Автор: Ольга Александровна Олейникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО
Населённый пункт: Ростовская область , Заветинский район , село Заветное
Наименование материала: статья
Тема: " Социализация и интеграция несовершеннолетних в социум"
Раздел: дополнительное образование
На сегодняшний день планету Земля населяет около 7,3 миллиарда человек.
Все они разной национальности, разного цвета кожи и разных духовных
убеждений. А главное, каждый по-своему интересен и индивидуален, у
каждого свои взгляды на мир, на человеческие поступки, у всех разный
характер и мышление. Любой ребенок ,переходя из стадии «детство» в
стадию «юношество», начинает ощущать себя не только частью семьи, но и
всего этого огромного и многообразного мира.
Общество состоит из разных групп: люди-лидеры, которые являются яркими,
харизматичными и самодостаточными личностями, также люди, которые
живут в обществе сами по себе, и люди, которым легче, присуще находиться
на иждивении. Бывает так, что по каким-то причинам, человек не может
войти ни в одну из групп, то есть человек не может проявить себя.
Установить личность в обществе бывает трудно и это является одной из
главных проблем подростка.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой
жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность
человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При
этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте
останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись
бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как
более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет
социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит их
представителей соответствующих сложившимся его образу мышления
стереотипам. Социализация молодежи - это объективный процесс ее
вхождения в социальную сферу. В обществе существует целенаправленное
воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения.
Этот процесс осуществляется через систему различных социальных
институтов, таких как государство, семья, школа, армия.
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные
фазы: первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в
результате чего личность учится соответствовать всему обществу; вторая
фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, и
определенном воздействии на других членов общества; третья фаза
заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную
группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только
последовательное протекание всего процесса может привести к
благополучному завершению всего процесса.
Основные этапы социализации личности: первичная социализация - процесс
протекает с самого рождения до становления самой личности; вторичная
социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период
зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в
зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с
самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте
происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %.
При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые
последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой
социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее
естественным образом, чем в более старших годах.
Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле
жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа
происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается
половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети
стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и
напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и
сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для
себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет
достаточно длительное время пребывать.
В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные
инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и
собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к
каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения
и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к
серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить
бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет. Именно
юные годы наиболее активно используются для становления в собственной
жизни и выбора социального сообщества.
В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В
Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный». В социальной
психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта
Бандуры, Джона Кольмана и других психологов. В различных научных
школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается
многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных
направлениях психологии.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не
имеет однозначного толкования среди различных представителей
психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются
еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы
слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Также в теории
социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает
навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.
Социализация – это прежде всего установление личности в обществе. Есть
несколько факторов, которые мешают нормальной социализации подростка:
а) проблемы в семье
б) проблемы с восприятием мира самим подростком
в) проблемы влияния на подростка агрессивной внешней среды(интернет,
СМИ, телевидение)
г) проблемы влияния малого и большого круга общения на поведение и
становление личности.
В своей работе я постаралась выявить влияние некоторых из этих факторов
на успешную социализацию подростков , используя специальные тесты.
Начнем с влияния семьи. Родительский дом для ребенка - первая, главная и
ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее
влияние на развитие личности, закладывает фундамент положительных или
отрицательных человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным,
семья должна быть благополучной.
Семейные проблемы - это проблемы, которые влияют не только становление
личности, но и на психику подростка. Он может быть, безобидным
неразговорчивым человеком дома, а в школе огрызаться на
учителей ,выплескивать те эмоции ,которые держал в себе при виде того ,как
родители конфликтуют .Ребенок может вырасти замкнутым ни на что не
годным человеком, в лучшем случае, если у него стойкая психика и бойкий
характер, он приложит все усилия на то, чтобы в его семье ,такого не
произошло.
Родители являются первыми и постоянными наставниками своих детей. От
их поведения в обществе, в семье, в отношениях между собой зависит во
многом формирование личности. Первые проблемы начинаются с конфликта
так называемых «отцов и детей». Старшее поколение считает, что дети их не
слышат, а младшее поколение считает, что взрослые их не понимают.
Подростки считают себя уже достаточно взрослыми для принятия каких-то
своих решений.
Если ребенок, ведет себя замкнуто, угрюмо и обходит родителей стороной,
не обязательно, что проблема в самом подростке или в его характере,
возможно, дело в самих родителях, которые в своих взрослых заботах,
забывают уделять хоть немного внимания своим детям.
Несомненно, в правильной социализации подростка играет большую роль то,
как он сам воспринимает окружающий его мир. У каждого из нас среди
органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует
на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может
способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и
недоразумения. Если мы будем знать к какому типу относятся подростки ,
будет легче донести до них информацию и понять, что они хотят сказать нам.
Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-
то любит?
Существует несколько типов людей с различным видом восприятия
информации: визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят,
кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются, аудиал
(слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят, дискрет (дигитальное
восприятие) - по тому, что подсказывает логика.
