Автор: Бутдаева Илгама Вагифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: республика Дагестан, город Избербаш
Наименование материала: методическая разработка урока по математике
Тема: "Уравнение"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное организация
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Конспект открытого урока
по математике
во 2 «Д» классе
Тема:
Провела учитель
начальных классов
Бутдаева И.В.
г. Избербаш 2019 г
Тема урока: Уравнение.
Задачи: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать
вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать
внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрос-
лыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные прие-
мы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным;
устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить
корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономер-
ности.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют
и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному
процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к
саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты,
сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию;
достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех
участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают
конфликтов.
Оборудование:
карточки с заданиями для каждого;
карточки для контроля знаний;
учебник 2 класса автор М.И.Моро и др.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Устный счёт.
А) - Но сначала нас ждёт интересная работа – устный счёт.
- Какое наименование нужно записать в каждом окошке?
30
= 3 см 6 дм = 60
7
5
= 75 см 6 см 3 мм = 63
Б) - Какие числа пропущены?
72, 75,…, 81, 84, … 90
В) Задача на смекалку
Слева от квадрата находится треугольник, а справа от него – круг. Где находится квадрат? (в
середине)
Индивидуальная работа
- А сейчас я раздам всем карточки и, каждый будет работать самостоятельно. Внимательно
прочитайте задания и начинайте выполнять.
Карточка 1.
Используя знаки «+», « - », «=», составь примеры с числами 84, 9, 5, 70.
Карточка 2.
Реши примеры:
83 + 6 = 69 – 3 =
17 + 60 = 75 – 40 =
6 + 22 = 57 – 20 =
Карточка 3.
Вставь в «окошки» числа, чтобы равенства были верными:
+ 8 = 16 11 –
= 6
+ 9 = 17 17 -
= 9
- 8 = 8
- 7 = 8
Карточка 4.
Выпиши все разности и найди их значение:
84 – 80 = 65 + 3 = 47 – 6 =
56 – 9 = 90 – 3 = 32 - 30 =
22 + 5 = 71 – 5 = 84 – 9 =
Карточка 5.
Выпиши все суммы и найди их значение:
60 + 16 = 75 – 40 = 87 + 2 =
50 – 7 = 25 + 20 = 49 + 4 =
5 + 35 = 56 – 2 = 6 + 78 =
Карточка 6.
Выпиши примеры с ответом 33:
32 + 2 = 28 + 5 = 13 + 20 =
40 – 7 = 39 – 6 = 42 – 9 =
42 – 8 = 53 – 20 = 28 + 4 =
Карточка 7.
На одной аллее 15 скамеек, а на другой – 22 скамейки. Унесли 6 скамеек. Сколько скамеек
осталось? Реши задачу разными способами.
(Проверка карточек по образцу).
IV. Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам знакома такая запись?
+ 4 = 12 (Да, это пример с «окошком»).
- А такая: а + 4? (Да, это буквенное выражение).
- Что вы делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной).
- Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и вычисляли).
- А сейчас внимательно посмотрите на запись, которую принёс нам Знайка Математик.
х + 4 = 12
- На что она похожа? (И на пример с «окошечком» и на буквенное выражение).
- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство).
- Какое равенство? Все числа в нём известны? (Нет).
- Что неизвестно? (Первое число).
- Как оно обозначено? (Латинской буквой).
- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача? (Найти, узнать какое это число).
- Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому что 8 + 4 = 12)
- А знаете, что вы сейчас сделали? Вы решили уравнение х+4=12.
- Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного. Уравнение - это (учитель
показывает знак «=») (Равенство).
- Которое содержит что (показываю на х)? (Неизвестное число).
- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти).
- Как обозначается неизвестное число? (Латинской буквой).
- Кто может сказать, что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, которое содержит
неизвестное число).
- Что значит «решить уравнение»? (Найти такое число, чтобы равенство было верным).
- Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав правило в
учебнике.
- Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да).
- Так, что же такое уравнение? Давайте скажем хором.
- Теперь каждый расскажет это правило своему соседу.
VII. Работа по теме урока
Работа с учебником, стр. 81 № 1.
Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения.
Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске, третий и четвертый
столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.
- Давайте решим уравнения (3 человека у доски)
8 + х = 14 13 - х = 7 a – 5 = 9
- Как нашли неизвестное число? ( Дети рассказывают алгоритм: 1) Чтобы найти неизвестное
слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.
2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое).
VIII.Физкультминутка.
IX. Работа над пройденным материалом.
А) Работа над задачей № 6 стр.82.
- Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и папе).
- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе –
тоже неизвестно сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько Тане и маме вместе).
- Запишите кратко условие задачи.
Таня – 5 л.
Мама - ?, на 19 л. больше
Поставьте вопрос и самостоятельно запишите решение. Составьте по нему выражение. (один
ученик работает у доски).
Б) Выполняется № 4, с.69.
а) запишите сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения
9 + 6 * 9 – 6
- Можно сразу сравнить? (Нет, надо вычислить).
- Вывод: 15 больше 3, значит, сумма больше разности.
б) задние 2 выполните самостоятельно.
В) № 5 выполнить самостоятельно.
(Проверка результатов).
Контроль:
- Перед вами на столах лежат карточки. Внимательно посмотрите на них, подумайте и
подчеркните уравнение.
х + 5 = 7 6 – 2 = 4 7 > 4 а + 8
Х. Итог урока.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим понятием мы
познакомились? (Мы познакомились с понятием «уравнение»).
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).
- Выберите и оцените свою работу знаками:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (.)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не
стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения.
Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание.
№ 2, с. 81, № 7, с. 82.