Автор: Кузнецова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО "Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района"
Населённый пункт: г.Трубчевск,Брянская область
Наименование материала: Профилактическая беседа по правонарушениям среди подростков
Тема: "Жизнь прекрасна-не потрать её напрасно"
Раздел: среднее образование
Беседа по профилактике правонарушений
« Жизнь прекрасна, не потрать ее напрасно»
Цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
- расширение знаний о понятиях « правонарушение», “ хулиганство”,
“преступление”, “административная ответственность”;
- пропаганда правовых знаний;
- формирование навыков самостоятельного принятия решений, навыков
анализа критических ситуаций и их последствий;
- развитие гражданского, патриотического сознания и поведения.
Возраст обучающихся 12-16 лет.
Оборудование:Уголовный кодекс РФ; карточки-опросники «Познай людей и
самого себя»; магнитная доска, магниты; карточки: «хулиганство»,
«вымогательство», «мошенничество», «правонарушение»,
« ответственность», «закон»
ХОД
мероприятия
Ничто мы так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать, – закон.
О.Бальзак
Ведущий: Добрый день! Сегодня поговорим о правонарушениях, которые
совершают
подростки,
и
об
их
последствиях.
Эпиграфом
нашего
мероприятия являются слова О. Бальзака «Ничто мы так плохо не знаем, как
то, что каждый должен знать, – закон», т. к. незнание закона не освобождает
от ответственности.
Ежегодно подростками совершается более 150 тысяч преступлений и
практически каждый пятый из них отбывает наказания в виде лишения
свободы в колониях. Всем с малых лет известно что воровать, драться,
грабить,
оскорблять
-это
плохо
.Но
тем
не
менее
количество
несовершеннолетних преступников растет. Поиски и тяга к легкой наживе к
сожалению дает о себе знать.
Ведущий: Почему? Как вы думаете? Действительно ли «Все так делают»?
Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? (дети
отвечают).
Ведущий: Давайте выясним лексическое значение некоторых понятий.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред
обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом
государственной власти в установленном Конституционном порядке.
Из
уголовного
кодекса
Российской
Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)
1.
ХУЛИГАНСТВО,
т.е.
грубое
нарушение
общественного
порядка,
выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия…
– наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
2.
То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору
или
организованной
группой
либо
связанное
с
сопротивлением
представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по
охране
общественного
порядка
или
пресекающему
нарушение
общественного порядка, наказывается лишением свободы на срок до семи
лет.
Ведущий: Самые безрассудные поступки свойственны молодости , которые
ни к чему хорошему не приводят .Попробуйте назвать эти поступки
(подростки называют, ведущий поправляет и дополняет примеры)
Примеры : плохо учатся, а потом бросают школу, пропускают занятия в
школе, курят и выпивают, грубят и сверстникам и взрослым, унижают
младших, лгут без причины, выясняют отношения только с помощью силы,
играют в карты, портят школьное и другое чужое имущество и т.п.
Ведущий: Подросток сам нередко протаптывает тропинку к высокому забору
с орнаментом из колючей проволоки. За тюремную решетку никто не
стремится. Не смотря на это тысячи подростков попадают в колонии,
спецшколы,
наркологические
диспансеры.
Почему
такое
происходит?
Сегодня мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач нашей беседы предупредить вас об опасностях в игре с
законом.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях закона:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное
уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный
строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный
порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения,
хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
2.
Административная
ответственность
применяется
за
нарушения,
предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К
административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного
движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные
правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание:
штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.
Дисциплинарная
ответственность
–
это
нарушение
трудовых
обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул
без уважительной причины.
4.
Гражданско–правовая
ответственность
регулирует
имущественные
отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата
ущерба.
Ведущий:
Обратимся
к
УК
РФ,
рассмотрим
и
обсудим
несколько
правонарушений и их последствий:
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
1) «Хулиганство
Молодые люди, старшеклассники отдыхали в парке культуры .Вскоре
появилась группа не трезвых парней и стала выкрикивать в адрес молодых
людей нецензурные выражения, стали приставать к сидящим девушкам,
ограбили их. Кто то из отдыхающих в парке вызвал полицию. Наряд прибыл
быстро. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной
части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в
разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
(подросткам задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они
пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно
последовать наказание, ведущий обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного
порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся
применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно
уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в
общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие
подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие
граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест
на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или
приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление
доверием,
-
наказывается:
штрафом,
обязательными
работами,
исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
3) «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого
имущества или права на имущество под угрозой применение насилия, либо
уничтожения
или
повреждения
чужого
имущества
наказывается:
ограничением свободы; арестом; лишением свободы».
4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в
общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1) Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до
18 лет, а равно распитие ими спиртных напитков, курение в общественных
местах, употребление наркотических средств, нарушение ПДД влечет
наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
2) В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить
какой-нибудь алкогольный напиток, сигарету или наркотическое средство, и
они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть
нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа,
предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки
приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о
возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а
затем отказаться от предложенного напитка. О последствиях пьянства и
алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания алкоголизму! Такие
«личности» вредят и самим себе, и семье, и государству.
5.
Ведущий:
В
завершении
мероприятия
я
раздам вам
карточку-
опросник«Познай людей и самого себя»
Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:
Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер,
принадлежащий другому школьнику?
Если
бы
у
меня
была
возможность
безнаказанно
отомстить
обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или
нет?
Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я
на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать
мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал,
сделал бы я это или нет?
Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в
определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал
бы я это или нет?
Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить,
пробовать алкогольные напитки?
Подведение итогов.
Ведущий:
Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил
утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в
подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в
этих или похожих ситуациях.
Ребята, знайте, что жизнь прекрасна , не потрать ее напрасно! Берегите себя и
близких.
Всем спасибо!