Напоминание

"Участие родителей в воспитательной работе школы"


Автор: Степанова Елена Борисовна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 274 с углубленным изучением иностранных языков
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Участие родителей в воспитательной работе школы"
Дата публикации: 02.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Участие родителей в воспитательной работе школы

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимо-

отношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наибо-

лее важно при создании воспитательной системы формировать целостное по-

нимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации

воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную ра-

боту на должном уровне.

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами

образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за

качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно

стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущ-

ности современных образовательных процессов, в особенностях образова-

тельной и воспитательной программ школы.

Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается

роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в

школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается,

но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы – это

одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где родитель и

педагог действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитатель-

ную работу.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направ-

лениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение роди-

телей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактери-

зуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия. В пе-

дагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы,

классного руководителя с семьями учащихся:

Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважитель-

ное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидатель-

ный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья

- союзник педагога в воспитании детей.

1

Забота о развитии ученика - цель, мотив и содержание общения

классного руководителя и родителей.

Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания,

опора на положительные качества ученика, на сильные стороны

семейного воспитания.

Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешатель-

ства в жизнь семьи.

Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным

и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогическо-

го просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение се-

мей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика,

понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль

взаимоотношений родителей и детей.

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его,

определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фак-

тором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу?

С первых дней необходимо выстраивать взаимоотношения педагога с родите-

лями учащихся. Именно первый контакт располагает их к учителю, не стоит

планировать на первое родительское собрание никакой официальной инфор-

мации. Это может оттолкнуть и испугать. Лучше, если это будет разговор по

душам. Также следует помнить, что общие интересы – это залог успешных

взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве.

Родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении вне-

классных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и

школьного родительского комитета. В работе можно использовать различные

формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.

2

Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе

1.

Урок – наблюдение.

Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям

проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы

использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как

дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения.

Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказыва-

ет огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей.

Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отноше-

ние к ребенку, учителю, школе.

2.

Урок - практическое участие.

Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного об-

разовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной

деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных

участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задейство-

ванными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, сно-

ва вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первокласс-

ников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем са-

мым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма.

3.

Урок – соревнование.

Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, ко-

торую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить

свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование созда-

ет ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познава-

тельный интерес, поэтому его использование оправдано.

3

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родитель-

ским комитетом. Родительский актив - это опора педагога, и при умелом вза-

имодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родитель-

ского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и роди-

тели вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приня-

ты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей

к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Педагог и родительский актив пытаются сформировать советы дел для

организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом

случае применяются следующие формы:

1.Родительский лекторий.

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются

только лекции. Родительский лекторий способствует ознакомлению роди-

телей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, вы-

работке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны,

и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а

стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в

организации и проведении занятий.

2. Родительское собрание.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсужда-

ются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог

направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является ря-

довым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и ро-

дителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в

воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные

родительские собрания могут быть построены различно. На учителе началь-

ной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собра-

ния. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в но-

вую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой.

4

От содержания, направленности этого общения будет зависеть результатив-

ность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения

осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и роди-

телей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет про-

цесс воспитания в семье.

5

Заключение

Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ре-

бенка, в которой он живет.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная

помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших

факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное

воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в усло-

виях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективно-

го семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педа-

гогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное

общение с собственным ребенком. Основой взаимодействия школы и семьи

является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений

между всеми участниками педагогического процесса, создающими благопри-

ятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом за-

висит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учи-

телем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимо-

доверительные контакты. Учителю необходимо изучить каждую семью, вы-

яснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того,

как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано,

часто зависит результат.

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика