Напоминание

"Доли. Образование и сравнение долей"


Автор: Багомедова Патимат Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: республика Дагестан, город Избербаш
Наименование материала: методическая разработка урока по математике
Тема: "Доли. Образование и сравнение долей"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок математики с использованием ИКТ, 3 класс,

Программа: Образовательная система «Школа России»

Тема:

ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».

2. Учиться читать и записывать доли.

Познакомить детей с тем, как образуются, называются и

записываются доли; учить сравнивать доли.

2. Развивать воображение и пространственные

представления.

3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: Урок введения нового знания

Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, подвижный способ обучения,

самостоятельная работа, практическая работа.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные

части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить

сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить

формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять

методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания,

речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную

деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в

учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи,

самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости

окружающих.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Для учащихся: круг из бумаги, цветные карандаши, карточки, учебник по математике для

3 класса. М.И.Моро «Математика» ,1 часть М.: Просвещение, 2016

1

Ход урока

1.

Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка рабочих мест.

Позитивный настрой на работу.

2.

Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.

Формулирование темы и целей урока.

3.

Изучение новых знаний и способов действий.

Постановка проблемы, введение нового понятия.

Образование и название долей.

4.

Первичная проверка понимания изученного.

Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа. Работа по

слайдам (запись долей, взаимопроверка).

5.

Применение знаний и способов действий.

Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.

Практическая работа в сравнении долей круга. Формулирование вывода,

составление памятки. (Работа в парах)

Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая

работа, коллективная проверка).

Первичное закрепление умения записывать доли. Индивидуальная работа по

карточкам (самопроверка).

6.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

7.

Рефлексия деятельности.

Зафиксировать новое знание.

Организовать рефлексивный анализ деятельности.

Самооценка деятельности.

2

Ход урока.

I.

Организационный момент

- Сегодня на уроке у нас много гостей. А с каким выражением лица встречают гостей? (с

улыбкой).

- Правильно с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и гостям.

- Присаживаемся на места откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое

новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

- Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на

уроке? (Учитель выслушивает ответы детей).

Правила:

Слушать.

Слышать друг друга.

Дополнять.

Исправлять, помогать.

II. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе

урока.

– Прочитайте числа, которые записаны на ЭКРАНЕ:

16 28

78

65 34

15

– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем

прочитать некоторые числа.)

– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)

– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)

– Давайте узнаем, что нам в это поможет. Решите примеры.

Примеры записаны на карточках (карточки прикреплены на доске). Учащиеся

выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написана

буква. Её прикрепляют на доску под соответствующее число.

8 · 4 = 32 15 : 5 = 3

9 · 7 = 63

46 + 54 =100

82 – 35 =47

39 + 28 =67

42 : 6 =7

3 · 7 =21

– Каждому ответу соответствует буква:

7

21

3

47

32

67

63

100

п

е

а

ь

л

и

с

н

– Поставьте эти числа в порядке возрастания и запишите в тетрадь.

– Какое слово составили из данных букв? (Апельсин.)

Учитель показывает учащимся апельсин.

– Что такое апельсин? (Это фрукт.)

– Какие еще фрукты вы знаете по форме схожие с апельсином? (Яблоко, мандарин.)

3

Формулирование темы и целей урока.

– Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с новыми числами и

определить тему сегодняшнего урока.

– Вы можете спросить: «А зачем нам что-то знать про эти числа?»

– Тогда попробуйте ответить на вопрос.

- Подумайте, что можно сделать с апельсином? (Съесть).

- А если вы с друзьями?

- Давайте посмотрим мультфильм про апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам

вам вопросы.

(Мультфильм «Апельсин»).

- Что делали животные?

- Почему рассердился волк?

- Что получил каждый из животных?

- В математике говорят:

доля

- Как это слово звучит в русском языке во мн. числе? (Доли)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Доли)

- Верно, тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» НА ДОСКЕ

- Все ли слова из темы урока вам понятны?

-Сформулируйте цель урока. (1. Познакомиться с понятием «доля», учиться читать

записывать и сравнивать доли.)

Как вы считаете, что можно делать с долями? (Дети предполагают)

Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи опорных слов?

УЗНАВАТЬ…

ПОЛУЧАТЬ…

ЗАПИСЫВАТЬ…

ЧИТАТЬ…

СРАВНИВАТЬ

II.

Изучение новых знаний и способов действий.

- Как вы думаете, что такое доля?

доля

часть

- Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине? (5 долей)

- Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные).

доля

равная

часть

4

- Значит, что такое доля?

- Запишите в тетрадь.

- Сколько долей поучил каждый из животных?

- Из скольких долей?

(На доске появляется запись: 1 доля из 5).

- Значит, у каждого из друзей одна из пяти долей или одна пятая доля. Записать это

можно так -1/5 «дробная черта

-

и соответственно числа, записанные с этим знаком,

называются дробными.

Запись в тетради:

1 доля из 5

- одна пятая доля - 1/5 - запись называется дробью .

-Как записать дробь в тетрадь?

- Что эта запись обозначает?

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частей (долей)

разделили)

- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)

IV. Первичная проверка понимания изученного.

Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа .

