзажи»
И. Левитан
«Лес зимой»
В. Васнецов
«Зимний сон»
Рисование
мукой по
бархатной
бумаге
П. И. Чайковский
балет
«Щелкунчик»,
«Вальс снежных
хлопьев»
И. Гурина
«Белый
мотылек»
Л. Слуцкая «О
чем поют
снежинки»
Видеоклип
автора Г. А.
Нижельской
(г. Славянск-
на-Кубани)
Изготовление
силуэта
«Снежинки-
балеринки»
Результатами
творческого
восприятия
детьми
музыкальных
произведений (творческий продукт) являются:
Танцевальные импровизации
Рисование различными видами техники в том числе, нетрадиционными
(мукой, по наждачной бумаге), (выставки или презентации работ)
Истории, рассказы, придуманные детьми (записанные родителями,
законными представителями)
Оркестр (озвучивание музыкальных произведений инструментами,
подобранными детьми)
Мероприятие
Музыкальная сказка «Гуси-лебеди»
Изготовление силуэта «Снежинки-балеринки»
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети:
интерес к музыке П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А. Вивальди;
развитие музыкально-художественного восприятия;
обогащение музыкальной эрудиции;
развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать
результаты индивидуального восприятия музыки.
Родители:
повышение интереса к музыке П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А.
Вивальди;
обогащение домашней фонотеки;
семейные походы на концерты и спектакли.
Педагоги:
интерес к музыке П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А. Вивальди;
проектирование интегративных занятий, включающих художественное
восприятие музыки П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, А. Вивальди.
Музыкальный руководитель:
организация работы по ознакомлению детей с музыкой П. И.
Чайковского, К. Сен-Санса, А. Вивальди;
развитие профессионально-педагогического творчества: придумывание
новых приемов активизации детского музыкального восприятия;
помощь педагогам и родителям.
III. Заключительный этап.
На заключительном этапе
проекта важно было оценить уровень
развития творческого восприятия и эмоциональной отзывчивости на
музыку
и
отражение
ее
в
творчестве
у
воспитанников
старшего
дошкольного возраста.
Мониторинг особенностей эмоциональной отзывчивости к музыке в
процессе ее восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста
проводилась по следующим критериям:
Эмоциональная отзывчивость
Рисование музыки
Двигательная импровизация
Музыкальная эрудиция
В конце мониторинга выводится общий итоговый показатель развития
эмоциональной отзывчивости каждого воспитанника и группы в целом.
Сводные результаты за 2018-2019 учебный год старшего дошкольного
возраста «Цветик-семицветк»
Исследуя воспитательно-образовательный процесс, можно сделать
вывод, что у воспитанников отмечается положительная динамика в
развитии эмоциональной отзывчивости воспитанников при восприятии
музыки,
способности
переносить
фантазийный
образ
на
бумагу,
показывать
в
движении
и
игре
на
музыкальных
инструментах,
музыкального и художественного восприятия, творческого воображения,
творческих способностей.
На заключительном этапе реализации проекта было проведено
анкетирование,
в
котором
было
выявлено
повышение
интереса
к
музыкальной деятельности родителей воспитанников ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Учитывая
эффективность
результата
проекта,
предполагается
дальнейшая перспектива его продолжения и развития. Данный проект,
может быть использован не только музыкальными руководителями, а
также воспитателями и специалистами ДОУ.
Библиография
1.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб., 2000
2.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
3.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область
«Музыка». Как работать по программе «Детство»: Учебно-
методическое пособие/науч.ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
4.
Костина П. Э. Камертон. М., 2004.
5.
Комисарова Л. Н., Пузырникова Г. В. Ребенок в мире музыки. М., 2002.
6.
Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в
дошкольных учреждениях. М., 2000
7.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.
8.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М., 2009.
9.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду.
Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 1995.
10.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
11.Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! СПб., 2003.