Чтобы узнать к какому типу относится тот или иной человек существует
специальный тест (приложение №2): диагностика доминирующей
перцептивной модальности С. Ефремцева. Он служит для определения
ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
Какие органы чувств скорее “откликаются” у человека при контактах с
окружающим миром? К какому типу людей относятся ? Как подростки
воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь?
Ответить на эти вопросы легче ,если пользоваться этим тестом.
С целью изучения типа восприятия на формирование личности подростков
мною был организован эксперимент на базе нашей школы среди учеников 7-
го класса. Количество выборки: 23 человек. Возраст: 12 - 13 лет. После серии
проведенных тестов в моем классе, могу предположить ,что имеется явно
выраженная зависимость между типом восприятия подростка, отношениями
в семье и его самоактуализацией.
Как уже указывалось выше, в подростковом возрасте отношения с
родителями носят довольно сложный характер, с одной стороны
большинство подростков очень привязаны к своим родителям, но с другой,
они хотят отстоять свою независимость и самостоятельность, так сказать
самореализовываться. На этой почве возникают детско-родительские
конфликты. Подростки очень резко принимают любую информацию, так как
ранимы к мнению окружающих и многое воспринимают как агрессию, из-за
чего почти у всех напряженные отношения с родителями. А тип восприятия
носит закономерный характер на восприятие мира и таким образом легче
разобраться в чувствах подростка. Конечно надо понимать, что в семье никто
не будет проводить такие тесты. Но родители должны быть более
внимательными в этот непростой период к своим детям, учитывая их
особенности.
На дворе 21 век и все люди ,а в частности, подростки проводят в интернете
половину своего свободного времени. Разумные подростки используют
интернет во благо себе: ради учебы, ради здоровья и вообще, чтобы получить
полезную информацию. Но наряду с полезной информацией поступает и
негативная. Допустим реклама, которая неприемлема в данном возрасте,
различные сайты, а также социальные сети посредством которых подросток
общается с другими людьми. Надо отметить, что не все собеседники
одинаковы и некоторые могут негативно воздействовать на психику
подростка.
Подверженность подростков информационному стрессу через сеть Интернет
обусловлена тем, что развитие их личной идентичности происходит под
сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя
идентифицируют. Подросток, проживающий кризис идентичности,
нуждается в эмоциональной близости, которая обеспечивает ему
удовлетворение потребности в защите и поддержке. Общение в интернете
расценивается подростками как значимое, способное воздействовать
побуждающим или сдерживающим образом, изменяя при этом поведение,
жизненные мотивы, сознание и ценности. Отсюда, социальная сеть усиливает
риски деформации личных ценностей, а также потребностей, как
социальных, так и духовных.
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит
нарушение психических механизмов восприятия мира. Основной группой
риска для развития компьютерной зависимости являются подростки. Этому
способствуют широкое распространение домашних компьютеров, большое
количество игровых компьютерных клубов, легкость подключения к
интернету, компьютеризация школьных программ обучения.Кроме того,
подростковая психика наиболее подвержена привыканию при
систематическом воздействии на нее. Под влиянием компьютерных игр
зачастую у человека даже в раннем возрасте может сформироваться
негативное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от
реальности посредством изменения своего психического состояния.
Происходит процесс, во время которого подросток не только не решает
важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном
развитии. Увлекаясь компьютером, подросток гораздо меньше интересуется
окружающей действительностью и постоянно стремится к виртуальным
играм.
Наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые
компьютерные игры, именно они способны сформировать устойчивую
психологическую зависимость, привести к нарушениям в сфере психических
состояний. Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но
предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного
пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести
себя в сети. Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно
повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как
максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые
усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для
детей.
Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным,
поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис,
ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же
самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто
подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что
отвергают все “чужое”, выходящее за рамки ценностей данной группы. Как
правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и
конфликтными отношения со старшим поколением. Однако, такая
нетерпимость распространяется не только на старших . Молодые люди могут
становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо
отвергать “чужаков”, отличающихся от них цветом кожи, происхождением
уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными
особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве
опознавательных знаков “своих».
Из вышеизложенного становится ясно ,что процесс социализации достаточно
сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных
факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми
микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение,
воспитание. И если в первые годы после рождения ребенка на его адаптацию
к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители,
бабушки, дедушки, няни, то примерно с 3 лет и до подросткового возраста
свою роль в социализации человека начинают играть различные
образовательные заведения ,учителя, врачи, воспитатели, сверстники, а также
Интернет и телевидение. Главная задача человека в этом процессе – стать
частью социума, оставаясь при этом целостной личностью. На мой взгляд,
успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;
в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную
зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и
«зависимый» существует определенная гармония.
Результатом данной работы является мысль о том ,что критерием успешной
социализации является способность человека жить в условиях современных
социальных норм, в системе «Я – другие». Очерченный круг проблем
социализации подрастающего поколения в современном обществе лишь
приблизителен и основан на результатах, полученных в ходе эмпирического
изучения .И задачей данной работы является обозначение важности
проблемы социализации личности, выявлении возможных причин
сложившейся ситуации и способов ее разрешения.
Основная цель процесса социализации подростка заключается в том, чтобы
перевести человека из биологического состояния в самостоятельную
социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который
осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё
место и играет свою роль в обществе.
.