- Выполним следующее задание.

- Назовите, какие доли выделены в каждой фигуре. (по одному и хором)

- Запишите в тетрадь, с помощью какой дроби можно обозначить эти доли на письме.

(класс выполняет самостоятельно, один ученик на доске) самопроверка

- Зачем мы выполняли это задание? (чтобы потренироваться определять доли и

записывать их)

-Вернёмся к теме урока, значение каких слов, вы теперь знаете? (Доли, как они

образуются)

-

Вернёмся к вопросу: «А зачем нам, что-то знать про эти числа?»

-

Ответить на этот вопрос нам помогут ребята, которые подготовили сообщения.

1 ученик.

В различных рецептах приготовления часто требуется взять одну третью

стакана сахара или одну вторую чайных ложки соды и т. д.

2 ученик.

Во время ремонта мы с папой решили две практические задачи с

применением дробей, что помогло нам понять, сколько требуется обоев и краски для

ремонта.

3 ученик.

Моя мама бухгалтер, и она рассказала мне, что в бухгалтерии также

используются дроби. Например, чтобы правильно рассчитать заработную плату и

налоги

.

V. Применение знаний и способов действий.

- Выполним следующее задание. Решение задач.

- Послушайте 2 задачи, в тетрадь в строчку запишите только ответы.

5

Задача 1.

На день рождения Вини - Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа, торт разделили

на 4 части. Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4)

Задача 2.

Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил каждый? (1/6)

- Вы отлично справились с задачами. Какие у вас получились доли (1/4 и 1/6). Давайте

попробуем их сравнить.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

- Что вас удивило? (Наши мнения разделились.)

- Сколько мнений в классе? (Два.)

- Какой возникает вопрос? (Кто из нас прав?)

- Кто догадался, чему мы будем сейчас учиться? (Будем учиться сравнивать доли.)

Практическая работа в парах:

- У вас на парте лежат 2 круга. Сравните эти два круга. Какие они? Первый круг один из

вас разделите при помощи перегибания на 4 части, закрасьте 1/4 часть. Второй круг

другой из вас при помощи перегибания разделите на 8 частей, закрасьте 1/8 часть.

- Какая доля меньше? Какая больше? Что заметили?

- Продолжим наблюдение. У меня в руках 2 яблока. Одно я разрежу на 2 части, а другое

на 4. (Учитель берёт в руки 1/2 часть яблока и 1/4 )

- На сколько долей я делила первое яблоко? А второе?

- Какая доля меньше? Какая больше?

- Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

А что нам может помочь, сделайте вывод? (Учебник)

Работа по учебнику с. 92. в парах

Прочтите про себя текст рядом с красной чертой и заполните пропуски в предложениях ,

записанные на листочках, словами «больше», «меньше» Ученики приходят к выводу:

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

Чем меньше долей, тем больше каждая доля.

- Проверим наш вывод с выводом, который предлагается на экране.

6

- Так, кто же был прав, когда мы сравнивали доли 1/4 и 1/ 6? Давайте вернёмся к этому

заданию и поставим правильный знак. Оцените, как справилась ваша пара с этим

заданием?

- Составим карточку - подсказку, которая поможет вам в сравнении долей.

- Обозначим число под чертой кружком. Большее число – большим кружком, меньшее

число – маленьким кружком.

-Вернёмся к теме урока, значение какого слова, вы теперь знаете? (Сравнение долей)

- Для чего, нужно уметь сравнивать доли? (В жизни людей часто встречается такое

понятие, как сравнение долей, например, мы, употребляем такие слова, как полдня,

полкусочка, полведра, треть ведра и т.д.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.

- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.

- Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура

получилась?

- Какое правило применяли для выполнения задания? Какие знания пригодились?

- Поднимите руку, кто правильно справился с заданием. Я очень рада за вас. Кто

допустил ошибку?

VI.

Подведение итогов.

1

)- Вернемся к началу нашего урока. Какие цели были поставлены? Проанализируйте,

всех целей мы достигли?

1.Познакомиться с понятием «доля»

2. Учиться читать и записывать доли.

3.Сравнивать доли.

- Что такое доля?

- Как образуются доли?

- Как называются доли?

- Что показывает при записи доли число под чертой? Над чертой?

7

- Как сравнить доли?

- От чего зависит размер доли?

- Что для вас было трудно?

- Что понравилось на уроке?

2) Домашнее задание:

Можно по карточкам

VII.

Рефлексия деятельности.

- Заполним корзину успеха. У каждого из вас на столах три яблока, выберите одно и

положите его в корзину успеха.

Зелёное яблоко – я все понял, у меня все получилось.

Жёлтое яблоко - мне было трудно, но я понял.

Красное яблоко – у меня ничего не получилось, мне нужна помощь

- Спасибо за работу. Я очень вам благодарна за плодотворную работу. Желаю вам

успехов в изучении математики. Урок окончен.

Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа .

- Рассмотрите первое задание на рабочих листах. В чем мы будем упражняться?

Сформулируйте задание. Для чего нам нужно выполнять задания такого типа?

-Подпишите и прочтите. Слайды

- Проведём взаимопроверку и оценим выполненную работу друг друга.

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика