Автор: Степанова Елена Борисовна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 274 с углубленным изучением иностранных языков
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Участие родителей в воспитательной работе школы"
Раздел: начальное образование
Участие родителей в воспитательной работе школы
Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимо-
отношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наибо-
лее важно при создании воспитательной системы формировать целостное по-
нимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации
воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную ра-
боту на должном уровне.
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами
образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за
качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно
стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущ-
ности современных образовательных процессов, в особенностях образова-
тельной и воспитательной программ школы.
Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается
роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в
школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается,
но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы – это
одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где родитель и
педагог действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитатель-
ную работу.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направ-
лениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение роди-
телей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактери-
зуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия. В пе-
дагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы,
классного руководителя с семьями учащихся:
Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважитель-
ное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидатель-
ный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья
- союзник педагога в воспитании детей.
1
Забота о развитии ученика - цель, мотив и содержание общения
классного руководителя и родителей.
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания,
опора на положительные качества ученика, на сильные стороны
семейного воспитания.
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешатель-
ства в жизнь семьи.
Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным
и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогическо-
го просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение се-
мей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика,
понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль
взаимоотношений родителей и детей.
Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его,
определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фак-
тором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу?
С первых дней необходимо выстраивать взаимоотношения педагога с родите-
лями учащихся. Именно первый контакт располагает их к учителю, не стоит
планировать на первое родительское собрание никакой официальной инфор-
мации. Это может оттолкнуть и испугать. Лучше, если это будет разговор по
душам. Также следует помнить, что общие интересы – это залог успешных
взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве.
Родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении вне-
классных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и
школьного родительского комитета. В работе можно использовать различные
формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.
2
Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе
1.
Урок – наблюдение.
Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям
проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы
использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как
дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения.
Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказыва-
ет огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей.
Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отноше-
ние к ребенку, учителю, школе.
2.
Урок - практическое участие.
Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного об-
разовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной
деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных
участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задейство-
ванными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, сно-
ва вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первокласс-
ников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем са-
мым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма.
3.
Урок – соревнование.
Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, ко-
торую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить
свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование созда-
ет ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познава-
тельный интерес, поэтому его использование оправдано.
3
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родитель-
ским комитетом. Родительский актив - это опора педагога, и при умелом вза-
имодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родитель-
ского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и роди-
тели вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приня-
ты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей
к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Педагог и родительский актив пытаются сформировать советы дел для
организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом
случае применяются следующие формы:
1.Родительский лекторий.
Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются
только лекции. Родительский лекторий способствует ознакомлению роди-
телей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, вы-
работке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны,
и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а
стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в
организации и проведении занятий.
2. Родительское собрание.
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсужда-
ются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог
направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является ря-
довым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и ро-
дителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в
воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные
родительские собрания могут быть построены различно. На учителе началь-
ной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собра-
ния. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в но-
вую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой.
4
От содержания, направленности этого общения будет зависеть результатив-
ность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения
осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и роди-
телей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет про-
цесс воспитания в семье.
5
Заключение
Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ре-
бенка, в которой он живет.
В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная
помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и
родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших
факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное
воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в усло-
виях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективно-
го семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педа-
гогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное
общение с собственным ребенком. Основой взаимодействия школы и семьи
является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений
между всеми участниками педагогического процесса, создающими благопри-
ятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом за-
висит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учи-
телем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимо-
доверительные контакты. Учителю необходимо изучить каждую семью, вы-
яснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того,
как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано,
часто зависит результат.
6