Напоминание

"Метапредметное погружение в образовательное событие"


Автор: Попова Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: г.Лангепас ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Метапредметное погружение в образовательное событие"
Раздел: полное образование





Назад




Метапредметное погружение в образовательное событие

Мастер-класс

Попова Светлана Александровна,

учитель истории и обществознания

ЛГ МАОУ «СОШ №4»

Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка,

уверенно идущего по жизненной дороге после того,

как вы показали ему путь.

Конфуций

Цель

мастер-класса:

создание

условий

для

совместной

отработки

понятия

метапредметности

в

образовательном

событии

с

педагогами

различных

предметных

областей на примере игры-путешествии «Мы – дети одной планеты» для обучающихся

1-11 классов.

Теоретическая часть

В современном мире общество меняется так быстро, что невозможно наиболее

точно спрогнозировать наверняка, какие приобретённые знания пригодятся ребёнку в его

взрослой жизни. Поэтому в образовании школьников из множества задач на первый план

выходит формирование умений самостоятельно продолжать свой обучение на протяжении

всей жизни, то есть обладать

метапредметными компетентностями. Они внесены в

перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны

освоить обучающиеся.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными

действиями,

которые

делают

любую

деятельность

осознанной

и

результативной

и

основываются основывается на следующих понятиях.

Метадеятельность —

умение

совершать

любую

деятельность

с

предметами,

универсальный способ жизнедеятельности.

Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах

работы с ними.

Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач,

нестандартные планы деятельности.

Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

Метапредметный

подход

к

образовательному

процессу

заменяет

традиционную

практику

разделения

знаний

по

отдельным

школьным

предметам

на

современные

технологии,

направленные

на

изучение

целостной

картине

мира.

Это

позволяет

объединить

личное,

познавательное

и

общекультурное

развитие

и

саморазвитие

школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Образовательное

событие

форма

организации

совместной

деятельности,

позволяющая систематизировать знания, умения, навыки обучающихся, применять их в

практической деятельности. Целью такого события является усвоение учебных знаний

через

нетрадиционные

формы,

повышение

познавательной

активности

обучающихся,

вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс учреждения. Дать

возможность обучающимся проявить свои знания, умения в нестандартной ситуации,

раскрыть

свой

потенциал,

научить

конструктивно

взаимодействовать

с

другими

обучающимися и педагогами.

Чтобы

понять,

чем

отличается

образовательное

событие

от

привычного

нам

внеклассного мероприятия, нужно вникнуть в сущность

образовательного события. А

она заключается в том, что

- организуются специальные условия для детского действия;

- в практической деятельности демонстрируется применение знаний;

-

создается

определенный

продукт

(буклет,

танец,

стихотворение,

выставка,

поделка и др.);

- проводится рефлексия;

- любой из участников образовательного события – это участник, а не зритель;

- деятельность педагога носит гибкий, дифференцированный характер и включает

элементы спонтанности и импровизации.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство

образовательного

процесса

и

его

содержание,

отражая

картину

всего

изученного,

приобретенного,

накопленного,

сформированного

в

творческой,

речевой,

культурной,

эмоциональной сфере.

Практическая часть

На столах каждой группы участников педагогического совета разложен рабочий

материал.

Задание. На примере традиционного общешкольного образовательного события в форме

игры-путешествия «Мы – дети одной планеты» для обучающихся 1 -11 классов ЛГ МАОУ

СОШ №4»:

1.

Заполнить таблицу (Приложение №1), используя выдержки из текста основной

образовательной программы НОО, ООО, СОО (Приложение №2, №3, №4, №5).

2.

Озвучить

полученный

результат

с

точки

зрения

метапредметности

образовательного события, указав место своего предмета в нем.

(Работа групп с рабочим материалом. По итогам проделанной работы

заслушиваются сообщения)

Заключение

Существуют парадоксы образовательного события:

– Коллективная (групповая) форма, совместные действия приводят к индивидуальному,

личностному результату.

– То, что является ОС в одном месте, в другом может им не быть.

Для разного возраста существуют разнообразные привлекательные, полезные и

продуктивные

формы

организации

образовательных

событий

.

Они

могут

быть

организованы

для

отдельной

прараллели

обучающихся,

для

отдельного

класса,

на

конкретном уроке или во внеурочное время. Они могут быть различной тематической

направленности или носить традиционный характер.

В старшей школе образовательное

событие можно рассматривать как пересечение индивидуальных учебных планов разных

учеников (Приложение №6)

Рефлексия. Сформулируйте в одном предложении результат своей деятельности

на данном мероприятии.

(Обратная связь с желающими озвучить своё предложение. Слова благодарности

и пожелание коллегам творческих успехов в новом учебном году)

Приложение №1

Задание. На примере традиционного общешкольного образовательного события в форме

игры-путешествия «Мы – дети одной планеты» для обучающихся 1 -11 классов ЛГ МАОУ

СОШ №4»:

1.

