Автор: Метальникова Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №244" Населённый пункт: город Самара, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Экологическое воспитание дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание дошкольников.
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад №244»
Метальникова Мария Владимировна
«… С природой дело обстоит совсем иначе,
чем, скажем, с дворцами, разрушенными
войной-их можно построить заново. А вот
если уничтожить живой мир, то никто,
никакая сила не сможет создать его вновь».
Б. Гржимек.
Этот год в нашей стране «Год экологии». Поэтому сегодня мы поговорим
на эту тему. Как известно, экология (от др.- греч. οἶκος — обиталище, жилище,
дом,
имущество
и λόγος —
понятие,
учение,
наука)
-это наука о
взаимодействиях
живых
организмов
и
их
сообществ
между
собой
и
с
окружающей средой.
В природе все тесно связано между собой. И человек,
который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землей,
реками, воздухом и всем живым вокруг нас. Увы, в наши дни почти нет таких
животных и растений, которым не угрожало бы вымирание по вине людей.
Вмешательства человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем
нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно
меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого нужно знать и любить
природу, знать животных и растения. Которые живут на нашей планете рядом
и одновременно с нами, их образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.
«Экологическое
воспитание
сегодня
провозглашено
приоритетным
направлением в работе с дошкольниками. Очевидно, что залог эффективности
экологической политики государства - высокий уровень культуры населения,
уровень ответственного отношения к окружающей среде. Именно поэтому,
воспитание
у
детей
осознанного
отношения
к
природе,
и
формирование
экологической культуры - первоочередные задачи общества. Об этом заявил
председатель
комитета
Законодательного
собрания
по
экологии
и
природопользованию Владислав Атмахов в ходе XIV научно-практической
конференции
по
проблемам
экологического
воспитания
в
дошкольных
учреждениях». Действительно, представление о природе и окружающем нас
мире, дети начинают познавать с первых лет жизни. Они видят дома, как мама
ухаживает за цветами, кошкой или собакой, сами тянутся ко всему живому, им
хочется погладить животное, понюхать цветочек. С первых лет жизни у детей
формулируется начало экологической культуры. Подрастая, дети узнают, что
каждое
существо
имеет
свой
«дом»,
в
котором
есть
всё
для
его
жизни.
Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает
ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и
беречь то, что они видят.
Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя,
особенно
зимой.
Обратите
внимание
ребёнка
на
ту
красоту,
которая
нас
окружает: какие красивые деревья поутру, как снег укрывает веточки инеем,
как снег блестит на солнце. Что зимой деревья спят и у них только мы
защитники. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину,
потрескивание деревьев, их красоту и чистый прохладный воздух.
Весной природа пробуждается после зимнего сна, и мы радуемся каждой
новой травинке, каждому листочку, каждому цветочку. Наблюдаем за птичками,
которые с самого раннего утра начинают петь свои песни. Вы, наверняка,
выезжаете
в
лес
с
детьми,
чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом,
послушать журчание ручейка и пение птиц. Объясните детям, что не нужно
топтать траву и цветы, ломать ветки на деревьях, нельзя мусорить и загрязнять
водоёмы. Приучите за собой собирать мусор и тушить костер. Собирая цветы и
лекарственные травы, старайтесь не рвать их с корнями. Собирая в лесу грибы
и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны
животным, для питания и лечения. Как, например, гриб мухомор, он такой
красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте, придёт лось и он ему пригодится
для
лечения.
Чтобы
грибы
не
исчезали в
лесу,
не
нарушайте
грибницу,
объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, чтобы после дождика на
этом же месте вырос новый гриб. Этим вы помогаете природе остаться в
живых.
Посадите вместе с детьми у подъезда цветы, повесьте кормушку за окном
или на балконе. Ребёнок сам будет поливать клумбу, и класть корм в кормушку.
Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчика или черепаху, объясните
и
научите,
как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У
многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы
завели себе животное дома, не выбрасывайте его на улицу, мы в ответе за тех,
кого приручили, лучше подарите друзьям или соседям.
А как прекрасен лес осенью, многообразие красок будоражат фантазию,
соберите сухие листья, сделайте с детьми поделку, и украсьте ей комнату,
порадуйте себя и свое чадо.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы
взрослые. Не смогли научить видеть красоту окружающего мира, беречь и
заботиться
о
ней,
чтобы
все
окружающее
нам
приносило
радость
и
удовольствие. Пожелание Вам воспитывать у детей чувство сострадания, и
ответственности. Если дети будут бережно относиться ко всему, заботиться и
беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут добры и
внимательны не только к окружающему миру, но и к вам - родителям.
Список используемой литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология». Ростов
– на – Дону, 2008.
2.Ляхов П. Р. «Я познаю мир». М.: АСТ, 1994.
3. Макарова Л.М. «Экологическая психология и педагогика»: учебное пособие.
Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
4. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — Москва: «Смысл», 2000.
5. Интернет источник- RuNews24.