Автор: Перфилова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Высокая Гора
Наименование материала: статья
Тема: "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
Перфилова Наталья Владимировна
учитель начальных классов МБОУ «Высокогорская СОШ №4
им. Г. Баруди Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок
живёт
в
мире
электронной
культуры.
Меняется
и
роль
учителя
в
информационной
культуре
—
он
должен
стать
координатором
информационного
потока.
Следовательно,
учителю
необходимо
владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы
общаться на одном языке с ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире
в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело,
эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый
стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей
проблемы, к организации своей деятельности.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с
учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой
воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы
ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из
самых
важных
результатов
инновационной
работы
в
нашей
школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-
настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить
эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать
время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и
подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание
карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными
текстами,
создание
электронной
базы
мониторинга,
систематизация
и
сохранение
личных
методических
наработок,
подготовка
отчетной
документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более
низких временных затратах получить более высокий результат в обучении
детей.
Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная
машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно
получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые
учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.
Своеобразие и новизна концепции заключается в том, что:
- применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию
обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
- использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом
и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого
количества дидактического материала.
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечивается
высокая
степень
дифференциации
обучения
(почти
индивидуализация).
- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются
навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе
можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать
учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета,
что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного
эффекта.
Я разработала много презентации по предметам.
Часто использую на
уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат.
Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных
исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления;
интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает
школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует
повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и
учащихся.
Учащимися под моим руководством разработаны проекты: «Мое село»,
«Моя семья», «Состав слова», «История рубля», «Животные нашего края».
Научно-практические конференции, которые проводятся ежегодно в нашем
районе, дети тоже принимают активное участие, готовят проекты, которые
потом защищают…
Такие уроки дают учащимся:
- с удовольствием посещать предмет;
- за счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний;
- при помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже
самый трудный материал;
- желание учиться ради познания, а не ради оценки;
- анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные
предположения и догадки на основе полученных знаний.
Такие уроки дают учителю:
- более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую,
даже самую сложную тему;
-
использовать
разнообразную
наглядность
(рисунки,
фотографии,
картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать
обычным путём;
- повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету;
-подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на
практике используя свои знания и умения.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не
скучным,
однообразным,
а
творческим.
А
эмоциональный
фон
урока
становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности
ребёнка.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1и во 2
классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и
готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А
интерес – двигатель познания.
Но
не
стоит
безмерно
увлекаться
компьютерными
ресурсами.
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:
1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.
Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она
действительно необходима.
Список литературы:
1.Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя
директора школы. №8 2008, 140 с.
2.Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных
технологий. Управление начальной школой № 3, 2009, 54 с.
3.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников.
«Начальная школа». №1, 2009г