Автор: Суходоева Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 215
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Консультация
Тема: Подвижные музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Подвижные музыкальные игры как средство гармоничного развития
дошкольников
Суходоева О.Г., воспитатель
МАДОУ № 215 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности”. В. А. Сухомлинский.
Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка.
Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому
способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но
специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в
детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит
обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому
ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять
усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут
помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой
частью не только утренников, но и непосредственно-образовательной
деятельности, режимных моментов и просто свободного времени.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации
его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его
естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из
любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Сегодня мне
хочется рассказать про подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём,
обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения
координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий
сигнал к началу действия.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением являются жизненной
потребностью
для
развития
детей
дошкольного
возраста.
С
помощью
подвижных игр решаются самые разнообразные задачи:
1.Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают
эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания,
действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её
характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей
слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с
началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры
закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства,
воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно
эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика,
жестикуляция, интонация.
3.Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве,
контролировать движения собственного тела.
4.Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют
преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность
позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с
дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их
контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
5.Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление
дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата,
становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики.
Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и
мышечное напряжение.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением - коллективные игры,
поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве,
согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные
действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей
активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают
опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением помогают ребенку
преодолеть робость и застенчивость. Использование музыки во время
проведения подвижных игр является одним из активных средств общения
ребенка с музыкой, при этом одновременно решаются задания и физического и
музыкального воспитания. Игры с музыкальным сопровождением содействуют
развитию музыкальной памяти детей и повышают их музыкальную культуру. В
игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и
непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения. Ребенок с
удовольствием выполняет движения и действия, связанные с творческими
заданиями- воплощением различных образов.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование
необходимых навыков движений, создание условий для радостных
эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских
взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе
сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно
необходимые качества, которые как воспитатель, так и родитель может
воспитывать при помощи подвижных игр.
Музыкальных подвижных игр для детей существует множество. Они
помогают разнообразить ход занятия, развить доброжелательное отношение к
музыкальным занятиям, помогают развить творческую инициативу и
воображение детей. Движение, органически связанное с музыкой, содействует
воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает
музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что подвижные
музыкальные игры являются средством гармоничного развития дошкольников.