Заполнить

таблицу

(Приложение

№1),

используя

фрагменты

текста

основной

образовательной программы НОО, ООО, СОО (Приложение №2, №3, №4, №5).

2.

Озвучить

полученный

результат

с

точки

зрения

метапредметности

образовательного события, указав место своего предмета в нем.

Название станции

(жеребьёвка по выбору

национальности проходит за 2

недели до образовательного

события)

Место Вашего предмета

Метапредметный

результат

1.Гимн многонациональной

РФ

2.География

национальности

3.Символика народа

4.Национальный костюм

5.Национальный герой

6.Национальная кухня

7.Национальные игры

8.Национальное культурное

наследие (песни, стихи,

танцы, сказки и др.). Сбор

участников в актовом зале.

Выступление на сцене.

Приложение №2

Фрагмент из Примерной ОП НОО. ЧТЕНИЕ

1.1.1.

Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального

общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,

познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения

учиться.

1.1.1.1.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении

начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с

содержащейся

в

текстах

информацией

в

процессе

чтения

соответствующих

возрасту

литературных,

учебных,

научно познавательных

текстов,

инструкций.

Выпускники

научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками

чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт

работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У

выпускников

будут

развиты

такие

читательские

действия,

как

поиск

информации,

выделение

нужной

для

решения

практической

или

учебной

задачи

информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте

идей

и

информации,

их

интерпретация

и

преобразование.

Обучающиеся

смогут

использовать

полученную

из

разного

вида

текстов

информацию

для

установления

несложных

причинно-следственных

связей

и

зависимостей,

объяснения,

обоснования

утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники

получат

возможность

научиться

самостоятельно

организовывать

поиск

информации.

Они

приобретут

первичный

опыт

критического

отношения

к

получаемой

информации,

сопоставления

ее

с

информацией

из

других

источников

и

имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать

их

последовательность;

упорядочивать

информацию

по

заданному

основанию;

сравнивать

между

собой

объекты,

описанные

в

тексте,

выделяя

2—

3 существенных признака;

понимать

информацию,

представленную

в

неявном

виде

(например,

находить

в

тексте

несколько

примеров,

доказывающих

приведенное

утверждение;

характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в

виде таблицы, схемы, диаграммы;

Приложение №3

Фрагмент из Примерной ОП НОО. ИКТ

1.1.1.1.

Формирование

ИКТ компетентности

обучающихся

(метапредметные

результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального

общего

образования

начинается

формирование

навыков,

необходимых

для

жизни

и

работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт

работы

с

информационными

объектами,

в

которых

объединяются

текст,

наглядно-

графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,

звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью

телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся

познакомятся

с

различными

средствами

информационно-

коммуникационных

технологий

(ИКТ),

освоят

общие

безопасные

и

эргономичные

принципы

работы

с

ними;

осознают

возможности

различных

средств

ИКТ

для

использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей

культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи

средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,

изображение,

цифровые

данные;

создавать,

редактировать,

сохранять

и

передавать

медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для

решения

учебных задач и

самостоятельной

познавательной деятельности;

определять

возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору

источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых

учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для

решения

разнообразных

учебно-познавательных

и

учебно-практических

задач,

охватывающих

содержание

всех

изучаемых

предметов,

у

обучающихся

будут

формироваться

и

развиваться

необходимые

универсальные

учебные

действия

и

специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в

средней и старшей школе.

Приложение №4

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП ООО

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные

понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием

формирования

межпредметных

понятий,

таких,

как

система,

факт,

закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами

читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в

проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа

по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют

чтением

как

средством

осуществления

своих

дальнейших

планов:

продолжения

образования

и

самообразования,

осознанного

планирования

своего

актуального

и

перспективного

круга

чтения,

в

том

числе

досугового,

подготовки

к

трудовой

и

социальной

деятельности.

У

выпускников

будет

сформирована

потребность

в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации

отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные

на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с

текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том

числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать

информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять

главную

и

избыточную

информацию,

выполнять

смысловое

свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной

форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,

графических схем и диаграмм, карт понятий

— концептуальных диаграмм, опорных

конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Приложение №5

Фрагмент из Примерной ОП СОО

I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать

и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в

информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении

собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как

внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для

деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не

личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в

разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных

оценочных суждений.

Приложение №6

Возрастная ступень

Что главное (и самое

привлекательное) в ОС

Возможные формы ОС

Младшие школьники

Сюжетная игра.

Познавательная деятельность

Событие-праздник

Событие-конкурс

Подростки

Коммуникация.

Состязание

Ближняя перспектива

Событие-состязание

Событие-инициация

Событие-«защита»

Старшеклассники

Наличие и развитие образов

(образцов, идеалов).

Взрослые – носители

образовательной мотивации.

Социальные смыслы события.

Дальняя перспектива

События (научного,

городского, …) сообщества



В раздел образования




Яндекс.Метрика